Российский рынок заказного ПО неоднороден. Общая стоимость проектов колеблется от десятков тысяч до миллионов долларов. Работа над проектами, которые ведут крупные и средние системные интеграторы, занимает от нескольких месяцев до нескольких лет, выполнять такие проекты могут как небольшие группы, так и коллективы в десятки человек.

Разработка ПО на заказ давно стала обычным направлением деятельности для отечественных системных интеграторов, но за последний год на этом рынке произошли существенные изменения. Спрос на такие услуги заметно увеличился, что отмечают многие компании. Правда, оценить темпы этого роста сложно: разброс оценок, даваемых участниками рынка, довольно велик.

Ирина Клеймиц, заместитель руководителя отдела рекламы и PR холдинга ЛАНИТ, ссылаясь на данные компании, оценивает общий рост спроса на заказное ПО в 15—20% в год, при том, что у ЛАНИТ объем таких заказов растет ежегодно в среднем на 25—35%.

Директор TopS BI по производству Екатерина Волощенко говорит, что заказные разработки как отдельное направление деятельности существует в компании с 2003 г., и тогда его вклад в общий доход не превышал 5%. Но уже в текущем году эта доля приблизилась к 15—17%. Таким образом, с учетом роста оборота компании в целом доля направления увеличилась на 30—40%.

Рост спроса на заказные разработки Екатерина Волощенко объясняет развитием рынка приложений. Сейчас, по ее словам, на рынок возвращаются покупатели, которые несколько лет назад уже внедряли у себя стандартные или заказные системы и теперь хотят уточнить требования и получить специализированное ПО. «На рынке есть немалый спрос на разработку отдельных модулей и подсистем к стандартным решениям крупных вендоров, и для Тоps BI это важное направление работы», — добавляет она. Кроме того, на данном этапе рынок более подготовлен к использованию заказных разработок. Компетентность сотрудников ИТ-подразделений компаний-заказчиков, по мнению Екатерины Волощенко, выросла, и теперь они в состоянии сформулировать детальные требования, четко описать предпочтения в функциональности и выборе технологий.

Доля заказных разработок в портфеле группы компаний «АйТи» (в ее составе есть специализирующаяся на этом бизнесе компания «Аплана») последние три года растет на 3—4% в год и в 2004 г. составит около 8—10% общего оборота. Около 10% проектов, реализуемых компанией «АйТи» как системным интегратором, включают услуги по разработке заказного ПО.

Виктор Вайнштейн, генеральный директор компании «Аплана», полагает, что рост спроса на уровне 23—25% в год продолжится еще как минимум 4—5 лет. По его мнению, эта тенденция отражает движение рынка в сторону сервисного бизнеса: для многих российских предприятий в основном завершен этап построения инфраструктуры ИТ и внедрения базового ПО, и за ним следует этап внедрения, настройки и развития бизнес-приложений, требующих, как правило, индивидуального подхода. «В формулировках спроса и соответствующего ему предложения разработчиков ключевым стало понятие “интеграция”», — говорит Вайнштейн. В переходе от «монолитных» систем автоматизации, которые внедряются «раз и навсегда», к гибким, модульным архитектурам, позволяющим быстро адаптировать существующую информационную инфраструктуру к новым потребностям бизнеса, он видит проявление глобальной тенденции.

По оценке Александра Заровского, менеджера по продажам компании VDI и директора Института индустриального программирования (дочерней структуры этой фирмы), за год спрос на заказные разработки вырос более чем вдвое, что обусловлено общей ситуацией в экономике. «Конкуренция растет, а вместе с ней и забота о достижении большей эффективности бизнеса, — говорит он. — В результате выдвигаются более жесткие требования к ИС». Кроме того, на рынке формируются относительно новые типы бизнесов с ярко выраженной российской спецификой, например страхование. Западные программные продукты для их автоматизации не подходят по функциональности, а отечественные не удовлетворяют по качеству. Во многих случаях готовых продуктов на рынке просто нет.

Кто заказчик

В некоторых ситуациях речь идет о решении уникальных задач, для которых тиражируемые решения, естественно, не подходят. Крупнейший заказчик таких систем — государство. Масштабы и сложность систем, создаваемых по госзаказу, нередко превышают возможности отдельных системных интеграторов, даже самых крупных.

Но обслуживанием нужд госсектора рынок заказного ПО отнюдь не исчерпывается. Напротив, с государством работает относительно узкий круг подрядчиков, а остальные борются за проекты коммерческих структур. Так, по оценкам Заровского, в системах инвестиционных компаний доля заказного ПО достигает 90%. Еще один «энергичный», по его мнению, заказчик — телекоммуникационные компании. Не отстают от них банки и нефтегазовый сектор. Видимо, скоро к ним присоединятся и энергетики.

Примерно так же описывают круг заказчиков и специалисты ЛАНИТ. Среди их клиентов наибольший интерес к применению специализированных систем проявляют финансовые учреждения, предприятия ТЭК и промышленные предприятия.

Как отмечает Екатерина Волощенко, клиентская база расширяется за счет компаний самого разного масштаба из многих отраслей.

Евгений Смирнов, директор департамента заказных разработок компании «Открытые технологии», подчеркивая растущую заинтересованность в заказном ПО со стороны компаний СМБ, выделяет еще один пласт клиентов — компании, которым необходимо «спасти» сорванный проект. Именно такие случаи Евгений считает одним из направлений специализации своей фирмы.

