Согласно данным компании Gartner, в третьем квартале 2016 г. мировые поставки ПК составили 68,9 млн. шт. — на 5,7% меньше, чем год назад. Это уже восьмой квартал (подряд) снижения ПК-поставок — самый длинный период спада за всю историю отрасли.
Производители столкнулись со многими трудностями, включая слабые продажи накануне учебного года и сохраняющийся низкий спрос в потребительском сегменте, особенно на формирующихся рынках.
По мнению Микако Китагава, главного аналитика Gartner, на результатах ПК-рынка сказались две основные проблемы: увеличение срока использования персональных систем (как следствие избытка потребительских устройств) и слабый потребительский спрос на формирующихся рынках: «Согласно нашему исследованию в этом году, большинство потребителей на зрелых рынках имеют в своем распоряжении и используют по крайней мере три разных типа устройств, и среди них ПК не является приоритетным. Так что они не чувствуют необходимости делать апгрейд столь же часто, как раньше. Некоторые могут и вовсе не купить себе новый ПК. На формирующихся рынках проникновение персональных компьютеров низкое, но потребители тем не менее не стремятся приобрести ПК — они пользуются главным образом смартфонами или фаблетами и просто не видят необходимости использовать ПК в той же мере, как потребители на зрелых рынках».
По данным аналитиков, ПК-рынок продолжает консолидироваться: топ-6 вендоров располагают в общей сложности рекордно высокой долей —78%(в третьем квартале) . При этом поставки Lenovo шесть кварталов подряд снижались относительно предыдущего года, тогда как ее ближайшие конкуренты, HP Inc. и Dell, демонстрируют рост поставок со второго квартала 2016 г. Стабилизация коммерческого ПК-рынка была основным фактором роста продаж HP Inc., так как большая часть ее дохода приходит из этого сегмента. У Dell прирост поставок в большинстве регионов превысил среднерегиональный.
ПК-продажи в EMEA в третьем квартале составили более 19,2 млн. шт., что меньше на 3,3%, чем за тот же период год назад. Снижение на рынке EMEA было вызвано главным образом очень слабым спросом в Восточной Европе, Евразии, на Ближнем Востоке и в Африке.
Если же говорить о ситуации в данном сегменте российского ИТ-рынка, то по данным компании CONTEXT, в первом полугодии 2016 г. здесь было продано ПК на 52,62% меньше, чем годом ранее. Напомним, что эта аналитическая компания считает продажи продукции исключительно через дистрибьюторов. Поэтому в отчет не попадают данные о поставках как крупных вендоров, так и представителей «самосбора» напрямую корпоративным заказчикам или в розничные сети.
Лидером по продажам десктопов осталась компании НР Inc. Правда, в штуках они снизились больше, чем у других ведущих вендоров, — на 85,44%, в связи с чем уменьшилась и ее рыночная доля — с 54,76% в первом полугодии 2015 г. до 45,07% за шесть месяцев этого года.
На втором месте компания Lenovo. Ее продажи в первом полугодии 2016 г. также упали, но меньше, чем у HP Inc., — на 38,31%. А доля вендора в российском дистрибьюторском канале увеличилась с 18,83 до 20,78%.
Замыкает тройку лидеров Acer. За первые два квартала 2016 г. компания продала ПК через дистрибьюторов на 27,33% меньше, чем год назад, но лучше, чем в целом по рынку. Так что доля вендора выросла с 6,94% в 2015 г. до 8,32% по итогам первого полугодия 2016 г.
По данным CONTEXT, среди ведущих компаний только Dell (+16,68%) и Apple (+7,01%) смогли нарастить продажи и соответственно свои рыночные доли по сравнению с прошлым годом.
А вот по данным IDC, объем рынка настольных ПК в третьем квартале сократился на 30,6% относительно прошлого года и составил 355 тыс. штук. Домашние пользователи явно отдают предпочтение мобильным форм-факторам. HP Inc., Lenovo и Acer лидируют в сегменте десктопов. Замыкают пятерку лидеров Depo Computers (4-еместо) и DEXP (5-е место).
«Существует категория потребителей, состоящая из технически продвинутых пользователей ПК, заинтересованных в самостоятельном подборе конфигурации компьютера. Однако, при текущих ценах на комплектующие, основной массе потребителей не очень интересен сегмент „no name самосбора“. Многим потребителям намного проще купить готовую продукцию известных мировых брендов. К тому же ряд отечественных производителей предоставляет возможность пользователям выбрать конфигурацию и приобрести десктоп по выгодной цене», — считает Наталья Виноградова, старший аналитик IDC Россия.
