Корпоративные порталы появились в конце 90-х годов, когда на предприятиях оценили, насколько удобно обращаться к информации с помощью браузеров и интрасетей. С тех пор порталы прошли длинный путь развития и обзавелись многими функциями, выходящими за рамки простого доступа к данным. Сейчас порталы поставляют многие вендоры, поэтому на рынке присутствуют продукты самых разных типов. Но всех их объединяет одно — использование Web-технологий в качестве универсального механизма для доступа к информации.
Широкие возможности
Одной из первых понятие корпоративного портала ввела компания Merill Lynch, которая определила его как набор программных средств, позволяющих авторизованным пользователям с помощью браузера и корпоративной сети получить доступ к корпоративной информации, адаптированной к требованиям конкретного человека. Эта концепция не родилась на пустом месте, а логически вытекала из ситуации, сложившейся в корпоративном мире, — предприятиям приходилось устанавливать на каждом ПК множество разных клиентских приложений, необходимых для работы с серверными системами. Управление такой инфраструктурой превратилось в сущий кошмар, а затраты на интеграцию клиентских и серверных программ росли не по дням, а по часам.
Настоящим спасением для организаций стало появление механизма для консолидированного доступа к разрозненным системам через браузер.
Современный портал включает хранилище информации, встроенную систему управления контентом, поисковый механизм, в нем также реализованы функции проверки пароля при входе в систему и средства, обеспечивающие коллективную работу. Кроме того, порталы позволяют интегрировать информацию из разных источников — БД, архивов документов, сайтов и других порталов (в том числе порталов сторонних организаций — партнеров, заказчиков). Приложения подключаются к порталу с помощью так называемых портлетов — небольших программ, которые отображают приложение в отдельном окне. Недавно был принят стандарт WSRP, обеспечивающий совместимость портлетов с ПО разных поставщиков.
Сейчас растет популярность Web-сервисов, основанных на открытых стандартах, и вендоры с радостью ухватились за эту технологию, позволяющую укрепить интеграционные возможности порталов.
Итак, функции порталов постоянно расширяются. По словам Анатолия Гайдая, технического директора компании «Аплана», сегодня понятие «корпоративный портал» наполняется новым содержанием: если раньше портал в основном обеспечивал единую точку доступа к информационным ресурсам предприятия, управление знаниями и контентом, то теперь он все чаще дополняется возможностями взаимодействия с внешними системами. В результате, как отмечает Евгений Никонов, руководитель проектов департамента интеграционных решений компании IBS, сейчас портальная система может быть использована для решения многих практических задач — как технологических (централизованный доступ к приложениям и сервисам, создание типового рабочего места), так и деловых (работа с информацией финансовой, кадровой, маркетинговой служб).
ПО для создания порталов первыми начали выпускать небольшие новаторские компании, но когда эта новинка получила признание у заказчиков, в игру вступили киты индустрии — IBM, Microsoft, Sun, Oracle, SAP, BEA и другие. Одни включили порталы в свои интеграционные платформы, другие предлагают их в качестве средства доступа к своим базовым системам — ERP, документооборота, электронной коммерции и т. д. А недавно эту область стали осваивать сторонники открытого исходного кода — консорциумы Apache Foundation и ObjectWeb. Присутствуют на рынке и российские компании — «Рексофт», «Город-Инфо», «Битрикс» и другие. Их продукты дешевле западных, но обладают меньшим набором функций — в основном это системы для управления контентом. Таким образом, у покупателей есть из чего выбирать, и спрос на эти продукты постоянно растет.
Молодо, но не зелено
По данным аналитиков из META Group, в 2003 г. менее 10% организаций рассматривали портал в качестве одной из основных корпоративных систем. Они полагают, что в 2004 г. этот показатель вырос до 15%, а в 2007 г. достигнет 35%. Мировой рынок порталов быстро растет. По оценке Delphi Group, в 2004 г. он должен был вырасти на 20% по сравнению с 2003 г. и достигнуть 1,13 млрд. долл. Как считают аналитики, причина такой популярности в том, что предприятия стараются выжать все возможное из ИТ-ресурсов, а порталы позволяют более эффективно использовать ранее купленное ПО.
В России этот рынок тоже на подъеме. Однако определить его объем сложно, так как нет смысла говорить о порталах в отрыве от других систем.
