Только в октябре ООО «Майкрософт Рус», отвечающее за продажи продукции Microsoft в странах СНГ (за исключением Молдавии) и в Монголии, объявило итоги 2004-го финансового года, который завершился 30 июня.

Но прежде Ольга Дергунова, президент Microsoft в этом регионе, сообщила о результатах деятельности всей корпорации. Общий объем продаж Microsoft в мире в 2004 ф. г. составил 36,84 млрд. долл., что на 14% превышает показатель прошлого ф. г. (32,19 млрд. долл.). Чистая прибыль выросла с 7,53 млрд. долл. в 2003 ф. г. до 8,17 млрд.

Темпы роста оборота Microsoft в странах СНГ в 2004 ф. г. более чем в два раза превысили соответствующий показатель всей корпорации — объем продаж вырос на 30%. Этот результат, как отметила Ольга Дергунова, опережает общий темп роста российского ИТ-рынка. С 1998 г. представительство Microsoft не сообщает абсолютных цифр объема продаж. Но зная, что оборот в СНГ в 1998 г. составил примерно 37 млрд. долл. и опираясь на данные об относительном росте продаж, нетрудно подсчитать, что в 2004 ф. г. объем продаж составил примерно 165 млн. долл.

В 2004 ф. г. представительство Microsoft (с июля 2004 г. — ООО «Майкрософт Рус») по всем категориям ПО демонстрировало более высокие темпы роста продаж (в денежном выражении), чем корпорация в целом. По сравнению с 2003 ф. г. продажи ОС Windows для настольных ПК выросли на 27% (в мире — на 11%), офисных приложений — на 25% (в мире — на 17%), серверных платформ — на 31% (в мире — на 19%), корпоративных решений подразделения MS Business Solution — на 45% (в мире — на 18%).

Как отмечает Ольга Дергунова, в настоящее время структура продаж Microsoft в СНГ мало отличается от общемировой. К примеру, доля «настольного ПО» как во всем мире, так и у нас, составляет 61%. Доля серверных платформ в структуре продаж у нас немного выше, чем в мире, — 27% и 23% соответственно. Более востребованы на российском рынке и ERP-системы подразделения MS Business Solution — их доля составляет 9% (в мире — 2%). Единственная категория продуктов, в которой мы существенно отстаем, — устройства, игры и различные сервисы. В России и СНГ на их долю приходится 3%, в мире — 14%.

Ольга Дергунова привела также данные о росте продаж числа лицензий на различное ПО в сравнении с 2003 ф. г. Серверных платформ было продано на 34% больше, при этом рост числа лицензий на продукты семейства SQL Server составил 53%, а на порталы и средства интеграции данных (Content Management Server, SharePoint Portal Server и др.) — 278%. Высокие темпы роста продаж показали ОС Windows XP Home — 111% (OEM-лицензии и «коробки»), Office Professional — 74% и средства разработки .NET — 251%. Лицензий на корпоративные решения подразделения MS Business Solution было продано на 52% больше, чем в 2003 ф. г.

За три последних года, по оценке Microsoft, продажи легального ПО в российских регионах выросли в 5,5 раз. Доля регионов в общем объеме продаж в 2004 ф. г. достигла 45%. Как считает Дергунова, в немалой степени этому способствовала работа представителей Microsoft в крупных российских городах: Ростове-на-Дону, Волгограде, Краснодаре, Самаре, Саратове, Казани, Уфе (ранее представители корпорации работали в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде).

В течение 2004 ф. г. быстрыми темпами развивалась партнерская сеть Microsoft. По данным корпорации, в России и СНГ число ОЕМ-партнеров, специализирующихся на сборке ПК, увеличилось на 70%. Продажи ОЕМ-лицензий (в денежном выражении) выросли на 32%, доля ОС Windows Professional в общем объеме ОЕМ-лицензий составляет 34%.

На 24% увеличилось число сертифицированных партнеров Microsoft, специализирующихся в системной интеграции. Не забыты и реселлеры — по программе «Торговый партнер», направленной на маркетинговую поддержку и обучение региональных дилеров, в настоящее время работают более 1300 фирм из 196 городов.