Компьютеры
Общий объем рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, карманные ПК (КПК) и серверы на платформе Intel) во II квартале оценивался примерно в 973 тыс. шт.
Около 82,5% продаж в натуральном выражении пришлось на настольные компьютеры, почти 12% — на ноутбуки, 3,5% — на КПК и чуть менее 2% — на серверы на платформе Intel.
По сравнению с аналогичным периодом 2003 г. объем продаж ПК вырос почти на 21,1%. На рынке серверов рост составил 14,2%, а ноутбуков было продано на 111% больше, чем во II квартале 2003 г. Продажи КПК по сравнению со II кварталом прошлого года выросли на 123%.
Лидеры продаж ПК по итогам II квартала — компании* Aquarius, Depo Computers, Formoza, Hewlett-Packard, Kraftway и K-Systems. Их суммарная доля составила 21,5% продаж настольных компьютеров.
В сегменте ноутбуков лидировали Asustek, Dell, iRU, Rover Computers, Toshiba. Их доля — 57,8% всех продаж.
Первые пять поставщиков серверов — Aquarius, Hewlett-Packard, IBM, Inforser и Kraftway. Эти компании контролировали 55,1% продаж в натуральном выражении.
Мониторы
Общий объем продаж мониторов составил около 1,016 млн. шт. Показатели аналогичного периода прошлого года превышены на 33% в штучном исчислении и на 56% — в денежном, что означает сохранение тенденции существенного роста средневзвешенной стоимости мониторов, которая в целом по рынку достигла 285 долл. Этому способствовало дальнейшее сокращение доли ЭЛТ-устройств (около 37% рынка в стоимостном выражении). Разрыв в денежных и штучных показателях был бы еще больше, если бы не произошло ожидаемое снижение стоимости ЖК-мониторов, вызванное падением платежеспособного спроса. По этой же причине прекратилось снижение доли 15-дюйм ЖК-устройств (ранее их активно вытесняли 17-дюйм аппараты).
Лидером рынка осталась компания Samsung, за ней следует LG, а за третье место развернулась острая борьба между компаниями NEC и Philips (последняя во II квартале добилась бульшего успеха).
Принтеры
На рынке принтеров зафиксировано снижение темпов количественного роста продаж по сравнению со II кварталом 2003 г. Впервые за последние несколько лет они упали ниже 20%-ного уровня и составили 19%: во II квартале нынешнего года было продано 630 тыс. шт. против 530 тыс. шт. за аналогичный период прошлого года. Влияние сезонного фактора оказалось более сильным, чем год назад. Заметнее всего оно проявилось в сегменте струйных принтеров, которых было продано не намного больше, чем за аналогичный период прошлого года. Почти весь прирост рынка обеспечили лазерные принтеры, а объем поставок матричных устройств уменьшился (хотя в штуках их было продано больше, чем в I квартале). В результате доля лазерных принтеров увеличилась в натуральном выражении до 56%. Кроме того, благодаря продажам лазерных устройств сохранились двузначные темпы роста: объем продаж в денежном исчислении во II квартале 2004 г. увеличился на 14% и составил около 135 млн. долл.
Тройка ведущих вендоров по сравнению с I кварталом не изменилась: Epson, Hewlett-Packard и Samsung.
Настольные МФУ
В отличие от других сегментов компьютерной периферии (принтеров и сканеров) настольные многофункциональные устройства (МФУ) демонстрируют темпы роста, выражающиеся трехзначными цифрами: объем их продаж составил около 67 тыс. штук на общую сумму 25 млн. долл., что, соответственно, на 124% и на 108% превышает прошлогодние показатели II квартала.
В структуре продаж настольных МФУ численный перевес остается за устройствами с лазерной технологией печати, хотя по темпам роста струйные МФУ продолжают их опережать. Следует отметить значительный рост продаж лазерных МФУ на основе цифровых копиров начального уровня, их доля во II квартале составила почти 20% лазерного подсегмента.
По количеству поставленных устройств, как и в прошлом квартале, лидируют Hewlett-Packard, Samsung и Xerox (лазерные МФУ), а также Epson, Hewlett-Packard и Lexmark (струйные МФУ).
