На фоне едва заметного роста в промышленности и сельском хозяйстве ИТ-рынки этих регионов демонстрируют довольно неплохие результаты. Правда, точных цифр, характеризующих их объемы и темпы роста, получить не удалось — руководители ИТ-компаний пытаются оценивать эти показатели, но разброс мнений весьма велик. Как, впрочем, и во многих других регионах.
Александр Алексеев, генеральный директор новгородской компании «Хард», вспоминает, как года три назад заявки на участие в одном из проектов, предусматривавших поставку компьютерной техники, подали 35 претендентов. Крупных игроков в городе не более десяти, но для Новгорода даже такое количество компаний явно избыточно.
«По числу фирм на душу населения мы, наверное, обогнали Москву и Санкт-Петербург, — говорит Александр Дейна, генеральный директор компании «НовгородПрограммСистем». — Поэтому и конкуренция у нас довольно сильная. В городе работает пять-шесть крупных компаний, которые контролируют свыше 50% рынка. Остальное делят более мелкие игроки».
Несмотря на обилие ИТ-компаний, ежегодно появляется как минимум пара новых фирм, которые со временем вырастают в компании среднего размера, говорит Константин Александров, директор псковской компании «Диалог Плюс». Бывает, что фирмы закрываются, но такие случаи крайне редки. А по словам Александра Богданова, директора псковской компании «Комсэл», за последние два года число ИТ-фирм в городе увеличилось в два раза.
Объем ИТ-рынка Великого Новгорода, как считает Александр Дейна, составляет 7,5 млн. долл. Практически ту же цифру — 8 млн. долл. — называет и Евгений Безлаковский, директор новгородской компании «Сплав XXI век». Есть специалисты, которые дают более пессимистичную (или, может быть, более реалистичную?) оценку — 4 млн. долл. Оптимисты, напротив, утверждают, что объем ИТ-рынка в Новгороде и области достигает 30 млн. долл.
Нет единого мнения и относительно темпов роста рынка. По словам Александра Дейны, это 20—25% в год. Максим Киселев, исполнительный директор фирмы «Новинтех», дает близкую оценку — 15%.
В то же время Сергей Кузьмин, директор новгородской компании «Технотрон», не видит большого прогресса и считает, что объем поставок увеличивается лишь на несколько процентов в год. Эту точку зрения разделяет и Евгений Безлаковский.
Оценки игроков псковского рынка коррелируют с новгородскими. Например, по мнению Александра Спиридонова, менеджера псковской компании «Техно», объем ИТ-рынка в его городе составляет несколько миллионов долларов. Более точную оценку — свыше 3 млн. долл. — дает Александр Богданов. Но есть и другая точка зрения. По словам Валерия Паракшина, коммерческого директора компании «Все для ПК», объем ИТ-рынка Пскова и области достигает 20 млн. долл. и увеличивается ежегодно на 20%, а Константин Александров полагает, что он приближается к 26—27 млн. долл., но растет вдвое медленнее.
Структура продаж в обоих регионах практически одинакова: половина оборота приходится на корпоративных заказчиков и госучреждения, вторая половина — на домашних пользователей. Картина ожидаемая, поскольку в этих регионах нет крупных промышленных предприятий.
Правда, называя доли различных категорий покупателей, руководители ИТ-компаний приводили несколько различающиеся оценки — 50/50 или 40/60. Но это легко объяснить «наклонностями» самих ИТ-фирм, тем, какие сегменты рынка прежде всего попадают в их поле зрения. Одни делают акцент на поставку техники корпоративным клиентам, другие занимаются системной интеграцией и предоставлением услуг, третьи предпочитают развивать розничные продажи. Специалисты отмечают, что четко выраженной специализации среди местных игроков пока нет, — все готовы заниматься всем. Например, компания, внедряющая бухгалтерские программы и ПО для управления предприятием, легко согласится поставить в рамках проекта ПК и периферийные устройства.
Паритет между домашними и корпоративными заказчиками сложился недавно, поскольку активно приобретать компьютеры население начало лишь в последние два года. Рост покупательной способности — это отражение постепенно улучшающейся экономической ситуации в регионе: заработали многие предприятия, повысилась средняя заработная плата, деньги стали выплачивать регулярно, ликвидированы задолженности по зарплате, пенсиям и другим выплатам. Хорошим подспорьем для развития розничного рынка стала доступная система кредитования населения. В Новгороде и Пскове есть несколько банков, предлагающих кредиты на приемлемых условиях. «Ежедневно мы продаем в кредит два, а то и четыре компьютера», — говорит Александр Алексеев.
Отмечено оживление и в корпоративном секторе. По словам Максима Киселева, многие клиенты одновременно с ростом бизнеса развивают и свою ИТ-инфраструктуру. Большую долю покупателей составляют вновь созданные фирмы. Особенно активны компании, образованные с участием иностранного капитала, — они с первых дней уделяют пристальное внимание вопросам автоматизации бизнеса, поэтому практически всегда пользуются услугами профессиональных системных интеграторов и закладывают ИТ-инфраструктуру на этапе строительства предприятия и его запуска в эксплуатацию.
