Когда полтора года назад глава Oracle Ларри Эллисон впервые предложил акционерам PeopleSoft продать ему компанию, он пообещал прекратить развитие ее продуктов и перевести всех пользователей на свои технологии. Но оказалось, что это была лишь угроза.

Грандиозные планы

18 января Oracle обнародовала план слияния, в котором главное место отводится будущей судьбе продуктов PeopleSoft и J. D. Edwards (фирмы, купленной PeopleSoft в 2003 г.). Главная идея состоит в том, что Oracle будет параллельно развивать три линейки и, кроме того, работать над их сведением в единый продукт под кодовым названием Project Fusion.

Эллисон сообщил, что на этот год запланирован выпуск пакета PeopleSoft Enterprise 8.9, а на следующий — девятой версии. Для системы J. D. Edwards EnterpriseOne вскоре завершится разработка релиза 8.11, а в 2006 г. — следующего. Поддержка этих продуктов продлится по крайней мере до 2013 г. Не забыт и собственный пакет Oracle — E-Business Suite. В будущем году выйдет его новая версия 12.0. В разработке ПО примет участие колоссальная команда специалистов — более 5 тыс. человек займутся системой Oracle, и более 3 тыс. — унаследованными программами.

Но основное внимание, как подчеркнул Ларри Эллисон, будет уделено объединенному пакету Project Fusion, к созданию которого привлекут всех разработчиков. О нем известно лишь то, что он основан на технологии Java, будет иметь сервис-ориентированную архитектуру, и в нем планируется реализовать лучшие качества всех трех систем. Первые компоненты Project Fusion появятся уже в следующем году, отдельные приложения — в 2007 г., а законченный комплект — в 2008 г.

Oracle развеяла опасения и по поводу принудительного перевода пользователей на свое инфраструктурное ПО, пообещав до 2013 г. обеспечивать совместимость с БД IBM и Microsoft, а также с серверами приложений IBM и BEA, которые используются в унаследованных продуктах.

Однако это не значит, что Oracle собирается пассивно ждать, когда пользователи PeopleSoft перейдут на ее продукты. Компания намерена стимулировать этот процесс, предлагая им бесплатную замену лицензий и специальные инструменты для перехода. Этот шаг вполне оправдан, так как конкуренты Oracle уже начали охоту за пользователями PeopleSoft. Так, SAP предложила своим клиентам, использующим также продукты PeopleSoft, кредит в размере 75% от текущей стоимости лицензий для перехода на mySAP и NetWeaver и техническую поддержку за 17% от стоимости лицензий (Oracle берет за поддержку 22%).

Понимая огромную роль канала продаж, Oracle старается сохранить всех партнеров купленной компании. В своем обращении президент Oracle Чарлз Филлипс попросил их не прекращать работу и обещал в течение ближайших месяцев сблизить условия обеих партнерских программ. По его мнению, слияние пойдет реселлерам на пользу, так как позволит предлагать заказчикам более широкий набор продуктов.

Ситуация на рынке мировом и...

Аналитики считают данную сделку явным проявлением «взросления» рынка ПО. Зрелый рынок характеризуется небольшим числом крупных игроков и замедлением роста продаж. Все это сейчас мы наблюдаем в области ПО, и в частности в секторе корпоративных информационных систем (КИС). Чтобы выжить, компании вынуждены покупать конкурентов. Объединив усилия с другим лидером, Oracle сможет противостоять SAP, доминирующей во всех сегментах рынка КИС. По оценке аналитиков из AMR Research, в прошлом году суммарный доход Oracle и PeopleSoft от продажи КИС составил 5,5 млрд. долл., а совокупная доля на этом рынке достигла 12%. Таким образом, объединенная компания приблизилась к SAP, занимающей 18% рынка, и сильно оторвалась от остальных игроков. Но сейчас еще рано судить о будущих перспективах конкуренции с немецким гигантом. Все будет зависеть от успеха интеграции Oracle и PeopleSoft.

...рынке российском

В нашей стране ситуация на рынке КИС отличается от мировой. Во-первых, здесь SAP доминирует даже больше, чем в мире, — 48,6% (данные IDC за 2003 г.). Доля Oracle скромнее — 11,1%. Правда, в этой оценке не учитывается крупнейшая сделка по продаже «Связьинвесту» ERP-пакета Oracle, так как участники не подтвердили ее объем. Во-вторых, продукты компании PeopleSoft у нас представлены слабо — в основном пакетами фирмы J. D. Edwards. Представительство было открыто только в середине прошлого года и не успело добиться заметных результатов по продвижению систем. Поэтому нелегко оценить последствия этого слияния для отечественного рынка. Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились к основным игрокам данного сегмента и их партнерам.

По мнению Андрея Драченко, директора департамента продаж Oracle E-Business Suite в СНГ, в краткосрочной перспективе сделка позволит компании укрепить позиции на нашем рынке за счет объединения партнеров PeopleSoft с партнерской сетью Oracle, а в долгосрочной — серьезно увеличить долю рынка. В Oracle рассчитывают, что благодаря синергетическому эффекту продукты станут лучше, а проекты будут обходиться клиентам дешевле.

В представительстве SAP также уверены в положительном влиянии сделки на деятельность в России. «Стабильность нашей компании позволит нам успешно конкурировать с объединенной Oracle/PeopleSoft», — сказал директор по маркетингу SAP в странах СНГ и Балтии Борис Вольпе. Он сравнил SAP с «надежной гаванью» на рынке, пребывающем в состоянии неопределенности, которое может сохраниться еще долго, пока будет идти процесс интеграции двух фирм. «Oracle и PeopleSoft заняты консолидацией продуктов, а кто в это время будет заботиться об успешности бизнеса их клиентов?» — задал он риторический вопрос.

Что касается российского рынка ERP, то, по мнению Бориса Вольпе, вряд ли можно говорить о серьезных изменениях, поскольку у нас системы PeopleSoft используются лишь в представительствах некоторых зарубежных компаний. С ним согласен Владимир Вербицкий, директор отделения специальных проектов «ФОРС — Центр разработки». «Учитывая, что представительство PeopleSoft в России было открыто совсем недавно, не приходится говорить о том, что компания контролирует какую-либо заметную долю отечественного рынка. А та клиентская база, которую они смогли бы получить в перспективе, будет разделена между существующими игроками в среднем ценовом сегменте», — отмечает он. На бизнесе ФОРС эта сделка не отразится, потому что, главным образом, имеет отношение к американскому ИТ-рынку. А Олег Епишин, менеджер РДТЕХ по развитию партнерского бизнеса, полагает, что все зависит от того, будет ли Oracle заниматься продвижением решений PeopleSoft для ценовых категорий «среднего» и «выше среднего» уровней. «Сейчас РДТЕХ в основном ориентируется на крупных заказчиков, — объяснил он. — Слияние Oracle и PeopleSoft может стать поводом для расширения нашего присутствия в среднем ценовом диапазоне».