Мультимедийные проекторы
Во II квартале на российский рынок было поставлено 8,57 тыс. мультимедийных проекторов (multimedia projectors, MMP), что на 93% превысило показатели аналогичного периода прошлого года. Во II квартале не было столь масштабных поставок, как в предыдущем в рамках тендера «Дети России», поэтому без учета тендера рост по сравнению с I кварталом составил около 55%.
Первое место по объему продаж заняла компания Sanyo. В тройке лидеров также Epson и Toshiba. Если же тендер не учитывать, список лидеров мог бы измениться: BenQ, InFocus, NEC и Panasonic также продемонстрировали высокие результаты во II квартале.
Плазменные панели и телевизоры
Рынок плазменных панелей и телевизоров (plasma display panel, PDP) традиционно демонстрирует рекордные темпы роста, однако за последнее время они несколько снизились. Во II квартале было продано более 13, 8 тыс. устройств, рынок вырос в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в I квартале — в 3,1 раза). Средневзвешенная стоимость одной панели снизилась более чем на 1 тыс. долл., что означает снижение по сравнению с уровнем 2003 г. почти на 17%.
Доминирующий типоразмер по-прежнему 42 дюйма, и доля таких устройств несколько выросла. Это свидетельствует о том, что рынок PDP становится действительно массовым. Кроме того, растет доля панелей, оборудованных тюнером. Они составили уже более половины всех реализованных аппаратов.
Поскольку продажи PDP становятся все более массовыми, а основные покупатели — домашние пользователи, в этой нише не может не проявляться влияние сильнейших игроков обычного телевизионного рынка. Лидирующая тройка: LG, Panasonic и Samsung. Сильны также позиции компаний Fujitsu, Pioneer, Philips и Sony.
ЖК-телевизоры и информационные панели
Абсолютные рекорды по темпам роста продолжает демонстрировать рынок ЖК-телевизоров и информационных ЖК-панелей (учитывались только полноцветные ЖК-устройства с диагональю от 13 до 42 дюймов; не рассматривались маленькие переносные аппараты, автомобильные ТВ и проекционные телевизоры на базе ЖК-панелей). За II квартал было продано более 28 тыс. аппаратов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок увеличился почти в 4,6 раза. Основную его часть составили «классические» телевизоры. На «гибридные» аппараты (мониторы с функцией ТВ) и информационные панели приходится менее 10% рынка.
По итогам квартала тройка лидеров не претерпела изменений, это компании Philips, Samsung и Sharp. Кроме того, хорошие результаты показывают Daewoo, LG, Panasonic, Sony и Toshiba.
ИБП
На рынке ИБП (оценивались продажи только источников бесперебойного питания, без учета сетевых фильтров, дополнительных батарей и аксессуаров) было продано более 320 тыс. устройств, а в денежном выражении объем продаж составил почти 50 млн. долл. Показатели аналогичного периода 2003 г. были превышены на 18% и на 20% соответственно. Это чуть выше темпов роста в предыдущем квартале, когда было отмечено некоторое замедление после рекордных поставок в конце 2003 г.
Компании APC удается контролировать около 60% рынка в денежном выражении. Основные конкуренты устройств APC на массовом рынке — это ИБП под торговыми марками Ippon, Plus UPS, PowerCom и Powerman. На рынке «тяжелых» решений наряду с APC традиционно сильны позиции Chloride, GE DE, Liebert-Hiross, MGE, Neuhaus, Newave и Powerware.
Сканеры
Как и в сегменте струйных принтеров, начало сезона летних отпусков отрицательно повлияло на спрос на сканеры, значительная часть которых приобретается владельцами домашних компьютеров. Всего за II квартал было продано 156 тыс. устройств — лишь на 15% больше, чем год назад. После настоящего бума продаж в конце 2003 г. и начале 2004 г. этот показатель выглядит довольно скромно. Наименьший прирост продаж сканеров наблюдался в самой нижней ценовой категории (до 100 долл.) — именно их больше всего реализуется через розничную сеть. В то же время за счет увеличения продаж более дорогих устройств рост объема рынка в деньгах оказался бульшим — около 18% (17 млн. долл.).
Три ведущих поставщика — Epson, Hewlett-Packard и Mustek — сохранили свои лидирующие позиции, наилучшие показатели по-прежнему у Hewlett-Packard.