Большое влияние на ИТ-рынки Новгорода и Пскова оказывает географическое положение городов, в первую очередь их близость к Санкт-Петербургу. В этом есть свои плюсы и минусы.
Преимущество такого соседства заключается, по словам руководителей компаний, в том, что им нет нужды держать у себя в городе большой склад, — ведь в течение дня можно съездить в Петербург, получить у дистрибьютора товар и вернуться домой. Большую партию изделий или дорогостоящую продукцию нецелесообразно закупать впрок — их привозят под конкретный заказ. Правда, некоторые местные фирмы все же имеют склады и считают это одним из главных конкурентных преимуществ. Из Москвы технику тоже привозят, но в гораздо меньших количествах.
Существует еще один источник поступления продукции в эти регионы — Финляндия. Оттуда везут оборудование, как правило, уже бывшее в употреблении. Стоит оно недорого, но и спрос на него невелик.
Еще одно преимущество, которое дает близкое соседство с Петербургом и Москвой, — возможность без больших временных и материальных затрат ездить в эти города на партнерские конференции и семинары.
К сожалению, близость столиц сбивает цены. Сегодня стоимость техники в Новгороде и Пскове практически такая же, как в Петербурге, и это сдерживает развитие местных компьютерных фирм. Поскольку обороты в провинции гораздо ниже, то при одинаковой марже меньше и прибыль. Кроме того, северная столица давно стала прямым и очень серьезным конкурентом. Не будем говорить о тех корпоративных заказчиках, которые обязаны закупать определенное оборудование в определенном месте, — они не клиенты местных ИТ-компаний. Но есть много малых и средних фирм, а также частных лиц, которые могут выбирать, что и где им покупать. Как отмечает Сергей Косячков, начальник отдела продаж новгородской компании «Киммерия», нередко такие покупатели отправляются за товаром в Петербург в надежде сэкономить сотню-другую долларов, не задумываясь при этом о затратах времени, стоимости проезда и возможных проблемах с обслуживанием.
Как уже отмечалось, в Новгороде и Пскове примерно 50% объема продаж приходится на розничный рынок. Недостатка в специализированных компьютерных магазинах нет — в каждом городе их не менее десяти. Разумеется, есть и мелкие «полуподвальные» фирмы, но их число сравнительно невелико, и серьезной конкуренции крупным торговым точкам они не составляют.
Гораздо больше региональных игроков волнует экспансия крупных московских и питерских розничных сетей — конкурировать с ними будет очень трудно. В Новгороде уже работает несколько филиалов московских и питерских фирм, а сейчас все говорят о скором открытии магазина питерской компьютерной сети «Кей», пытаясь предсказать возможные последствия этого события.
В Пскове работает магазин «Компьютерный мир», принадлежащий одноименной питерской сети (это пока ее единственная торговая точка за пределами Петербурга). Также в Пскове работают компания «ВЭБ-Мастер», региональный представитель группы компаний «Формоза», и магазин «Волшебный мир компьютеров».
Приход конкурентов из столиц обострит и кадровую проблему. Желающих работать в компьютерном бизнесе много, говорит Александр Спиридонов, но квалифицированных сотрудников везде не хватает, и Новгород с Псковом — не исключение. В этих городах есть ряд вузов, но по профилю ИТ они готовят только программистов. Менеджеров, разбирающихся в специфике компьютерного бизнеса, а также специалистов по «железу» компаниям приходится выращивать самим. Конечно, в вузах готовят маркетологов, управленцев и менеджеров, но выпускники этих специальностей почему-то не идут в компьютерный бизнес. Видимо, их не устраивает уровень зарплат. По словам Сергея Косячкова, отчасти проблема подготовки кадров решается благодаря вендорам и дистрибьюторам, которые регулярно проводят обучающие семинары и тренинги. Правда, наиболее квалифицированные и решительные специалисты находят работу в Петербурге или Москве.
Одна из особенностей местных ИТ-рынков — более узкий, чем в крупных городах, ассортимент продукции. Российские брэнды представлены такими марками, как Aquarius, DEPO и «Формоза». Компьютеры западных вендоров приобретают преимущественно корпоративные клиенты, да и то через партнеров в Петербурге или Москве. Львиную долю рынка ПК занимает продукция местных сборщиков. В сегменте принтеров доминируют устройства Canon и Epson, а среди мониторов — LG и Samsung. Потребности клиентов в сетевых решениях удовлетворяются за счет поставок оборудования 3Com, D-Link и Allied Telesyn.
Лишь считаные фирмы работают с заказчиками из области. В их числе — компания «Сплав XXI век», имеющая за пределами Новгорода три магазина. По словам Евгения Безлаковского, объем ИТ-рынка области примерно такой же, как в ее столице. Как и в других регионах, заказчики из глубинки обычно едут за покупками в областной центр.