«Сейчас порталы практически не поставляются как самостоятельные продукты, — говорит Владислав Шершульский, директор по развитию бизнеса компании EPAM. — Они стали частью корпоративных платформ, поэтому и внедрение портала — лишь часть того или иного проекта». По мнению интеграторов, объем рынка невелик. Как отметил Виктор Козлов, директор по маркетингу фирмы «Рексофт», число внедренных серьезных портальных решений измеряется в единицах, но есть уверенность, что спрос будет расти. С ним согласны и другие игроки рынка. «В этом году мы участвовали более чем в 40 конкурсах на проектирование и реализацию портальных решений», — сообщил Евгений Никонов. А Екатерина Волощенко, директор департамента электронного бизнеса и заказных разработок TopS BI, говорит, что компания в этом году выполнила в три раза больше проектов внедрения порталов, чем в прошлом.
Для каждого предприятия создается свое портальное решение, учитывающее специфику его работы. Поэтому услуги по реализации проектов — неотъемлемая составляющая рынка порталов наряду с продажей ПО. Как же распределяются доходы между этими двумя сегментами? По словам Сергея Лабутина, заместителя директора департамента интегрированных бизнес-решений компании ЛАНИТ, в крупных проектах стоимость лицензий на ПО меньше затрат на услуги по созданию и поддержке портала. У Виктора Козлова другое мнение. По его оценке, стоимость портального ПО и услуг по его внедрению сейчас примерно равны.
Кто же приобретает порталы в нашей стране? Как правило, это крупные организации с территориально распределенной структурой. «В основном мы получаем заказы от больших компаний, имеющих головной офис в одной из столиц и развитую региональную сеть», — сказала Екатерина Волощенко. А Владислав Шершульский добавил, что главные заказчики — это крупные частные предприятия с современным менеджментом, работающие в высококонкурентных отраслях — от нефтедобычи и переработки сырья до машиностроения. Кроме того, в IBS и EPAM отмечают рост интереса к порталам со стороны государственных органов. А вот на рынке СМБ порталы пока не пользуются спросом. «Средним и малым предприятиям внедрение корпоративного портала пока не по карману, да и задачи у них не того уровня», — говорит Виктор Козлов.
Способствует росту популярности порталов и программа «Электронная Россия». И хотя в ее рамках внедряются не корпоративные, а общедоступные порталы, это помогает продвижению аналогичных решений. Как отметил Глеб Ладыженский, директор по техническому консалтингу «Oracle СНГ», в государственных структурах прививается практика создания средств интерактивного взаимодействия с гражданами, термин «портал» получает распространение, и уже не приходится объяснять, что это такое. Граждане, в свою очередь, также получают опыт работы с порталами и видят возможности этих решений, добавил Евгений Никонов.
Конкурентный рынок
Конкуренция на мировом рынке порталов растет, и следствием этого является консолидация компаний. Так, по данным Delphi Group, в 2003 г. число ведущих игроков сократилось с 19 до 14, и продолжало уменьшаться в прошлом году. Одних поглощают более крупные поставщики, другие уходят сами. Рынок становится более зрелым, и в результате пользователи оказываются в выигрыше. Ведь конкуренция вынуждает поставщиков снижать цены. Как отмечают аналитики из Delphi Group, речь идет о выгодных предложениях заказчику. Например, портал может быть поставлен в качестве бонуса при покупке других приложений.
В нашей стране конкуренция также очень сильна. Но есть и своя специфика. По словам Екатерины Волощенко, российский рынок формирует большая четверка — Oracle, Microsoft, SAP и IBM. Продукты каждого поставщика обладают своими особенностями, и заказчику нужно это учитывать. Поэтому рынок поделен на ниши, и в каждой нише поставщики не испытывают сильной конкуренции. Однако между компаниями, внедряющими порталы, соперничество возрастает. «Здесь конкурентными преимуществами становятся умение адаптироваться к потребностям заказчика, способность предложить короткие сроки и низкую стоимость внедрения системы, качество выполнения работ», — сказала Екатерина Волощенко.
