В опубликованном в первых числах января отчете для американской Комиссии по ценным бумагам и биржам IBM детализировала одну из причин продажи своего бизнеса в области ПК китайской компании Lenovo Group (см. CRN/RE № 24/2004). Согласно этому отчету, сумма потерь, которые подразделение ПК IBM понесло в период с 1 января 2001 г. по 30 июня 2004 г., составила 965 млн. долл. (по годам соответственно — 397, 171, 258 и 139 млн. долл.). Ранее IBM не обнародовала эти данные.
«Продавая бизнес в области ПК, IBM освобождается от потерь, связанных непосредственно с производством компьютеров, — отметил Стивен Фортуна, аналитик исследовательской компании Prudential Equity Group. — В то же время Lenovo, беря на себя управление производством ПК, получает в свое распоряжение в виде торговых марок IBM, в том числе марки ThinkPad, масштабную интеллектуальную собственность с сильными позициями на рынке. Кроме того, Lenovo сможет в течение нескольких лет сотрудничать с командой разработчиков и дизайнеров IBM. Поэтому я считаю, что создание совместного предприятия IBM—Lenovo в области производства ПК выгодно для обеих компаний».
Согласно американскому антимонопольному законодательству, компании, планирующие сделки подобных масштабов, обязаны заранее уведомить Федеральную торговую комиссию (ФТК) и Министерство юстиции США, а также представить информацию о том, как предполагаемая продажа бизнеса может отразиться на рынке и условиях конкуренции на нем. Как объявила 7 января ФТК, все аспекты влияния сделки IBM—Lenovo на рыночную ситуацию прошли необходимую проверку, и ФТК «дает добро» на ее завершение в ближайшее время.
Согласно условиям подписанного соглашения, Lenovo будет выпускать настольные ПК и ноутбуки под марками IBM ThinkCentre и IBM ThinkPad. Но по ранее заключенному с IBM контракту, срок которого истекает в 2005 г., настольные ПК IBM ThinkCentre для покупателей в Северной Америке продолжает производить американская компания Sanmina-SCI, и новой Lenovo придется с ней договариваться заново.
В течение последних лет IBM производила ноутбуки ThinkPad в основном в Китае на заводе International Information Products Co. (IIP) в городе Шенжен, который является совместным предприятием, созданным IBM и одним из конкурентов Lenovo, китайской компанией Great Wall Computing. Чтобы избежать возможных конфликтов при передаче Lenovo производства ноутбуков, IBM была вынуждена пересмотреть условия партнерства с Great Wall. IBM выкупила часть IIP, принадлежащую этому китайскому производителю, и продала ее Lenovo, которая получила в свое распоряжение производственные мощности по выпуску ноутбуков ThinkPad. С Great Wall «голубой гигант» создал новое совместное предприятие International Systems Technology Company (ITSC), на котором планирует выпускать серверы с маркой IBM.
Очевидно, что IBM хочет прочнее закрепиться на втором по величине в мире китайском рынке, который, в отличие от насыщенного американского рынка ПК, увеличивается в среднем за год на 7%. Поэтому выбор в качестве партнера Lenovo Group, которая занимает доминирующее положение на китайском рынке, был, конечно, не случайным. По данным Gartner, в середине 2004 г. ей принадлежало более четверти (26,4%) местного рынка ПК, в то время как доля второго по величине китайского производителя Founder Group составляла лишь 10,3%. Объемы продаж Lenovo (ее прежнее название Legend), начиная с 2001 г., росли наиболее высокими темпами — почти на 25% в год.
Сделка с IBM выводит Lenovo с 8-го на 3-е место в рейтинге ведущих мировых производителей ПК в 2004 г., составленном Gartner. По мнению американского аналитика Дэвида Курси, к 2008 г. у новой Lenovo есть все шансы занять в этом рейтинге второе место, что, правда, потребует очень жесткой борьбы с другими вендорами как на внутреннем китайском, так и на мировом рынках.
Естественно, что расширить присутствие на растущем рынке Китая намерены также Dell и HP. По данным Gartner, Dell сейчас принадлежит 8,1% китайского рынка ПК, а НР — 5,2%. Одна из особенностей этого рынка состоит в том, что основной прирост достигается за счет продаж компьютеров населению, 95% которого имеет низкий уровень доходов. Поэтому основным инструментом борьбы за первенство, видимо, станут «ценовые войны», а не технологические инновации. Как отмечает аналитик DBS Vickers Джозеф Хо, «на китайском рынке конкуренция очень сильна, и работать здесь Lenovo будет трудно».