До сих пор Новгородская и Псковская области не привлекали пристального внимания крупных системных интеграторов. Например, компания IBS работала в этих городах только с ЦБ РФ в рамках проекта по разработке и внедрению интегрированной системы управления телекоммуникационными и информационными ресурсами. Константин Парфенов, директор по развитию бизнеса компании i-Teco, заметил, что эти регионы могут представлять определенный интерес в смысле заказов — например проектов для городских администраций или отдельных промышленных предприятий, но их нельзя считать приоритетными. Возможна также поддержка региональных партнеров при выполнении проектов.
«В этих регионах число предприятий, готовых к реализации комплексных ИТ-проектов, невелико, — считает Айдар Гареев, директор управления регионального бизнеса компании «АйТи». — Речь идет не только о готовности инвестировать в ИТ, но и об осознании необходимости комплексной автоматизации как таковой. Нельзя говорить, что в этих регионах нет проектов. Например, в числе клиентов «АйТи» — Боровичский завод огнеупоров (Новгородская область), УМНС по Псковской области. Но масштабы и уровень решаемых задач несоизмеримы с проектами, например, для уральских предприятий».
Впрочем, в ближайшее время ситуация может измениться, и не исключено, что эти области войдут в число приоритетных регионов для многих крупных ИТ-компаний. Новгород и Псков занимают выгодное географическое положение и могут стать «воротами» в Евросоюз (Псковская область граничит с Латвией и Эстонией). Важный транспортный коридор через Новгород и Псков может пройти из центральных областей россии в Петербург с его морскими портами, а также в Финляндию. Значительной статьей дохода станет туризм.
Инвестиции есть, но…
В Новгородской области нет крупных месторождений полезных ископаемых. Десять лет назад областные власти в качестве стратегии экономического развития избрали привлечение иностранных инвесторов, которым предлагались существенные налоговые льготы. Для них были созданы «тепличные» условия — так, по оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», Великий Новгород занимает первое место среди всех российских городов по уровню законодательных условий для предпринимательской деятельности.
Эти усилия были вознаграждены — по данным областной администрации, с 1994 г. общий объем иностранных инвестиций превысил 700 млн. долл. На долю предприятий с иностранным капиталом приходится около 60% всей выпускаемой в области промышленной продукции. Помимо предприятий по производству товаров потребления и пищевой промышленности иностранные инвесторы (в первую очередь — финские) вкладывают средства в лесообрабатывающую отрасль.
В прошлом году объем иностранных инвестиций «на душу населения» в Новгородской области (306 долл.) более чем вдвое превысил показатели Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Вместе с тем можно отметить, что эти инвестиции слабо сказываются на благосостоянии жителей — рост реальных денежных доходов населения в прошлом году оказался самым низким в СЗФО (6,6%), а средняя зарплата по-прежнему одна из самых маленьких — 4491,6 рублей. Дешевизна рабочей силы — немаловажный фактор, привлекающий внешних инвесторов.
К сожалению, иностранные инвесторы отнюдь не стремятся «реанимировать» высокотехнологичные и наукоемкие производства, в том числе в области радиоэлектроники, которыми в советское время была известна Новгородская область. Можно приветствовать открытие итальянской компанией в Великом Новгороде чулочной фабрики «Голден Леди», но жаль, что размещается она на бывших производственных площадях объединения «Волна»...
Одна из ведущих отраслей, развивавшаяся в Псковской области в советские времена, — электротехническое машиностроение. Но после распада СССР и развала централизованной системы хозяйствования производственные связи были разрушены, и выпускаемая продукция оказалась невостребованной рынком или же неконкурентоспособной.
Одним из главных конкурентных преимуществ региона областные власти считают его географическое положение — Псковская область расположена между тремя полюсами экономического развития: Москвой, Санкт-Петербургом и рынком Европейского Союза, граничит с Латвией и Эстонией, но пока это практически не отражается на ее экономике. Приоритетным направлением развития они считают превращение области в своеобразный транспортно-логистический центр, создание современных систем обслуживания грузопотоков, развитие сферы обработки и переработки экспортных грузов. Для построения соответствующей инфраструктуры требуются значительные инвестиции, но потенциальные инвесторы пока не спешат вкладывать деньги в Псковскую область. Так, объем привлеченных иностранных инвестиций в расчете на душу населения в прошлом году оказался мизерным — чуть более 8 долл. (в среднем по России — 204 долл.).
Пожалуй, одной из немногих динамично развивающихся отраслей остается туризм — на территории области расположено множество уникальных исторических памятников. В прошлом году их посетили около 860 тыс. человек, а общий доход туристических фирм, гостиниц и музеев составил 337 млн. рублей.
Регион с «депрессивным имиджем»
По мнению руководства Псковской области, именно этот имидж служит серьезным тормозом для ее экономического развития. Действительно, по многим показателям регион находится на последнем месте в СЗФО и входит в число наиболее «бедных» субъектов РФ. Так, средняя зарплата в прошлом году составила здесь 3821,5 рублей (в среднем по России — 5508,6 рублей).