Несмотря на такие пессимистические результаты, настольные ПК по-прежнему востребованы каналом продаж. В этом году стационарные компьютеры занимают шестое место в рейтинге популярности продуктовых линеек: их продают 65,4% респондентов. Справедливости ради напомним, что в 2014 г. интерес канала к этим устройствам все-таки был выше. Тогда они делили пятое и шестое места с номинацией «Ноутбуки», а работу вендоров оценивали представители 72,1% партнерских компаний.
Претенденты
В 2014 г. в предварительный список претендентов в номинации «Настольные ПК» было включено 19 вендоров: Acer, Apple, ASUS, Cisco Systems, Dell, Depo Computers, DNS, Fujitsu Technology Solutions, HP, IBM, iRu, Kraftway, Lenovo, MSI, USN Computers, Wexler, «Аквариус», «К-Системс», «Формоза». При этом больше половины — 11 компаний — смогли преодолеть порог канальности: Acer, Apple, ASUS, Dell, Depo Сomputers, Fujitsu, HP, iRu, Kraftway, Lenovo и «Аквариус».
В 2016 г. на звание «Чемпион канала» претендовало 18 компаний: Acer, Apple, ASUS, CityLine, Dell, Depo Computers, DNS, Fujitsu, HP Inc., ICL, iRu, KNS, Kraftway, Lenovo, Meijin, USN Computers, «Аквариус», «Рамэк»*. Во «второй тур» смогли пройти только 10 претендентов: Acer, Apple, ASUS, Dell, Depo Computers, Fujitsu, HP Inc., iRu, Lenovo, «Аквариус».
Отметим, что только одна компания из тех, что входили в пятерку лидеров 2014 г., в этом году не смогла в ней удержаться . Два года назад Fujitsu (а именно об этом вендоре идет речь) принадлежало третье место в номинации «Настольные ПК». Напомним, что в предыдущем рейтинге к данному производителю у респондентов была лишь одна претензия. Тогда он получил низшую оценку за критерий «Соотношение цена/качество». Так почему же два года спустя партнеры не включили Fujitsu в список победителей? Возможно, подобное отношение канала к вендору было спровоцировано новостями о том, что Fujitsu, занимающая девятую строчку в мировом рейтинге производителей ПК (согласно IDC), ищет возможность избавиться от этого бизнеса как от непрофильного, чтобы сосредоточиться на стратегических направлениях. Сделать это с выгодой для японского вендора позволит сделка с Lenovo, которая сообщила о намерении приобрести очередной ПК-бизнес.
Представители Fujitsu подтвердили, что вендор ведет переговоры с Lenovo, в рамках которых две компании изучают различные возможности сотрудничества на рынке. А в официальном заявлении китайского производителя говорится, что это сотрудничество позволит нарастить его ПК-бизнес, опираясь на каналы сбыта Fujitsu, поддержку, НИОКР и производственные мощности в совокупности с охватом рынка и отлаженной цепочкой поставок самой Lenovo.
На этом можно было бы закончить рассказ о компаниях, которым так же, как и Fujitsu, не удалось продвинуться дальше порога канальности. Тем более что за прошедшие два года список тех, которые не попали в пятерку победителей, изменился не сильно: его покинула компания Kraftway, за которую в этом году проголосовало меньше 30% наших респондентов, заполнивших анкету в номинации «Настольные ПК».
Представляем победителей
Пятое место респонденты отдали «Аквариусу». Напомним, что в 2014 г. эта компания, остававшаяся долгое время единственным российским вендором среди победителей рейтинга, не смогла противостоять натиску иностранных конкурентов и выбыла из пятерки лидеров. Два года спустя она, набрав 31,948 балла, вернулась в число лауреатов. Конечно, прежде всего это можно объяснить политикой импортозамещения. Но есть и другие моменты, которые оказали влияние на положение вендора в турнирной таблице. Вряд ли нужно напоминать, что ПК — традиционное для «Аквариуса» оборудование. За время, прошедшее с предыдущего рейтинга, производитель разработал и запустил более 20 новых или обновленных наименований ПК, в том числе мини- и моноблочных компьютеров. Расширение продуктовой линейки — немаловажный факт для партнеров, которые заинтересованы в оборудовании, способном наилучшим образом решить задачи, стоящие перед их клиентами. Кроме того, вендор продолжил тесное взаимодействие с производителями программного обеспечения на предмет тестирования и сертификации выпускаемого «железа». Так, например, в течение двух последних лет были успешно завершены испытания компактных ПК (неттопы и тонкие клиенты) на совместимость с ПАК «Аккорд» и ПАК «Соболь». Решения (программно-аппаратные модули, которые интегрируются в устройство и обеспечивают дополнительную защиту от несанкционированного доступа и доверенную загрузку) были сертифицированы ФСТЭК и ФСБ России. А рабочие станции Aquarius сертифицированы для работы с системой автоматизированного проектирования КОМПАС 3D. Напомним и об OEM-соглашении по предустановке Windows и Office, заключенном российским производителем с компанией Microsoft, которое предполагает не только всестороннее тестирование и сертификацию «железа», но и обязательную поддержку пользователей, купивших его. Несомненно, все эти шаги позволили производителю расширить список потенциальных клиентов, заинтересованных в приобретении ПК, поэтому интерес к данной продукции со стороны канала продаж также повысился.
