Группа компаний Verysell подвела итоги работы в 2003 г. Общий объем продаж (Net Sales) группы, включающей российские и зарубежные компании, составил 260 млн. долл.
По направлениям деятельности эта сумма распределяется следующим образом: 90 млн. долл. приходится на долю Verysell Distribution, 40 млн. долл. — Verysell IT-Express, 90 млн. долл. — Verysell Telecom и еще чуть более 40 млн. долл. — «Verysell Проекты».
Группа превысила плановое задание примерно на 20% (планировалось, что оборот в 2003 г. составит 215 млн. долл.), ускорился и рост оборота — 57% в 2003 г. по сравнению с 50% в 2002 г.
«Мы не рассчитывали на такой прирост, — комментирует итоги года президент группы компаний Михаил Краснов. — Продолжающаяся реструктуризация, интеграция новых компаний могли существенно замедлить рост». По его мнению, заметное превышение плана обусловлено общей положительной тенденцией развития рынка. «Кроме того, обстоятельства сложились благоприятным для нас образом, — добавляет он. — Мы выполнили контракт объемом 48 млн. долл., что случается не каждый год. В удачное время стартовали наши новые проекты Verysell Telecom и Verysell IT-Express».
Компании удалось достичь и другой важной цели. Объем бизнеса недистрибьюторских направлений превысил обороты по дистрибуции, хотя разница была незначительна.
По словам Михаила Краснова, на первое место по объему бизнеса в группе вышла компания Verysell Telecom. Несмотря на то что значительную его часть составляют поставки телекоммуникационного оборудования, доля услуг постоянно растет. «Сейчас это полноценная интеграторская компания, — говорит Михаил Краснов. — Все подписанные контракты включают по крайней мере шеф-монтаж оборудования, а чисто «коробочного» бизнеса в Verysell Telecom уже не осталось».
Компания «Verysell Проекты», по словам президента группы, также показала хороший рост, хотя в соответствии с планом ей было достаточно сохранить прежние показатели. Созданная в свое время в результате слияния четырех компаний до начала 2003 г. она сохраняла разрозненную структуру: руководство и технический центр были едиными, а подразделения продаж работали независимо, причем без всякой специализации. В 2003 г. «Verysell Проекты» была серьезно реорганизована. На уровне группы компаний мы приняли решение отказаться от прежней структуры и выстроить традиционную интеграторскую компанию с вертикальным делением по отраслям и горизонтальным по технологиям.
По мнению Михаила Краснова, в следующем году она должна показать более заметный рост, но значительного изменения ее доли на рынке он не ожидает. «Эта компания работает на устоявшемся рынке, и задача роста бизнеса перед ней не стоит, — поясняет он. — Начиная проекты Verysell Telecom и Verysell IT-Express, мы вышли в ниши, где не было сильных игроков, и предложили решения, которые были принципиально новыми на рынке. В системной интеграции мы пока не нашли таких решений, а на одном энтузиазме, желании стать самым большим заметного передела рынка не добиться. В любом случае это крепкий, устойчивый бизнес. Теперь он, кроме того, получил возможность быть масштабируемым».
По мнению Михаила Краснова, достигнутую пропорцию, примерно 50/50, можно считать оптимальной, поскольку она сложилась естественным образом. «Сегодня интеграторские компании принесли нам несколько больший объем продаж, в следующем году, возможно, дистрибьюторский бизнес ускорит свои темпы, — говорит он. — Однако значительно от нынешнего распределения долей бизнеса мы вряд ли отдалимся».
В 2003 г. в группе компаний сознательно форсировали рост интеграторского бизнеса. «Это не значит, что мы ограничивали развитие дистрибуции, — поясняет глава Verysell, — но стратегические установки холдинга не могли не сказаться на динамике дистрибьюторских компаний». Однако и Verysell Distribution, и Verysell IT-Express превзошли его ожидания. Более динамично развивалась, естественно, Verysell IT-Express — на нее как на новую компанию в группе возлагались большие надежды.
Перед Verysell Distribution стояла другая задача. Некоторое время назад было принято решение, что главным критерием оценки работы дистрибьюторского направления должны стать его показатели по прибыли. «Это задание полностью выполнено, — говорит Михаил Краснов. — Если раньше в отдельные периоды у нас дистрибуция была на нуле и даже в минусе, то сейчас это устойчивый бизнес, прибыльность которого резко возросла». Стремление к повышению рентабельности Verysell Distribution привело к снижению динамики ее роста.
Сейчас же президент группы Verysell видит в этой компании неиспользованные ресурсы для роста. «Даже за счет старых контрактов, налаженных связей компания заметно увеличила свои показатели, объем продаж вырос на 30 млн. долл., — говорит Краснов. —
Дополнительный потенциал Verysell Distribution мы видим в возможности привлечения новых людей, захвата новых сегментов, использования новых дистрибьюторских технологий. Для его реализации, по всей видимости, потребуется более активная работа холдинга».
В финансовые отчеты группы Verysell не включены показатели новой компании — Verysell-6. «Это новый бизнес, и на показатели работы группы в целом он существенно не повлияет, поскольку консалтинговый бизнес не предполагает больших оборотов», — считает Михаил Краснов. По его словам, Verysell-6 «должна работать со всеми компаниями группы и принимать участие во всех бизнесах как консалтинговая компания». Сейчас в Verysell-6 работает 20 консультантов, компания намерена значительно увеличить их число. Подробнее о планах развития Verysell-6 руководитель группы обещает рассказать в ближайшее время.
Группа Verysell готовится к IPO. Точных планов по выходу на фондовые рынки пока нет, но Михаил Краснов, по его признанию, гораздо оптимистичнее смотрит на эту возможность, чем год назад. Должности финансового директора и руководителя женевского представительства компании занял Вим ван Боммель, который прежде работал в МТС и других российских компаниях и имеет опыт подготовки к IPO. Ему, а также Андрею Зотову, управляющему партнеру Verysell-6 предстоит совместно с президентом группы готовить ее к предстоящему IPO.
Кроме того, Verysell, по словам Михаила Краснова, ведет переговоры о консолидации с целым рядом компаний. «Это не только российские компании, — добавляет он. — Мы хотим диверсифицироваться и регионально, причем не только на территории СНГ».