Проект по производству корпусов для ПК компания Rolsen реализовала на своем заводе во Фрязино в 2001 г. параллельно с производством телевизоров и мониторов.

Производство включает все стадии — штамповку деталей из листового проката, их обработку, порошковую окраску, сборку корпусов и блоков питания, упаковку готовой продукции. Кроме того, на заводе имеются пресс-машины, на которых могут изготавливаться пластмассовые детали корпусов — лицевые панели, декоративные вставки.

Осенью 2001 г. был начат выпуск одного типа корпусов. Постепенно номенклатура расширялась. Уже осенью 2002 г. фрязинское производство поставляло несколько моделей корпусов, в которых использовались 3 типа металлических шасси, 6 видов лицевых панелей и 4 типа блоков питания. Это позволило в течение года продать более 400 тыс. изделий.

В 2003 г. номенклатура выпускаемых корпусов стала еще шире — к середине года в прайс-листе появилось 15 типов корпусов, часть из них со сменными декоративными вставками, с помощью которых сборщики или конечные пользователи могли менять цветовое оформление ПК.

Как рассказал руководитель «корпусного» проекта Сергей Драгайцев, в настоящее время производственные мощности рассчитаны на выпуск до 60—70 тыс. корпусов в месяц. Однако за весь прошлый год компания смогла продать немногим более 400 тыс. Увеличению объема продаж помешал ряд обстоятельств, которые привели к стабилизации спроса на корпуса Rolsen на определенном уровне, хотя отечественный рынок ПК стабильно рос.

Во-первых, Rolsen поставляет большую долю продукции отечественным компаниям-сборщикам ПК, участвующим в тендерах. Но в прошлом году деньги из бюджета поступали весьма неравномерно по времени, поэтому за первые 8 месяцев года было продано столько же корпусов, сколько за последние 4 месяца. А резко, в 3—5 раз, нарастить выпуск изделий на реальном производстве практически невозможно.

Во-вторых, благодаря устойчивому экономическому росту у населения появилось больше свободных денег, запросы покупателей заметно изменились. Если еще в 2002 г. большая часть из них тяготела к недорогой продукции, то в 2003 г. произошло явное смещение спроса к более дорогостоящим изделиям. Эту тенденцию, кстати, отмечают аналитики многих банков, зафиксировавшие лавинообразное нарастание покупок, совершаемых в кредит.

Как рассказывает Сергей Драгайцев, создавая производство корпусов для ПК, компания Rolsen ориентировалась на выпуск достаточно дешевых изделий, стоимостью не более 16—19 долл., что было правильно для условий 2001—2002 гг. Но уже к середине 2003 г. наибольшим спросом стали пользоваться корпуса, которые стоили 25—30 долл. и более.

Поскольку на заводе Rolsen нет инструментального производства, способного изготавливать оснастку (штампы и пресс-формы) для выпуска новых моделей корпусов, компании приходится заказывать ее за рубежом, в частности в Китае, при этом полный комплект штампов (60—100 штук) обходится в «кругленькую сумму» от 200 до 400 тыс. долл.

«Учитывая изменившиеся условия на рынке, — говорит Сергей Драгайцев, — мы вынуждены были искусственно сдерживать развитие своего производства. В связи с этим компания ставит на 2004 г. две стратегические задачи — освоение выпуска более качественных и дорогих корпусов и существенное расширение их ассортимента».

Чтобы решить эти задачи и обеспечить дальнейший рост производства, компания даже готова начать сборку части корпусов из комплектов деталей, импортируемых из-за рубежа. Если среди них появится модель, которая станет хорошо продаваться, то поставщик переведет ее на полный цикл изготовления на фрязинском заводе. Кроме того, производитель намерен начать поставки нескольких типов корпусов по ОЕМ-заказам местным сборщикам, желающим получить уникальные по конструкции и дизайну модели.

