Ежегодная конференция дистрибьюторской компании ELKO Group, в работе которой традиционно принимали участие сотрудники латвийской штаб-квартиры и региональных офисов, а также представители вендоров, прошла в начале сентября в Риге. Руководители холдинга делились мнениями о ситуации на рынках Восточной Европы, стран Балтии и СНГ, делали прогнозы, касающиеся развития бизнеса, а также обсуждали планы на будущее со специалистами своих локальных офисов и компаний-поставщиков.

Как отметил Эгонс Меднис, президент и председатель совета директоров ELKO Group, результаты первых двух кварталов позволяют утверждать, что годовой оборот холдинга достигнет 450 млн. долл., что означает перевыполнение ранее намеченного плана на 10—15%. А по сравнению с 2003 г. оборот компании вырастет примерно на 25%.

Большое внимание руководство ELKO Group уделяет стратегии развития бизнеса в новых экономических условиях: 1 мая в Евросоюз вступили государства Балтии и ряд стран Восточной Европы, в которых компания имеет представительства и занимает заметные позиции на ИТ-рынке. Как утверждают аналитики, по темпам экономического развития новые члены ЕС в течение многих лет будут опережать страны Западной Европы. А с учетом потребностей восточноевропейских государств в модернизации компьютерной техники в соответствии со стандартами ЕС перед холдингом открываются большие возможности для наращивания объемов продаж и укрепления своих позиций. Так, в соответствии с «консервативными» планами ELKO Group оборот компании в 2005 г. должен превысить 500 млн. долл., в 2006 г. — 600 млн. долл., а в 2007 г. — приблизиться к отметке в 750 млн. долл.

Как заявил Эгонс Меднис, перевод бизнеса на «европейские рельсы» прошел без серьезных осложнений. Правда, в течение первых двух месяцев случались некоторые накладки, связанные с ликвидацией таможни и введением новых требований к отчетности, в том числе финансовой, но теперь эти проблемы в прошлом. Специалисты компании отмечают, что работать на рынках восточноевропейских стран стало легче. По словам Александра Ямницкого, члена совета директоров ELKO Group, после вступления Латвии в ЕС статус и авторитет холдинга выросли в глазах вендоров. «Мы всегда пользовались большим доверием у поставщиков, но сейчас уровень доверия к нашей компании стал еще выше, — подчеркнул он. — Упростился доступ к европейским финансам. Нам и прежде не отказывали в кредитах, теперь же процедура их получения упростилась, а кредитные линии увеличились».

Незадолго до вступления новых членов в Евросоюз некоторые аналитики высказывали опасения, что с открытием границ и снятием таможенных барьеров на рынки этих стран устремятся крупные международные дистрибьюторы, конкурировать с которыми локальным игрокам будет весьма сложно. Но пока небольшие страны Восточной Европы и Балтии не стали ареной жесткой конкурентной борьбы. Причин тому несколько. Во-первых, те дистрибьюторы, которым эти страны были интересны, открыли там представительства и создали партнерские сети, не дожидаясь их вступления в ЕС. Во-вторых, далеко не всегда средства, инвестированные в развитие бизнеса в новых регионах, быстро окупаются. Несмотря на то, что рынки восточноевропейских государств называют перспективными, их абсолютные объемы невелики. По данным IDC, доля ИТ-рынка по отношению к ВВП практически во всех восточноевропейских странах ниже, чем в Западной Европе, соответственно, в несколько раз ниже расходы на ИТ в расчете на душу населения. Многие из этих стран невелики: например, население Эстонии составляет 1,4 млн. чел., Словении — 1,9 млн., Латвии — 2,4 млн.

Но для ELKO Group Восточная Европа — приоритетное направление развития бизнеса. На конференции было объявлено, что компания ставит перед собой цель — стать поставщиком № 1 на ИТ-рынках развивающихся европейских государств. Своим главным конкурентным преимуществом в ELKO Group считают хорошее знание специфики местных рынков, отлаженную инфраструктуру, широкий набор услуг для клиентов и привлекательные цены.

