Однако большая часть «концептуальных» положений не являются принципиально новыми. Как и прежде, в новом документе говорится о повышении эффективности работы органов госуправления, необходимости согласования ведомственных проектов информатизации и совершенствовании соответствующего нормативно-правового обеспечения.
Централизация ИТ-обеспечения деятельности различных федеральных органов уже несколько лет является заветной целью ведомств, ответственных за информатизацию.
Редкий представитель МЭРТ или Минсвязи, из федерального центра или из регионов, не жаловался на разобщенность ведомственных информационных систем и неэффективную трату бюджетных средств на их разработку. Теперь с такой «демократией» решено покончить. По словам Владимира Матюхина, главы Федерального агентства по информационным технологиям (ФАИТ), без иерархической структуры развития и внедрения ИТ в госорганах не обойтись. Он поясняет: «Большинство работающих на сегодня систем, будь то ГАС «Выборы» или система Единого государственного экзамена, имеют много общего, поэтому в области разработки и тиражирования ИТ-решений для госструктур целесообразно работать централизованно и координировать усилия».
Главным препятствием на пути развития ИТ на уровне государства, по мнению Матюхина, является то, что они «не считаются юридически значимыми». Одним из первых мероприятий ФАИТ в этом году должна стать организация «корневого» удостоверяющего центра для легитимизации ЭЦП — электронной цифровой подписи.
Планируется также подготовка новой редакции закона «Об информации, информатизации и защите информации». В нем будут уточнены положения Гражданского кодекса РФ об информации как отдельном объекте гражданских прав и регулировании отношений по поводу информации и информационных прав (таких, как право на доступ к информации и на ограничение такого дотупа, на свободное распространение информации, на защиту от недостоверной и незапрошенной информации и т. д.).
Кроме того, решено разработать закон о праве на информацию, в котором будет определено понятие «официальная информация» с описанием сведений, подлежащих открытой публикации госструктурами. В законе будет уточнен правовой статус производителей и держателей (обладателей) официальной информации, их обязанности по организации хранения официальной информации и доступа к ней. Положения этого закона будут следовать презумпции открытости информации — разрешен доступ к любой информации, кроме той, доступ к которой ограничен федеральными законами. Кроме того, предлагается установить обязанность федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению доступа к информации об их деятельности.
Госзакупки — еще одна тема, важная для государства. Решено закрепить возможность использования федеральными органами госуправления современных технологических средств при проведении госзакупок, определить условия размещения извещения о проведении конкурса, предоставления конкурсной документации в электронном виде, использования ИТ для реализации процедуры отбора участников конкурса. Фактически все это используется и сейчас, но формально ИТ-средства для госзакупок стоят вне закона, а юридически «чистым» по-прежнему является лишь бумажное оформление всех процедур.
И, наконец, ожидается выход федерального закона об электронном документообороте. Единообразные требования к созданию и эксплуатации всех ведомственных информационных систем и находящихся в них документов, по мнению чиновников, помогут создать единое государственное информационное пространство.
Практические шаги по реализации планов, озвученных Владимиром Матюхиным, войдут в новую редакцию программы «Электронной России», которая должна увидеть свет до конца года.
Дадут ли чиновники шанс ИТ-индустрии?
Мининформсвязи РФ собирается представить в правительство «Концепцию развития отрасли ИТ на 2005—2010 гг.». Этот документ содержит весьма смелые предложения. Речь идет, в частности, об отмене таможенных пошлин на ввоз комплектующих, упрощении оформления экспортных таможенных документов и снижении ставки единого социального налога для ИТ-компаний до 15%. Предполагается, что благодаря этим шагам объем отечественного ИТ-рынка к концу 2010 г. вырастет до 30 млрд. долл., а Россия войдет в тройку лидеров на мировом рынке офшорного программирования. Прогнозируется также, что 30% семей будут иметь компьютеры.
Формированием данной Концепции в течение последнего года занимается АП КИТ (Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий), а весной, после того, как правительством были даны соответствующие поручения, к работе над документом подключилось Мининформсвязи.
В Концепции указано, что расходы на ее реализацию составят 5,4 млрд. руб., причем 1,7 млрд. руб. будет выделено из федерального бюджета.
Подробнее о Концепции читайте в следующем номере CRN/RE.