В конце декабря группа компаний (ГК) «Формоза» объявила о результатах своей деятельности в прошедшем году и о планах на 2005 г.
Как заявил председатель совета директоров ГК Александр Купряшкин, объявленная в начале марта 2004 г. (см. CRN/RE № 5, с. 1) стратегия «Формозы», ориентированная на развитие собственного производства ПК, себя оправдала: «В течение года мы увеличили совокупный объем продаж на территории России на 25%, при этом продажи ПК в дилерском канале возросли на 41%, что стало результатом нашей активной маркетинговой политики и поддержки региональных партнеров».
По данным ITResearch, в III квартале 2004 г. «Формоза» по-прежнему оставалась в пятерке лидеров российского рынка ПК, суммарная доля которых составила 18,7% продаж настольных компьютеров. Как заявляют руководители «Формозы», стратегическая цель компании — «стать одним из основных поставщиков компьютеров на потребительском рынке России для удовлетворения растущих потребностей домашних пользователей».
С этих позиций в компании и оценивают свое присутствие на отечественном рынке. Как отметил вице-президент ГК «Формоза» Владимир Шаров, в сегменте домашних ПК почти отсутствует продукция зарубежных брэндов, не так заметно ощущается конкуренция со стороны основных российских производителей — «Крафтвэй» и «Аквариус». В этом сегменте наблюдается устойчивый рост продаж. В 2004 г. более половины выпущенных компанией ПК предназначались для дома (доля в общем объеме продаж свыше 55%), остальная часть продукции была поставлена клиентам СМБ (около 25%) и корпоративным пользователям (почти 20%). В результате, по оценкам компании, в прошедшем году «Формозе» удалось увеличить свою долю на рынке домашних ПК почти на 3% — с 12 до 15%, а в 2005 г. она рассчитывает повысить ее до 18—20%.
По мнению Владимира Шарова, у компании есть все возможности для наращивания объемов выпуска ПК всех классов и бесперебойных поставок партнерам. На производстве действует три сборочных линии, первая из которых позволяет выпускать до 700 массовых ПК в смену, вторая — производить небольшие партии высококлассных ПК (до 50 ПК в смену) и третья — собирать ПК в «заказной» конфигурации. Стабильную работу всех трех линий обеспечивает ERP-система, которая учитывает прямые заказы от партнеров, размещает их на производстве, планирует загрузку линий и контролирует выполнение заказов с учетом складских запасов.
Александр Купряшкин считает, что залог успеха его компании — высокое качество выпускаемых ПК, чего можно добиться только на собственном производстве, где реализована система жесткого контроля качества продукции. Кроме того, рекламная кампания, успешно прошедшая в 2004 г., помогла укрепить имидж брэнда домашних ПК «Формоза» на российском рынке.
Он также отметил, что в настоящее время почти 85% ПК, собираемых «Формозой», оснащены ЦП AMD. Более того, производственное подразделение «Формозы» совместно с российским представительством AMD разработало новый модельный ряд компьютеров, который предложит покупателям в 2005 г.
Компания выпустила три класса ПК для домашних пользователей, один недорогой офисный ПК A-Class и одну рабочую станцию М-Class для профессионального использования. ПК начального уровня C-Class, не предусматривающие модернизации (их стоимость менее 300 долл.), предназначены для покупателей, не являющихся специалистами и воспринимающих компьютер как недорогое, простое в управлении бытовое устройство. В то же время в регионах в прошлом году был отмечен рост продаж ПК стоимостью около 500 долл., и в модельном ряду компьютеров «Формозы» появились более функциональные домашние ПК E-Class этой ценовой категории. Для покупателей столицы и крупных российских городов, готовых заплатить за ПК около 1 тыс. долл., созданы мультимедийные центры — ПК S-Class.
«Формоза» по-прежнему рассчитывает продавать большую часть ПК через сеть магазинов «Волшебный мир компьютеров», открытых ее партнерами-франчайзи, а небольшую часть (около 5%) будет реализовывать в магазинах крупных торговых сетей бытовой техники. «Несмотря на то что в последнее время наблюдается рост продаж ПК в магазинах крупных розничных сетей, по нашему мнению, доля таких партнеров сможет увеличиться до уровня не более 15—20%, и в ближайшие годы основная масса ПК будет продаваться через специализированные компьютерные магазины», — говорит Владимир Шаров.
Именно поэтому вторым по значимости фактором успеха компании он назвал рост числа региональных партнеров, чему в немалой степени способствовала новая финансовая политика «Формозы», предусматривающая новую систему кредитования и увеличение объемов маркетинговой поддержки партнеров. В результате региональная сеть магазинов «Волшебный мир компьютеров», созданных на базе партнеров-франчайзи, в 2004 г. увеличилась со 150 до 210. Кроме того, «Формоза» уделяет большое внимание развитию сервисного обслуживания в регионах, где действуют 120 уполномоченных партнерских сервисных центров.
«Мы полагаем, что дальнейшему росту продаж наших ПК будет способствовать создаваемая система двухуровневой дистрибуции комплектующих, которая позволит в региональных магазинах представить полный спектр компьютеров, периферии, компонентов и расходных материалов, — заявил Александр Купряшкин. — Фактически основа системы дистрибуции уже создана — мы поставляем комплектующие нескольким десяткам наших партнеров. Однако ее дальнейшее развитие по техническим причинам было временно приостановлено. Мы рассчитываем, что в 2005 г. система дистрибуции «Формоза» заработает в полном объеме и позволит нам существенно увеличить число обслуживаемых дилеров».
В 2004 г. в структуре ГК «Формоза» появилась дистрибьюторская компания ForDis, руководителем которой стала Татьяна Андреева, ранее работавшая в Millennium Distribution Group (см. CRN/RE № 5/2004). Для оптимизации деятельности ForDis — контроля логистики, состояния складов, цен, заказов дилеров — «Формоза» решила внедрить систему CRM/ERP, разработку которой на базе Microsoft Business Solution Axapta начала компания «Квазар-Микро». Однако у разработчиков возникли непредвиденные технические проблемы, не позволившие внедрить систему в 2004 г., и Татьяна Андреева покинула ГК «Формоза», сославшись на то, что не может больше ждать того момента, когда дистрибьюторский бизнес начнет развиваться должным образом.