По словам Александра Ямницкого, в ближайшие два года планируется укреплять позиции в тех странах, где у компании уже есть представительства (Латвия, Литва, Россия, Румыния, Словакия, Словения, Украина, Хорватия и Эстония), а также заниматься оптимизацией бизнес-процессов. «Наша главная проблема — рациональное управление холдингом, — подчеркнул он. — Модель взаимодействия офисов очень сложна, поскольку мы работаем в разных странах. Трудно управлять большой компанией, где сотрудники говорят на разных языках и обладают разным менталитетом». В числе других проблем руководители холдинга назвали дефицит квалифицированных кадров. Штаб-квартира ELKO Group расположена в Риге, население этого города менее 1 млн. чел., а спрос на квалифицированных специалистов очень велик, поскольку здесь работает много представительств зарубежных компаний.

В будущем дистрибьютор планирует распространить экспансию в другие регионы — как на запад, так и на восток. Высока вероятность того, что офисы ELKO Group появятся в скандинавских государствах и в республиках бывшей Югославии. На восточном направлении самым перспективным рынком считается Казахстан, куда компания уже поставляет оборудование.

По словам Эгонса Медниса, холдинг стремится развивать бизнес в тех странах, рынки которых находятся в стадии развития. «Там самый быстрый рост экономики и нет острой конкуренции, — подчеркнул он. — Конечно, риски тоже выше, но ELKO выросла именно в таких регионах, так что мы имеем представление о возможных проблемах и знаем, как их решать».

Для развития бизнеса дистрибьютору потребуются дополнительные инвестиции. В качестве одного из способов их привлечения рассматривается выход на биржу. Однако, как заметил Александр Ямницкий, этот проект находится в стадии предварительной проработки и выход на биржу — дело не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня. Существуют и другие возможности привлечения средств. Например, банки предоставляют долгосрочные кредиты на весьма выгодных условиях, кроме того, многие инвесторы из Западной Европы и Америки ищут применение своим капиталам на новых рынках. Эгонс Меднис согласен, что за счет этих источников финансирования компания сможет развивать бизнес в ближайшие несколько лет, но не исключает, что года через два акции ELKO Group начнут котироваться на бирже.

Особое внимание на конференции было уделено деятельности компании в России, на долю которой приходится значительная часть оборота. Объем продаж Elko Group за минувший год существенно увеличился (примерно на 50%). По прогнозам IDC, в 2007 г. объем отечественного ИТ-рынка вырастет на 70% по сравнению с 2003 г. и составит 12 млрд. долл. В настоящее время на территории России работают представительства ELKO в Москве и Санкт-Петербурге, а также 10 региональных офисов.

Несмотря на внушительные достижения на российском рынке, в холдинге заботятся о развитии партнерской сети и увеличении объемов продаж в других странах. «Наше движение на Запад было обусловлено стремлением повысить устойчивость бизнеса, — сказал Александр Ямницкий. — По сравнению с другими странами экономика России в большей степени подвержена колебаниям и рискам». Сегодня у ELKO Group насчитывается около 5 тыс. партнеров, примерно треть из них — российские фирмы. В последнее время число дилеров выросло, и это элемент стратегии холдинга — уменьшение зависимости от нескольких крупных партнеров.

В соответствии с запросами клиентов обновляется и продуктовый портфель дистрибьютора. Компания по прежнему специализируется на поставке компонентов — примерно половина ее оборота приходится на долю процессоров Intel и жестких дисков. Кроме того, ELKO предлагает широкую линейку систем хранения данных (ленточные устройства, магнитооптика и DVD).

Как рассказал Йенс Хартман, главный управляющий холдинга, в последнее время выросла доля ПК, ноутбуков, мониторов и принтеров. Одним из самых перспективных направлений в компании считают мобильные устройства. Практически по всем продуктовым линейкам, за исключением Intel и Microsoft, компания предлагает изделия нескольких конкурирующих фирм (ELKO Group имеет дистрибьюторские контракты примерно с 50 вендорами). Например, в страны Балтии дистрибьютор поставляет ноутбуки Acer, Fujitsu Siemens Computers и Samsung. Йенс Хартман добавил, что к Рождеству компания начнет поставки на российский рынок ноутбуков известного японского производителя, пообещав, что по цене они смогут конкурировать с аналогичными ноутбуками, поставляемыми по «серым» каналам.