От базовых функций до управления знаниями
Современные корпоративные порталы обладают широкими возможностями. Но насколько они востребованы? Какие функции нужны пользователям? Как оказалось, самые разные. Как говорит Сергей Лабутин, у каждого решения есть своя целевая аудитория. Все зависит от поставленной задачи и финансовых возможностей предприятия. Например, создание информационных сайтов не требует больших затрат, но при этом решаются довольно простые задачи. Внедрить бизнес-портал, напрямую затрагивающий бизнес-процессы организации, гораздо сложнее — приходится учитывать много разных факторов, заниматься интеграцией приложений и оптимизацией бизнес-процессов. Ведь портал в данном случае может стать персонализированным интерфейсом ко всей информационной инфраструктуре организации.
Но именно такими порталами, по словам Анатолия Гайдая, все чаще интересуются заказчики. Им нужны специальные Интернет-приложения, которые решают конкретные бизнес-задачи в рамках распределенного предприятия. «Аплана» уже реализовала ряд подобных проектов, например системы для тендерных закупок, управления имуществом, учета и распределения инвестиций и т. д. «Такие приложения обычно становятся частью корпоративного портала», — сказал Гайдай.
В «Рексофт» считают, что наиболее востребованы порталы для сотрудников, позволяющие обращаться к корпоративным данным и документам, а также оснащенные возможностью поиска и обеспечивающие унифицированный доступ к корпоративным приложениям. А в TopS BI отмечают высокие требования заказчиков к совместимости портала с уже имеющейся ИТ-инфраструктурой.
Что касается управления знаниями, то до этого в реальных проектах еще очень далеко. «Не нужно переоценивать зрелость российского рынка программных решений», — заметил Глеб Ладыженский.
Особенности внедрения
Главные пользователи порталов — сотрудники предприятий. Именно от них зависит, какую пользу принесет эта система бизнесу. О необходимости вовлекать сотрудников компании-заказчика в проект говорят многие. «Очень важно, чтобы в реализации портала принимали активное участие те специалисты, чьи интересы он затрагивает», — подчеркивает Сергей Лабутин.
Большинство проблем при внедрении порталов не технические, а организационные. Поэтому, как считает Виктор Козлов, еще при продаже портального решения важно заручиться поддержкой топ-менеджеров компании. Для этого необходимо доказать им полезность и эффективность решения. Они должны быть сторонниками, а затем и активными пользователями портала. Тогда их примеру последуют и остальные сотрудники. Эту точку зрения разделяет и Екатерина Волощенко: «Наш опыт показывает, что принципиально важно участие в разработке и внедрении портала руководителей среднего звена и волевые административные решения топ-менеджеров. Кроме того, нужно, чтобы в этом процессе участвовали сотрудники ИТ-департамента».
Корпоративный портал тесно связан с бизнес-процессами предприятия. Его нельзя разработать в кабинете, а потом внедрить у заказчика. Поэтому реализация проекта обычно происходит поэтапно. «Сначала создается коммуникационная и информационная инфраструктура проекта и отлаживается в рамках, например, одного из филиалов, — рассказывает Анатолий Гайдай. — Затем функциональные возможности наращиваются, и система охватывает всю компанию». Виктор Козлов уточнил, что для каждого этапа определяются функциональность портала и аудитория пользователей. Это дает возможность демонстрировать заказчику результаты проекта по ходу работ.
Следует понимать, что проект по внедрению корпоративного портала — не разовая акция. «Портал соответствует определенной стадии развития компании и должен развиваться вместе с ней», — объяснил Евгений Никонов.
Что дает портал
Внедрение портала — задача не из легких. Да и сами системы стоят недешево. Что же в результате получает заказчик? Как определить экономический эффект?
Любое ИТ-решение позволяет получить результаты двух типов — прямые и косвенные. Для порталов сложно подсчитать прямую отдачу, зато можно оценить косвенную. Ведь по идее эти продукты существенно улучшают информационное обеспечение сотрудников. Компании, внедряющие корпоративный портал, получают выгоды за счет сокращения времени и ресурсов на поиск и использование корпоративной информации, избавляются от дублирования работ. Это ведет к росту производительности труда и снижению издержек. Не следует забывать о роли портала для связи с внешним миром. «Если портал позволяет заинтересованным лицам получить требуемые сервисы в минимальный промежуток времени, он способствует росту популярности компании среди потребителей и, следовательно, увеличению доходов, — сказал Сергей Лабутин. — Уже сегодня многие российские компании, в первую очередь банки и игроки телекоммуникационного рынка, используют порталы для получения прибыли».