В этом году российская компания «Аргуссофт» отметила свое 12-летие. Компания могла бы занимать достойное место в списке ветеранов российского ИТ-бизнеса, ведь в начале 90-х она была довольно заметна на рынке, работая в разных областях, в том числе занималась поставками компьютерной техники и внедрением программных продуктов.
Однако сегодня «Аргуссофт» в России практически не знают. Еще в 1997 г. руководство компании приняло решение сосредоточиться на основном для себя направлении деятельности — заказной разработке ПО и ограничиться только западными клиентами, ведь в то время ИТ-бизнес в США и Западной Европе был и устойчивее, и перспективнее российского.
Сегодня ситуация изменилась, и «Аргуссофт» возвращается в Россию. Компания предлагает традиционные услуги — заказное программирование, а также готовый продукт — систему управления складом CoreWMS. Причем продавать свою систему на российском рынке фирма намерена без посредников.
Готовый программный продукт появился в арсенале «Аргуссофт» совсем недавно. До 2000 г. компания, в которой работает около 100 программистов, занималась разработкой программных продуктов по заказам клиентов. Общим в разных проектах компании была только технология — объектно-ориентированное программирование. Генеральный директор «Аргуссофт» Ефим Ойхман считает, что технологические наработки компании всегда были одним из ее преимуществ. «У нас есть собственные технологические изыски, — говорит он. — Мы используем объектно-ориентированное программирование не только как стандарт, а развиваем эту технологию. За счет этого мы и выросли».
В США «Аргуссофт» получила авторские права на построение технологического процесса и разработки заказных программ. Нововведение российской компании касается процесса «разборки» системы на отдельные части и последующей «сборки» готового продукта.
Предложенный метод заключается в «последовательном приближении к конечному продукту»: выполнении неких действий, связанных с инжинирингом и реинжинирингом отдельных заданий на всех этапах разработки системы.
К созданию собственного готового программного продукта «Аргуссофт» подтолкнули обстоятельства — в 2000 г. в компании почувствовали снижение спроса в США на заказные разработки. «Объем заказов упал, некоторые наши клиенты начали сворачивать бизнес, многие остались нам должны. Стало очевидно, что объем заказных разработок продолжит снижение», — говорит Ефим Ойхман. Необходимо было искать новый бизнес, связанный напрямую с «реальным» сектором экономики.
Разработка собственного продукта показалась единственным выходом. «Мы понимали, что это тяжелое дело, особенно на тесном американском рынке, — рассказывает гендиректор «Аргуссофта». — В то же время другого выбора нам не оставалось».
Идея разработки складской системы с новой архитектурой досталась российской компании в наследство от одного из клиентов, с которым «Аргуссофт» работала над аналогичным проектом. По словам Ефима Ойхмана, компания-клиент была продана более крупной фирме, разработка продукта приостановилась, позже эта фирма и вовсе разорилась, а в «Аргуссофте» осталась команда из 20 программистов, хорошо знакомых с процессами работы склада и имеющих трехлетний опыт разработки ПО в этой области.
Так совпали несколько факторов, и компания начала работать в новом для себя направлении.
«Мы хотели создать продукт, который будет хорошо продаваться», — говорит Ойхман. По его мнению, решить эту задачу компании удалось. Система обладает оригинальной для таких продуктов модульной архитектурой и многими другими преимуществами, при ее создании использовались Интернет-технологии. Эти характеристики, по словам Ойхмана, позволяют продукту занимать одно из первых мест в американских рейтингах конкурирующих систем. Правда, у CoreWMS есть один недостаток. «Система довольно новая, и ее функциональность уступает аналогичным «старым» решениям, например Manhаttаn», — поясняет генеральный директор «Агруссофт».
Разработка ПО была завершена в ноябре 2002 г. Изначально в «Аргуссофте» не загадывали, на каком рынке система будет продаваться, но поскольку основные работы компания долгое время вела именно в США, то и продажи нового продукта начались на американском рынке. За первые полгода продаж систему приобрели шесть заказчиков, в числе которых компания Dupon.
Теперь Ефим Ойхман уверен, что ПО можно успешно продавать и в России. Уже сегодня на отечественный рынок приходится около 10% продаж этого продукта. Первый российский проект — внедрение CoreWMS на мебельном комбинате «Катюша».
Появление собственного продукта заставило компанию создать отдел продаж, хотя Ойхман признает, что его фирма продавать не любит. «Мы в свое время отказались от бизнеса, связанного с продажей техники и ПО, потому что поняли: это не наше, — говорит он. — И теперь первым делом решили, что будем продавать свою систему через партнеров». В Америке CoreWMS продается при посредничестве консалтинговых фирм, а в России партнерства не получилось.
«По нашим представлениям, самыми лучшими партнерами могли быть компании, которые предлагают системы персональной идентификации, штрихового кодирования и т. д., — рассказывает Ефим Ойхман об опыте сотрудничества с российскими фирмами. — Мы подписали партнерские соглашения с четырьмя компаниями, предложив им комиссионные в размере 50% от цены продукта. Но ничего не получилось». Ефим Ойхман объясняет эту неудачу тем, что у компаний, ориентированных на продажу аппаратных средств, по-другому построен цикл продаж, и они ориентируются не на тех руководителей, которые принимают решение по внедрению складской системы. Кроме того, возникает необходимость «кастомизации» готового продукта. «На любом складе есть свои особенности, — говорит Ефим Ойхман. — Ни одной фирме, которая занимается складскими системами, пока не удалось создать универсальную систему».
Продукция «Аргусофт» постоянно совершенствуется как под влиянием новых требований, поступающих от заказчиков, так и по инициативе самой фирмы. Уже в ноябре компания планирует выпустить новую версию CoreWMS v.2. Готовится и выход на рынок США и России CoreIMS — «легкий» вариант семейства Core.