В Rolsen, как и в ряде других компаний, уже давно отметили наличие ценового рубежа на уровне 20 долл., который разделяет отечественный рынок корпусов для ПК на два сегмента. К корпусам стоимостью 15—19 долл. потребители предъявляют минимальные требования, их легче производить в России, и фирма-производитель получает заметное конкурентное преимущество. Как только цена корпуса переваливает за 20—25 долл., в число основных требований на первый план выходят дизайн, качество, надежность, раскрученность торговой марки.

В чем основные различия корпусов для этих двух сегментов рынка с точки зрения производства? Во-первых, объясняет Сергей Драгайцев, блоки питания в более дорогостоящих и качественных корпусах мощнее. Во-вторых, при их производстве осуществляется более жесткий контроль качества. Именно потому, что тайваньские компании Inwin и Codegen сумели внедрить жесткие нормы контроля качества, их корпуса занимают на нашем рынке весьма заметную долю и имеют высокую репутацию.

Заметное влияние на цену и качество корпуса оказывают его конструкция и система охлаждения. Еще два года назад с повышением тактовой частоты процессоров наблюдалось почти линейное увеличение рассеиваемого теплового потока, что требовало увеличения объема корпуса ПК и установки мощной системы вентиляции. В последнее время Intel и AMD стали уделять больше внимания снижению энергопотребления процессоров, и в настоящее время для системы с процессором средней мощности вполне подойдет стандартный корпус. Теперь перед разработчиками корпусов все чаще встает задача уменьшения размеров и создания эффективного с точки зрения охлаждения и эффектного по внешнему виду дизайна.

Наконец, при производстве более дорогостоящих корпусов используется, как правило, более толстый прокат (до 0,7—0,8 мм) с электроцинковым покрытием. Российские металлурги умеют выпускать горячекатаный прокат и даже покрывать его цинком, но по качеству это покрытие значительно уступает тому, которое зарубежные производители наносят на металлический лист (причем иногда закупаемый в России).

Поэтому производителям корпусов зачастую приходится закупать оцинкованный стальной лист в Китае, что, кстати, иногда оказывается дешевле.

Для отечественной компании, намеренной развивать продажи корпусов, но не планирующей создавать в России полноценное производство, существует всего две модели такого бизнеса — либо привозить готовые корпуса, либо импортировать комплекты деталей для сборки корпусов на месте.

По расчетам Сергея Драгайцева, при выпуске однотипных корпусов вторая модель может оказаться более выгодной. За счет разницы в затратах на транспортировку и таможенных тарифов компания может сэкономить почти 5 долл. на каждом корпусе.

Однако ей придется выплачивать зарплату рабочим, занятым на сборке, не исключены и большие потери за счет брака, возникшего при транспортировке или недоукомплектованности ввозимых комплектов деталей. В целом эта выгода может сократиться до 1 долл./корпус.

Стоит также учитывать, что готовые корпуса — это ликвидный товар, который может быть реализован еще до пересечения границы России, и зарубежные поставщики могут предоставить кредит на их покупку, в то время как комплекты деталей для сборки не относятся к категории ликвидных товаров — они продаются конкретному производителю корпусов при жестких гарантиях закупки и практически без кредитов.

Как подчеркивает Драгайцев, определенная выгода от организации сборки корпусов из импортируемых комплектов в России достигается лишь в случае, если эти корпуса дешевле все тех же 20 долл. Если цены на корпуса возрастают до 25—30 долл. и более, то разница в прибыльности двух рассмотренных моделей бизнеса становится несущественной.

Создать в России собственное производство, хотя бы в рамках той технологической схемы, какую реализовала Rolsen (изготовление деталей, покраска, сборка), — достаточно дорогое мероприятие, оно под силу лишь крупным компаниям, способным изыскать значительные инвестиции. Построив такое производство, компания, несомненно, получит преимущество перед теми, кто завозит готовые корпуса или собирает их из импортных комплектов. Но ей придется тщательно планировать номенклатуру выпускаемых продуктов и выстроить канал сбыта, который сможет обеспечить полную загрузку производства.