Заметим еще, что за последние два года радикально обновился сайт компании, в том числе продуктовый раздел по ПК и раздел для партнеров. В результате производитель предоставил каналу продаж функционал, позволяющий автоматически «заимствовать» с сайта готовые к печати актуальные маркетинговые и технические материалы по каждому продукту.
Заняв пятое место в номинации «Настольные ПК», российский вендор сместил с него компанию Dell, которая поднялась на третье место. И хотя ее итоговая оценка (35,776 балла) меньше, чем у «бронзового» финалиста 2014 г. (тогда на этом месте стояла компания Fujitsu с результатом 36,74 балла), она заметно выше итоговой оценки, полученной самим производителем два года назад (34,31 балла). Напомним, что тогда вендор получил низшие оценки по следующим критериям: «Активность в продвижении продукции», «Прибыльность продукции», «Маркетинговая поддержка партнеров», «Техническая поддержка партнеров», «Сервисное обслуживание заказчиков», «Обучение и сертификация партнеров». Сегодня производитель не только улучшил свою работу по всем вышеперечисленным критериям, но даже получил одну высшую оценку. Участники опроса решили, что настольные ПК этой торговой марки можно считать самыми прибыльными среди продукции всех финалистов. Неудивительно, что с такими результатами вендор смог подняться с пятого места, которое он занимал не один рейтинг подряд.
Что касается оставшихся трех финалистов, то все они сохранили за собой места, на которые их поставили респонденты в прошлом рейтинге. А это значит, что четвертая строчка — у компании ASUS, набравшей 34,078 балла (в 2014 г. ее итоговая оценка составляла 35,69 балла). Несмотря на то что довольно долго эта торговая марка у российских пользователей ассоциировалась с нетбуками и ноутбуками, а у более продвинутых — с сетевым оборудованием, комплектующими и мониторами, и уж никак ни со стационарными системами, ASUS входит в число победителей четвертый рейтинг подряд. При этом оценки, полученные компанией в нынешнем исследовании, можно охарактеризовать как «средние». У канала нет к этому вендору никаких конкретных претензий — он не получил ни одной худшей оценки, но и особо выдающихся достижений за ним также не замечено — ему не досталось ни одного высшего балла.
Заметим также, что в настоящее время у ASUS пятое место в мировом рейтинге вендоров, занимающихся поставками настольных систем. При доле 6,9% ASUS совсем немного отстает от своего ближайшего конкурента — компании Apple (7,4%). Учитывая, что в последнее время у Apple существенно снижаются объемы поставок настольных систем (падение за год составило 13,0%), для ASUS вполне реально обогнать конкурента и вплотную приблизиться к лидерам рынка — Lenovo, HP, Dell.
На второй ступеньке пьедестала почета третий рейтинг подряд — компания Lenovo. Напомним, что в 2014 г. этот финалист получил две высшие оценки (за критерии «Соотношение цена/качество» и «Активность в продвижении продукции») и одну «худшую» (за критерий «Качество продукции»). При этом общая итоговая сумма баллов Lenovo в 2014 г. оказалась заметно больше, чем в 2012 г. (37,643 против 31,368 балла). Нынешний рейтинг также «наградил» вендора двумя высшими оценками. А вот претензии к качеству продукции его партнеры сняли. Но тем не менее уровень оставшихся оценок производителя в этом году оказался ниже прошлогоднего результата — 36,137 балла.