Необходимость решения уникальных задач — не единственная причина приобретения заказного ПО. Большое значение имеет и «цена вопроса». Александр Заровский утверждает, что стоимость готового решения и сделанного на заказ может различаться в разы. «Типовое ПО, которое обойдется в 2—4 млн. долл., довольно часто можно заменить заказным, которое решает те же задачи и на разработку которого уйдет не больше 500—600 тыс. долл.», — говорит он.

Точки приложений

Хотя каждый заказной проект по-своему уникален, любой разработчик стремится максимально использовать уже имеющиеся наработки. В результате формируется определенная специализация.

Поскольку спрос на заказные разработки в значительной мере формируется потребностью связать воедино уже существующие программные модули, базы и данные, этому направлению системные интеграторы уделяют наибольшее внимание. Другой общий «конек» — средства электронной коммерции, электронные торговые площадки и системы закупок. Резко вырос спрос и на организацию электронного документооборота, и разработчики стараются не отставать.

В ЛАНИТ интеграцию приложений ставят на первое по важности место. Среди решений, к которым наблюдается активный интерес, Ирина Клеймиц выделяет информационно-аналитические системы и хранилища данных, а также портальные решения и системы управления нормативно-справочной информацией.

Виктор Вайнштейн обращает внимание на рост интереса к автоматизации деятельности отдельных подразделений в составе крупных предприятий и холдингов, когда требуется оперативно реализовать заданную функциональность с возможностями ее модификации и развития в дальнейшем. Примеры таких задач — автоматизация инвестиционной деятельности, управления активами, взаимодействия с дилерами.

По словам Евгения Смирнова, для крупных заказчиков наиболее актуальными являются задачи по доработке и интеграции существующих систем; другим важным направлением в компании считается создание вспомогательных решений и миграция унаследованных систем. Для малых и средних предприятий наиболее интересно создание решений «под ключ», поддерживающих основные бизнес-процессы. В «Открытых технологиях» для этого используют собственные программные платформы.

У TopS BI приоритеты расставлены несколько иначе. Компания специализируется на вертикальных решениях, в частности на системах автоматизации деятельности страховых компаний, а также системах сбора и обмена информацией для предприятий с удаленными офисами или контрагентами в условиях плохого качества или отсутствия каналов связи. Для решения этих задач используются технологии Oracle Lite, Mobile Server и др. Одна из самых популярных ныне тем заказных разработок — системы автоматизированного ведения справочников и классификаторов, иногда дополняемые системами электронного бизнеса.

Виктор Вайнштейн дополняет список наиболее актуальных задач реинжинирингом существующих приложений. Обращаясь за такими услугами, заказчик рассчитывает на снижение затрат по сопровождению ИС, повышение ее быстродействия, повышение надежности и безопасности и т. д. Используя технологии Web-служб, «Аплана», по его словам, успешно решает эти и другие задачи за счет повторного использования компонентов, стандартизации интерфейсов, применения многоплатформных решений и т. д.

Среди разработчиков особой популярностью пользуются технологии Java 2 Standard & Enteprise Edition и Microsoft .NET, хотя и приложения на C еще долго будут находить применение.

«Заказчики обычно стремятся решить поставленную задачу с наименьшими рисками за наименьшие деньги, принимая во внимание такие параметры, как стоимость и сроки разработки, наличие техподдержки, сложность сопровождения системы в будущем, а также возможность использования имеющихся технологических платформ и компетенций, — комментирует выбор технологий заказчиком Виктор Вайнштейн. — Исходя из этих критериев, они чаще всего останавливаются на технологиях .NET, когда речь идет о разработке Web-приложений или автоматизации деловых процессов; технологиях IBM — когда приоритетом являются совместная работа и оперативный обмен информацией; технологиях Oracle — когда необходима работа с базами данных большого объема или высоки требования к надежности и масштабируемости».

Организационные технологии

Отечественные системные интеграторы по-разному «встраивают» заказные разработки в свой бизнес. Одни создают в компании соответствующий департамент, как поступили, например, TopS BI и «Открытые технологии». Другие — выделяют такое подразделение в отдельную компанию в рамках холдинга. Таким путем пошли, в частности, в группе «АйТи». Наконец, третьи прибегают к помощи сторонних компаний-субподрядчиков. После получения крупного проекта интегратор проводит, по сути, еще один тендер для субподрядчиков; подобные тендеры могут проводиться и на следующем, возможно, не на одном, уровне. В этом случае формируется многоуровневая иерархическая система перераспределения заказов, позволяющая привлекать к работе квалифицированных сторонних специалистов в отдельных областях.

Пока системные интеграторы не отдают явного предпочтения ни одному из перечисленных способов организации работ. Правда, практика привлечения «субчиков» подвергается определенной критике со стороны зарубежных авторитетов в области аутсорсинга. Например, Фирос Вандервала, один из руководителей индийской ассоциации NASSCOM, считает, что такая многоуровневая структура порочна и опасна, поскольку управление проектами, в частности управление качеством, может быть крайне затруднено. Российские заказчики в курсе этих трудностей, и, по словам Заровского, наиболее опытные из них тщательно следят за ситуацией.

***
Несмотря на позитивные тенденции на рынке заказных разработок, многие проблемы сохраняются. Большинство менеджеров интеграторских компаний продолжают сетовать на недостаточную организационную культуру заказчиков, на их желание получить сервис высокого уровня, не вникая во внутренние проблемы и специфику проекта.

«Не у всех топ-менеджеров есть понимание того, что ИТ-проект не поддается линейному менеджерскому анализу, — считает Заровский. — Здесь не срабатывает подход: «мне нужно это и вот это, скажите, сколько оно стоит и когда будет готово». Приходится детально вникать в технологии, анализировать причины возможных неудач».