CRN/RE:
Какова сегодня ситуация с информатизацией республики? В частности, какие проводятся мероприятия в рамках ФЦП «Электронная Россия»?Фарит Фазылзянов: Мы начали активно участвовать в ФЦП «Электронная Россия» в прошлом году. Были подписаны соглашения с МЭРТ и Минсвязи РФ по реализации мероприятий на территории Татарстана и начаты работы по организации и подключению пунктов общественного доступа в Интернет. Объем финансирования в рамках проекта «Почта России» составил 10 млн. руб., и в конце прошлого года проект был реализован: создано около десяти таких узлов.
В 2004 г. мы продолжили работу по программе «Электронная Россия». В рамках выигранного федерального конкурса по теме «Автоматизированная система управления регионом на основе принципов единой федеральной архитектуры», проводимого Минэкономразвития и Минсвязи, сегодня реализуется составная часть этого проекта — «Информационная система управления жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (ИСУ ЖКХ РТ)». В проекте на паритетных началах участвуют МЭРТ РФ и Правительство Татарстана в лице Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ. Генподрядчиком является компания «УСП Компьюлинк», но в работах участвуют и местные компании, так как они знают специфику региона и смогут затем обеспечить качественное обслуживание внедряемого решения. Это было одним из условий конкурса — чтобы генподрядчик не только установил систему, но и создал условия для ее дальнейшего нормального обслуживания. С другой стороны, мы заинтересованы в участии компаний нашего региона в подобных внедрениях еще и потому, что на таких федеральных проектах они смогут профессионально вырасти и не только заниматься развитием существующих ИС, но и создавать своими силами новые.
В начале сентября вышло постановление Кабинета Министров республики о внедрении информационно-аналитической системы поддержки принятия управленческих решений органов государственной власти Республики Татарстан. Этот проект рассчитан на несколько лет.
Что касается финансирования данных проектов, то оно осуществляется на паритетных началах — половину денег выделяет центр, половину — местный бюджет. Поскольку мы сами очень заинтересованы в этих проектах, нам такая система кажется справедливой. Подобные задачи важны прежде всего для самого региона, и нам пришлось бы их решать даже без помощи федерального бюджета.
Успешным примером такого сотрудничества является еще один совместный проект, который реализуется в Татарстане под эгидой министерств образования и науки России и Татарстана, — это проект «Подключение школ Республики Татарстан к сети Интернет» в рамках ФЦП «Дети России». По нему до конца года планируется подключить 1306 школ.
В целом наше видение развития региональной информатизации таково — есть ряд общесистемных задач, которые на уровне региона нужно решать с помощью центра, федеральных структур, а есть чисто региональные задачи, которые надо стараться решать самостоятельно.
В рамках этого подхода нами была разработана комплексная программа развития информатизации Республики Татарстан на 2004—2010 гг. — «Электронный Татарстан», целью которой является обеспечение устойчивого социально-экономического развития Республики Татарстан и повышение качества жизни населения за счет внедрения и широкого использования инфокоммуникационных технологий, инновационных технологий, создания единого информационного пространства республики.
CRN/RE: Какие российские и международные ИТ-компании Минсвязи Татарстана хотело бы видеть в регионе?
Ф.Ф.: Мы заинтересованы в тех компаниях, которые готовы идти нам навстречу в развитии и применении ИТ на территории Татарстана — создавать центры компетенции, продвигать свои технологии, адаптировать их к местным условиям. Мы готовы оказывать содействие таким компаниям и создавать условия для работы. Наша цель — эффективное использование ИТ в целях повышения качества жизни населения, повышения конкурентоспособности бизнеса, развития инфокоммуникационной отрасли экономики и повышения эффективности и качества работы органов государственной власти. В частности, остро стоит вопрос создания мультиязычных платформ. Ведь на территории России живут десятки народов со своими языками. И мы считаем, что федеральный центр при разработке программ развития ИТ тоже должен иметь это в виду. Ведь есть отдаленные районы, в которых люди просто не смогут пользоваться компьютером, если он работает только на русском и английском. Получается, что для них информатизации не будет? Я думаю, что производители должны стараться адаптировать свои технологии с тем, чтобы ими могло воспользоваться максимальное количество граждан. Этим самым с их стороны будут решаться и проблема «цифрового неравенства» в рамках наступающей эпохи глобализации, и их собственные бизнес-задачи.
CRN/RE: По какой схеме и в каком объеме финансируется в республике развитие ИТ и в частности программа «Электронный Татарстан»?
Ф.Ф.: На следующий год под эти задачи мы запросили из бюджета 500 млн. руб. Но мы понимаем, что есть экономические приоритеты вложения бюджетных средств, и поэтому реально финансирование может быть получено в меньшем объеме. Я думаю, нужно стремиться к тому, чтобы расходы на ИТ составляли не менее 5% бюджета, как во многих западных странах.
В первую очередь мы просим деньги на решение вопросов общесистемного характера. Например, оптимизация работы органов госвласти. Каждому госоргану нужны свои ИС, но крайне неэффективно, когда каждый строит их самостоятельно. Это касается и информационных ресурсов, электронного документооборота, информационной безопасности. Такие вопросы нужно решать централизованно. С другой стороны, существуют отраслевые решения по ЖКХ, по здравоохранению и образованию. Здесь тон должны задавать министерства, курирующие эти отрасли.