В том, что Lenovo вновь стала лучшей в вопросах «Соотношения цена/качество» и «Активности в продвижении продукции», нет ничего удивительного. Агрессивная политика китайского вендора по завоеванию мирового ИТ-рынка хорошо известна. Интересный факт приводят аналитики CONTEXT. В первом полугодии 2016 г. в России максимальное количество (более половины) настольных ПК HP было продано в ценовой категории 400–600 долл. Основные продажи Lenovo пришлись на десктопы стоимостью 250–450 долл. (около 50%). И недавно шеф канала Lenovo Сэмми Кинло вновь подтвердил приверженность этому курсу, заявив участникам конференции Best of Breed: «Передо мной поставлена задача наращивать продажи ПК с двузначными темпами роста — выше, чем рынок [в целом]».
Но надолго ли еще хватит запаса прочности? В финансовом отчете за 2015 финансовый год (с апреля 2015 г. по март 2016 г.), опубликованном Lenovo, сообщается о доходе 44,912 млрд. долл. (на 3% меньше, чем год назад), марже валовой прибыли 14,8% (на 0,4% больше прошлого года) и чистом убытке 128 млн. долл. За указанный период компания продала 56 млн. шт. ПК и 66 млн. шт. смартфонов во всем мире — на 6 и 13% меньше, чем год назад.
Обсуждая последние шаги вендора на мировом ПК-рынке (в том числе и покупку ПК-бизнеса Fujitsu, о котором уже рассказывалось выше), аналитики приходят к выводу, что, стремясь к агрессивному росту поставок, Lenovo намерена также увеличить маржу на продуктах в верхнем ценовом сегменте. Эта сделка дала бы вендору прочное положение в прибыльном верхнем сегменте японского ПК-рынка.
«Возможно, она и не качнет стрелку в плане поставок (имеются в виду общемировые объемы продаж ПК, в которых на данный момент Fujitsu принадлежит чуть больше 1%. — Прим. автора), — говорит Джек Наркотта, старший аналитик фирмы Technology Business Research Inc. — Но каждый ПК [проданный в Японии] — это от 800 до 900 долл. вместо 400 долл. или 500 долл. в США или EMEA. Lenovo — всё еще № 1 на рынке, но их объемы снижаются. Если ты не видишь, как решить эту проблему, прицел смещается на то, чтобы выжать максимум прибыли из тех продуктов, которые продаешь».
Как все эти действия вендора отразятся на его взаимоотношениях с каналом продаж, узнаем уже из следующего рейтинга.
А пока скажем, что серебряному финалисту (несмотря на то что он набрал меньше баллов, чем два года назад) удалось вплотную приблизиться к победителю. Напомним, что в прошлом году отрыв HP от ближайшего конкурента составил 3,015 балла. Тогда вендору удалось набрать 40,66 балла, получив самые высокие оценки по следующим критериям: «Качество продукции», «Маркетинговая поддержка партнеров», «Техническая поддержка партнеров», «Сервисное обслуживание заказчиков», «Обучение и сертификация партнеров». В этом году список «наивысших достижений» вендора остался неизменным. Но, судя по всему, партнеры остались недовольны уровнем прибыльности настольных ПК: HP Inc. получила самый низкий балл по данному критерию. В результате итоговая оценка победителя номинации «Настольные ПК» 2016 г. равна 37,97 балла. Да и отрыв от компании Lenovo не такой значительный, как ранее, — всего 1,833 балла.
Критерии и оценки
Главным критерием для компаний, продающих настольные ПК, в этом году вновь стала «Прибыльность продукции» (его значение было оценено нашими респондентами в 0,844 балла). Напомним, что два года назад оценка важности именно этого критерия стала самой высокой во всем рейтинге — 0,885 балла.
«Серебро» в соревновании второй рейтинг подряд достается соотношению цена/качество (0,827 балла). Интересно, что продавцы настольных ПК в этом году оказались практически самыми не заинтересованными в этом критерии работы вендора. Такое же отношение к «Соотношению...» продемонстрировали только продавцы ноутбуков.
Самым малозначимым для продавцов настольных ПК вот уже четвертый рейтинг подряд становится критерий «Обучение и сертификация партнеров». В этом году вес для наших респондентов оказался даже меньшим, чем в предыдущем рейтинге (0,475 против 0,515 балла).
* «ПК» — единственная номинация, в которой мы отступили от установленных правил, не включив в итоговый список некоторые марки (принадлежащие как московским, так и региональным компаниям), так как они были названы самими производителями, продающими свои устройства наряду с «чужими». Именно такие торговые марки (и их производители) не попали в итоговый список претендентов, а оценки, которые вендоры поставили самим себе, не принимались к рассмотрению.