За несколько дней до официального объявления о сделке председатель и главный управляющий НР Карли Фиорина заявила, что продажа подразделения ПК IBM компании Lenovo предоставит НР и ее партнерам «огромную возможность»: «Lenovo полностью ориентирована на Китай. В прошлом году на этот рынок вышли конкуренты, и у Lenovo возникли проблемы. Теперь им будет нелегко вести борьбу на двух фронтах».
В начале января НР объявила о начале продаж на китайском рынке ПК стоимостью 3999 юаней (483 долл.), вынуждая Lenovo также снижать цены. Правда, в отличие от Dell, которая может снижать цены на свои ПК благодаря оптимизации тщательно выстроенной системы поставок, НР для удешевления поставляемых в Китай ПК серии Pavilion заменила процессоры Intel на более дешевые процессоры AMD и предустанавливает FreeDOS вместо Microsoft Windows. Однако такие возможности есть и у Lenovo, которая в 2004 г. уже продавала в Китае ПК дешевле 500 долл., а с весны прошлого года начала активно сотрудничать с AMD.
В то же время у Lenovo практически нет опыта работы на мировом рынке, и, как заявил Роберт Галуш, вице-президент по маркетингу продуктов в подразделении ПК IBM, Lenovo и IBM уже сейчас начинают разрабатывать планы экспорта ПК Lenovo в Европу, Северную Америку и страны Азии: «Детали этих планов еще обсуждаются руководителями двух компаний, и скорее всего мы сможем рассказать о них после завершения процедуры слияния подразделения ПК IBM и Lenovo во II квартале года».
Предстоящие перемены могут затронуть в основном рынок США, и именно там у HP и Dell имеются значительные шансы увеличить свое присутствие.
По мнению некоторых аналитиков, по крайней мере в одном сегменте этого рынка они получат преимущество — в поставках государственным учреждениям. Во-первых, как только IBM осуществит сделку с китайской компанией, ее настольные ПК и ноутбуки получат статус «иностранной продукции». Во-вторых, у многих американских покупателей могут появиться сомнения в том, сможет ли новый производитель поддерживать прежний высокий уровень качества продуктов и успешно внедрять новые технологии, иначе говоря, сохранить позиционирование ПК с маркой IBM как дорогостоящей, но надежной и производительной продукции. Во всяком случае, директор Департамента по закупкам Конгресса США Майкл Шаде заметил, что в результате сделки государственные структуры могут пересмотреть планы закупок продукции с марками IBM.
Глядя из Москвы
Некоторые детали сделки CRN/RE сообщил Кирилл Корнильев, генеральный директор IBM EE/A: «До последнего времени во всей Европе у Lenovo работало всего 50 человек, а согласно подписанному соглашению, в Lenovo переходят 10 тыс. сотрудников, которые ранее осуществляли продажи, маркетинг и поддержку канала IBM. Поэтому можно сказать, что в Европе и России Lenovo будет представлена как бы “внутри IBM”».
Тем не менее он признал, что, по-видимому, сложностей в процессе образования новой компании-производителя ПК будет немало: «Достаточно вспомнить, как происходила здесь, в России, интеграция Lotus после ее покупки IBM, — весь процесс занял два года, так как нам нужно было совершить плавный перевод структуры Lotus в нашу структуру, чтобы не повредить сложившемуся бизнесу разработчика ПО».
Как пояснил Денис Решин, руководитель отдела персональных систем IBM EE/A, «IBM и Great Wall образовали совместное предприятие International Information Products Co. (IIP) по производству серверов и ПК в 1994 г. Более чем 10-летнее сотрудничество принесло впечатляющие результаты. За годы работы компания IIP накопила богатый опыт в области производства высокотехнологичных продуктов, управления и логистики, воспитала высококлассных специалистов. Сегодня IIP имеет одно из крупнейших производств в Китае.
После объявления о сделке с Lenovo компания Great Wall продала IBM 20% своей доли в IIP. Таким образом, IBM стала полным владельцем IIP. В рамках нового альянса IBM и Lenovo предприятие IIP останется основным производителем персональных и мобильных систем. Соответственно, мы не видим причин для сбоев в производстве, поставках, контроле качества и развитии линейки продуктов.
Как было заявлено ранее, все исследовательские лаборатории и их сотрудники, отвечающие за разработку, дизайн и исследования, станут частью новой компании. Перспективные планы создания новых моделей остаются неизменными и охватывают ближайшие 18 месяцев».