Правительство Татарстана считает также важными мероприятия в сфере ИТ, направленные на развитие бизнеса в регионе. Сегодня, чтобы добиться конкурентного преимущества, любой бизнес должен использовать ИТ.
Для реализации «Электронного Татарстана» предполагается задействовать все источники финансирования — и федеральные, и республиканские, и муниципальные, и средства предприятий.
CRN/RE: Как вы оцениваете потенциал ИТ-компаний Татарстана?
Ф.Ф.: На мой взгляд, у нашей республики большой потенциал в сфере ИТ. Но, к сожалению, и наш регион здесь не исключение, сложилась такая ситуация, когда региональные компании главным образом обслуживают решения, внедряемые ИТ-компаниями федерального масштаба. Фактически это поставки оборудования, а собственно внедрением сложных систем региональные ИТ-компании почти не занимаются. Думаю, это их ошибка — в какой-то момент они не приняли решения, что надо инвестировать в свой интеллектуальный потенциал. Те, кто пять-десять лет назад вложил средства именно в такое развитие, не прогадали. Сейчас во многих регионах сложные ИC внедряют компании из Москвы и Санкт-Петербурга. Не только потому, что у них больше денег, — у них действительно большой потенциал и опыт разработок. И чтобы составить достойную конкуренцию столичным ИТ-компаниям, местным компаниям нужно объединяться между собой. Если в целом для России проблемой является отток интеллектуальных ресурсов на Запад, то для регионов — миграция лучших специалистов в Москву и Санкт-Петербург. Эти люди многое могли бы сделать здесь, в регионе, но им не создали для этого условий.
На мой взгляд, большой скрытый потенциал для развития ИТ-бизнеса в регионах имеет аутсорсинг. К сожалению, пока еще не все могут это оценить. Возьмем нашу республику. У нас есть ряд крупных эффективно развивающихся предприятий, таких, как «Татнефть», «КамАЗ», «Татэнерго». В их состав входят мощнейшие ИТ-службы. Что мешает отпустить их в «свободное плавание»? Или объединить в ИТ-холдинг? Тогда они могли бы обслуживать не только материнские компании и при этом создавать конкуренцию столичным ИТ-фирмам. Опыт «Сибинтека» — капля в море. Но я думаю, у аутсорсинга большое будущее. У любого предприятия есть основной бизнес, а вспомогательные надо выводить вовне, это касается и ИТ-служб.
CRN/RE: Какие вы видите проблемы в информатизации Татарстана, и как их можно решить?
Ф.Ф.: Основная проблема и задача, которую необходимо решать сообща, это изменение отношения чиновников к ИТ. Если чиновники нацелены на эффективную работу, то сегодня без такого инновационного инструмента, как ИТ, уже не обойтись. Пока, к сожалению, важность этого вопроса недостаточно хорошо понимают. Соответственно это отражается в выделяемых средствах в бюджете республики.
Сегодня технических проблем не существует, они вполне решаемы. Проблемы — больше организационные.
Во-первых, межведомственная разобщенность при отсутствии уполномоченного органа государственной власти в области ИТ. Во-вторых, непрозрачность использования финансовых средств, выделяемых на информатизацию при отсутствии централизованной статьи на информатизацию субъекта. Мы еще с прошлого года просим на федеральном уровне ввести понятную, прозрачную статью расходов на информатизацию, такая же статья должна быть и на уровне субъектов федерации и муниципалитетов. Важно, куда и под чью ответственность идут деньги на конкретные проекты. Чтобы потом было с кого спросить за конечный результат. Необходимо выстраивать вертикаль ответственности на местах — институт руководителей ИТ-служб региона, муниципалитета и т. д. Если вопросами информатизации занимаются непрофессионалы, то результат — истраченные неэффективно бюджетные деньги. Задача Мининформсвязи России и Татарстана — выстроить эту вертикаль. В техническом плане это должны быть единые стандарты, регламенты, технологии.
Поэтому вопрос создания ответственных оргструктур по информатизации стоит в регионах очень остро.
К сожалению, я пока не вижу в России конкретной программы развития ИТ, направленной на решение первоочередных задач — повышение конкурентоспособности экономики, удовлетворение нужд населения, повышение эффективности госуправления и собственно создание условий для взращивания отечественной ИТ-отрасли. Да, есть «Электронная Россия», но реальной эффективной отдачи от нее в виде законченных полномасштабных решений на территории России до сих пор не ощущается. Мы уже давно слышим, что делаются пилотные проекты, но ведь такое «пилотирование» можно продолжать до бесконечности. Где критерии оценки эффективности «Электронной России»? Где следующие шаги — стандартизация и тиражирование лучших решений по регионам? Поэтому мы с нетерпением ждем корректировки «Электронной России», о чем было заявлено Мининформсвязи России.
У любого успешного предприятия сегодня есть компетентный ИТ-менеджер, команда квалифицированных специалистов, ИТ-бюджет и стратегическая программа ИТ-развития, направленная на повышение эффективности работы компании. Государство — это такое же предприятие, и надо просто навести порядок в управлении развитием ИТ.