Линус Торвальдс не является ни главным управляющим, ни председателем правления компании. У него нет статуса руководителя. Лишь в 2003 г. он впервые согласился занять оплачиваемую должность в отрасли Linux, которую он создал.
Но, по мнению CRN, именно Торвальдс, 34-летний программист из Финляндии, создатель ядра ОС Linux, достоин звания самого влиятельного руководителя 2004 г. Этот титул он заслужил почти 15-летним самоотверженным трудом над своим детищем. Прошлый год оказался переломным для Linux и для всего сообщества open source. И Торвальдс сыграл в этом исключительно важную роль.
Создание ядра Linux 2.6 вывело эту ОС на новый уровень, сделало ее пригодной для корпоративного использования, что заставило Microsoft, Sun Microsystems и других поставщиков ОС кардинально пересмотреть свои модели продаж.
В последнее время многое изменилось в жизни Торвальдса: он закончил работу над ядром Linux 2.6 и впервые получил официальный статус в сообществе Linux-разработчиков, став сотрудником Open Source Development Labs (лаборатории разработки ПО с открытым кодом, OSDL). Эта организация занимает нейтральную позицию по отношению к поставщикам, а инициатива ее создания принадлежит IBM, Hewlett-Packard, Computer Associates International, Intel и NEC.
Теперь у Торвальдса есть должность и визитная карточка, подтверждающая его официальный статус. Но все это не повлияло на его привычный образ жизни. Уход Торвальдса из компании Transmeta, разрабатывающей микропроцессоры, и работа в OSDL позволили ему посвятить все свое время разработке ядра Linux, а также своей семье, поскольку работает он дома.
«Изначально я планировал взять в Transmeta отпуск на год за свой счет — чтобы сосредоточиться только на работе над версией 2.6 и больше ни на что не отвлекаться, — рассказывает Торвальдс. — Должность в OSDL оказалась замечательным способом сохранить медицинскую страховку, получать зарплату и притом остаться независимым по отношению к поставщикам».
Для сообщества open source это событие сыграло немаловажную роль. Решение Линуса получить официальный статус в трудное для Linux-разработчиков время — в период острой критики open source и постоянных проверок, поводом для которых послужил судебный иск компании SCO Group к корпорации IBM, — вселило в его последователей уверенность в будущем. Это еще раз доказывает огромное влияние Торвальдса на судьбу Linux.
В июне прошлого года Линус со своей женой Тоув и тремя дочерьми (три, шесть и семь лет) уехал из Калифорнии и обосновался в тихом пригороде Портлэнда (шт. Орегон). Он живет в новом доме, обставленном довольно просто, без изысков, с элементами датского модерна. Одежде Торвальдс также не придает большого значения: толпу фотографов, нарушивших его уединение, он приветствовал в потрепанных джинсах. Его, похоже, забавляет весь этот ажиотаж вокруг него.
Домашний офис Линуса имеет отдельный вход в задней части дома, там есть маленькая кухня и полки для книг, пока еще не заполненные «под завязку». Окна офиса выходят на задний двор, где Торвальдс строит игрушечный домик для своих дочерей. Дальше открывается вид на лес. В этой обстановке, которую не нарушают никакие проблемы бизнеса или офисный распорядок, и происходит священнодействие — работа над ОС Linux.
Обычно Линус сидит перед монитором и, как дитя, играет на клавиатуре — почти как в 1991 г., в Хельсинки, когда он только задумывал ядро своей ОС. Но сегодня Торвальдс дирижирует всемирным оркестром из тысяч разработчиков и по крупицам собирает шедевр, который подрывает весь программный истэблишмент, болезненно бьет по Sun, приводит в чувство IBM и заставляет даже Microsoft усомниться в собственном бессмертии.
«Сейчас благодаря усилиям Торвальдса Linux является самым успешным проектом в мире open source. Он бросает вызов устоям программной отрасли», — утверждает ведущий разработчик другого успешного проекта open source.
«Линус демонстрирует пример того, как заявить себя серьезным противником сильных игроков отрасли, умело управляя сообществом разработчиков и посвящая себя целиком своему делу. Он указал путь многим профессиональным разработчикам open source. Именно благодаря ему JBoss начала работать в этом направлении», — говорит Марк Флери, главный управляющий компании JBoss, разработчика сервера J2EE-приложений.
Эрик Реймонд, автор трактата о движении open source «Собор и Базар» («The Cathedral & the Bazaar»), считает, что талант и организаторские способности Торвальдса позволили ОС Linux вопреки прогнозам экспертов не только выжить, но и расцвести. «Линуса отличает поразительная целеустремленность. Он устоял перед неумеренными амбициями, погубившими не один проект подобного масштаба, — говорит Реймонд. — Еще более важным фактором оказалось внедрение децентрализованной модели разработки кода. Она существовала и до Торвальдса, но он сумел ее систематизировать».
Для Торвальдса этот труд — просто любимое дело: имея все права распоряжаться торговой маркой Linux, он не получает с них ни гроша. Это парадоксально для отрасли, которая плодит миллиардеров: произведя настоящий переворот в бизнесе программного обеспечения, совершенно не интересоваться бизнесом.
«Я не думаю, что мог бы стать Биллом Гейтсом текущего десятилетия, — говорит Торвальдс. — Для этого нужно стоять у самых истоков нового технического направления. ОС уже давно не являются чем-то новым. Возможно, еще важнее иметь коммерческую жилку. И это у меня-то? Да я меньше всего думаю о бизнесе».
