Одна из основных причин связана со статусом Санкт-Петербурга. Это не только центр огромного региона — всего Северо-Запада нашей страны, но и вторая столица России. А раз столица, то, естественно, питерские ИТ-компании не могут фигурировать в материалах, посвященных региональному ИТ-бизнесу (в лучшем случае лишь в качестве комментаторов того, что происходит в других регионах). В то же время в соперничестве почти по всем ключевым экономическим показателям — валовому региональному продукту, емкости местного рынка, объему иностранных инвестиций, уровню доходов населения и т. д. — северная столица в разы уступает Москве. Отсюда и разница в объемах ИТ-рынков двух городов, и соответственно, разница в количестве публикаций на страницах CRN/RE.
Конечно, мы часто пишем о нескольких крупнейших питерских компаниях, прежде всего дистрибьюторских, деловые интересы которых уже давно вышли за пределы СЗФО, но, как правило, речь в этих публикациях идет об их бизнесе в целом, а не о той его части, которая связана с СЗФО или Петербургом.
В свою очередь, ИТ-рынок Санкт-Петербурга и области, в которых живет около 45% всего населения округа, в СЗФО явно доминирует, и на остальные 9 регионов остается не очень много. К тому же в некоторых из них ИТ-компании и заказчики предпочитают работать не с питерскими партнерами, а через Москву.
Невозможно одной подборкой из примерно десятка статей наверстать упущенное годами — жизнь идет вперед, и ИТ-бизнес в СЗФО растет и меняется. Ну что ж, постараемся исправиться — будем больше писать о рынке и компаниях Северо-Запада. Тем более что в ближайшие годы звезды, похоже, будут благосклонны к Северной Пальмире. Действительно, трудно отрицать некое особое отношение к родине президента, новый губернатор успешно «переманивает» на учет в город на Неве крупнейшие компании (они же налогоплательщики), а планы «транспортных коридоров» и «ворот» в Европу все же приближаются к стадии реализации.
Вторая большая тема этого спецвыпуска — территориальная экспансия ИТ-компаний. Мы наблюдаем здесь две встречные, хотя далеко не равные по силе, тенденции: крупные столичные компании, как дистрибьюторские, так и интеграторские, все активнее продвигаются в регионы, создавая там филиалы, представительства, склады и покупая местные фирмы; в то же время крупные региональные компании все чаще преодолевают «забор», окружающий их город, область или край, выходя в другие, обычно соседние, регионы. Географическая экспансия — это один из основных путей развития бизнеса, а для компаний в регионах — зачастую и единственный способ преодолеть ограничения, обусловленные малым объемом ИТ-рынка своего региона. В то же время с ней связано немало проблем, о которые порой спотыкаются и только выходящие на этот путь компании, и признанные лидеры рынка.
И последний вопрос... Мы не затрагиваем его в спецвыпуске, поскольку это дело будущего (хотя, видимо, самого близкого). Речь идет о намеченных реформах властных структур, направленных на дальнейшую централизацию управления страной и ограничение самостоятельности местных органов власти. А это в перспективе вполне может аукнуться ослаблением позиций региональных ИТ-компаний в соперничестве со столичными конкурентами.