При всей своей скромности Торвальдс проделал работу, которая вернула к жизни закосневший рынок ОС и заставила общество задуматься над философскими и социальными аспектами вопроса о том, как и ради кого создаются программные продукты. Многие представители сообщества open source считают, что ПО есть одно из благ цивилизации, как электричество, и потому должно принадлежать не горстке капиталистов, а всему обществу и использоваться для пользы общества. Есть и радикалы, которые рассматривают растущую конкуренцию между Linux и фирменными ОС как борьбу добра и зла, а Торвальдса считают освободителем мира от рабства у Microsoft Windows.
Правда, Линус видит это совсем иначе. «У меня на open source совсем не философский взгляд. Я скорее прагматик в этом отношении. Я действительно верю, что совместная работа и открытый обмен знаниями в результате обеспечивают более высокое качество разработки. Но иногда даже при таком стиле работы приходится прибегать к лицензированию, потому что всегда найдутся люди, способные спокойно присвоить чужой труд. Идею о возможности открытого обмена знаниями можно называть «философией», но такой обмен существует на самом деле, — говорит Торвальдс. — Это и отличает науку от алхимии или колдовства. Я думаю, те, кто в это не верит, попросту не хотят снимать шоры».
Страстная увлеченность, с которой Линус пишет коды, делает его разработчиком номер один среди программистов open source.
«Линус не только блестящий программист: у него хороший вкус, — говорит Дирк Хондел, директор по ОС Linux и стратегиям open source в Intel, а также один из первых разработчиков ядра Linux почти с самого момента зарождения проекта в 1991 г. — Торвальдс находит простые и разумные пути решения проблем, умеет все «разложить по полочкам». Сложные вещи он делает простыми. По-моему, это и есть главное отличие превосходного программиста от просто хорошего».
Эндрю Мортон, «правая рука» Торвальдса и разработчик номер два в проекте Linux, сегодня отвечает также за работу над ядром Linux в OSDL. Он говорит, что Торвальдс «держит планку высоко», и это тоже залог успеха всего проекта. «Ему удалось достичь такого состояния, когда все работают без спешки и в равных условиях. Происходит самоорганизация всего сообщества и распределение ролей между его членами..., когда никакие личные разногласия не могут нанести серьезный вред всему проекту», — говорит Мортон.
А ведь это отнюдь не простая задача, считает Алан Кокс из компании Red Hat, один из ключевых разработчиков Linux. «У Линуса есть две сильные черты характера: он честен и он не настаивает на своей точке зрения, если она оказалась ошибочной, — говорит Кокс. —Торвальдс способен вести за собой, у него прекрасная интуиция при выборе технических решений и разумный подход к работе с людьми. Известно, что руководить программистами — все равно что «пасти стадо кошек». Но Линус прекрасно с этим справляется, не ущемляя ничьих интересов».
Торвальдс держится спокойно и естественно, его практически не интересуют общеотраслевые проблемы, но при всей своей гибкости он всегда имеет собственную точку зрения и не боится высказывать ее вслух. Он открыто критикует код Microsoft Windows, а SCO называет слабеющей компанией, которая приписывает себе чужие заслуги.
Торвальдс гордится ядром Linux 2.6, работа над которым была завершена в декабре 2003 г. Эта версия готова для применения на предприятиях. По уровню производительности, надежности и масштабируемости она не уступает коммерческим ОС. Она подходит как для работы с корпоративными приложеними, так и для любых задач, связанных с обработкой больших объемов данных. Предмет гордости Торвальдса — процедура формального поиска, разработанная им совместно с Мортоном, которая облегчает внесение обновлений и исправлений в ядро ОС.
В то же время Линус предпочитает держаться на безопасном расстоянии от любых коммерческих и юридических проблем, говорит Стюарт Коэн, главный управляющий OSDL. «Его абсолютно не интересует должность главного советника или вице-президента по технологии, — подчеркивает Коэн. — У Торвальдса и без того дел хватает. Мы стараемся его не перегружать, предоставляя полную свободу, — он волен делать то, что ему интересно».
Торвальдс не любит быть в центре внимания, но время от времени участвует в отраслевых мероприятиях. Стараясь быть предельно точным во всем — и в создании кода, и в определении собственной роли, — Линус называет себя главным техническим руководителем, а не главным архитектором, поскольку не столько пишет сам, сколько контролирует работу других разработчиков. И он всегда готов воздать должное программистам, сыгравшим заметную роль в становлении open source, в том числе авторам языка С и ОС Unix из Bell Labs — Брайану Кернигану, Деннису Ричи и Кену Томпсону.
Торвальдс не считает себя героем, но, по мнению его друзей, он далеко не худший пример для подражания. Хондел вспоминает, как однажды на конференции LinuxWorld Expo Торвальдс готовился выступить с речью, но вдруг исчез перед самым выходом на сцену. Паника и смятение охватили, но вмешалась жена Торвальдса, которая вместе с дочерьми нередко ездит с ним, и успокоила, сказав, что он побежал к машине за пеленками.
Все это весьма типично для Торвальдса, говорит Хондел. Несмотря на мировую славу, Линус начисто лишен сознания собственного величия и не ходит в окружении свиты помощников, как многие знаменитости. «Торвальдс — безумец, хуже того — он выдающийся безумец. Но, к счастью, несмотря на это, он абсолютно нормальный человек и хороший друг, — говорит Хондел. — Достаточно увидеть его разок с детьми — и вы понимаете, что он остался тем, кем был всегда, — просто хорошим парнем».