Формат записи аудиоданных МР3 был разработан в середине 90-х годов на волне развития Интернета. Новый формат оказался весьма удобен — при кодировании в МР3 за счет компрессии можно было представить музыкальные записи в виде файлов в 10—15 раз меньшего объема, чем в обычном формате WAV. К тому времени накопители CD-R/CD-RW уже были широко распространены, и с помощью бесплатного ПО, загруженного из Интернета, многие пользователи ПК получили возможность конвертировать музыку в МР3-файлы и записывать ее на компакт-диски, на каждом из которых умещалось содержимое нескольких обычных музыкальных дисков.

Распространению формата также способствовало появление Web-серверов, откуда можно было бесплатно или за минимальную плату скачивать музыкальные записи в виде готовых МР3-файлов. Наконец в продаже появились лицензионные CD с музыкальными записями в формате МР3. Все это привело к появлению в конце 90-х годов первых CD-плееров, способных «на лету» декомпрессировать и воспроизводить аудиозаписи в виде МР3-файлов.

Правда, при этом возникли проблемы с соблюдением авторских прав. Пользователи могли переписать с лицензионного диска музыкальные записи в файлы формата МР3 и разместить их на Web-сервере, обеспечив к ним свободный доступ через Интернет. Но тем самым они нарушали законодательство об авторских правах.
Со временем основные проблемы в этой области были решены, и в настоящее время во многих странах действуют крупные Интернет-магазины, которые продают записи, отчисляя определенный процент от продаж владельцам авторских прав. Так работает, в частности, онлайновая служба Apple iTunes.

Однако многие крупные производители, например Panasonic, Samsung, Sony, опасаясь исков со стороны правообладателей, на рубеже тысячелетия выжидали и не рисковали выпускать устройства, которые позволяли бы пользователям конвертировать и незаконно распространять цифровой музыкальный контент.

«Пионерами в области разработки и производства МР3-плееров стали небольшие корейские компании, а родоначальниками массового производства МР3-устройств считаются iRiver и Digitalway MPIO, — утверждает Петр Михеев, генеральный директор дистрибьюторской компании «Алион», поставляющей в Россию МР3-плееры таких производителей, как Creative, Digitalway MPIO, iRiver и Nexx. — Они заняли совершенно иную позицию, заявив, что производят лишь оборудование и не нарушают ничьих авторских прав, а как пользователи его применяют — это их проблемы. Тем самым Digitalway MPIO и iRiver получили фору по меньшей мере в три года, которая позволяет им до сих пор лидировать в этом сегменте рынка».

Компания iRiver одной из первых выпустила «тонкие и легкие» CD-МР3-плееры, а Digitalway MPIO стала первым производителем МР3-плееров на базе флэш-памяти. Кроме того, три года назад появились первые модели МР3-плееров, в которых в качестве носителя данных использованы миниатюрные 1-дюйм жесткие диски большой (1—5 Гбайт) емкости. Они сразу нашли своих поклонников.

По мере совершенствования технологий производства и удешевления флэш-памяти за выпуск флэш-МР3-плееров бралось все больше производителей.

По некоторым оценкам, только в Южной Корее на конец 2004 г. насчитывалось 1,5—2 тыс. компаний, выпускающих МР3-плееры. Абсолютное большинство из них — очень маленькие фирмы, которые, по прогнозам аналитиков, в течение 2005 г. должны обанкротиться, поскольку они не в состоянии вывести изделия под своей маркой на наиболее перспективные рынки Америки, Западной Европы, Японии.

Мировой рынок МР3-плееров стремительно развивается. Так, по данным тайваньского Центра изучения рынка (MIC), суммарные поставки MP3-плееров (на базе флэш-памяти и миниатюрных жестких дисков) должны увеличиться с 15,96 млн. в 2003 г. до 95,09 млн. в 2008 г. В 2004 г. рост продаж этих устройств составил 118,8%. При этом наиболее активным остается американский рынок, потребляющий около 33% всех MP3-плееров. Достаточно вспомнить MP3-плееры iPod, первые модели которых Apple выпустила в 2001 г. и которые захватили большую часть американского рынка. К настоящему времени Apple в США продала более 10 млн. iPod, в том числе в течение трех месяцев (декабрь 2004 г. — февраль 2005 г.) — 4,5 млн. этих устройств.

В России, как всегда, «долго запрягают, да быстро едут». Поэтому неудивительно, что наш рынок MP3-плееров, зародившийся с опозданием на два года по сравнению с мировым, демонстрирует еще более высокие темпы роста.
Так, у компании «Алион» в 2004 г. объемы продаж флэш-МР3-плееров выросли в 5,5 раза, а плееров на базе жестких дисков (ЖД-МР3-плееров) — в 12 раз!

Пользователи хотят иметь устройства с достаточно большим объемом памяти для хранения музыки, и, по данным «Алиона», на нашем рынке в 2004 г. доля флэш-МР3-плееров с объемом памяти 128 Мбайт сократилась почти вдвое, а доля устройств с объемом памяти 256 Мбайт увеличилась почти в три раза.

По оценке аналитической группы SmartMarketing, лидером рынка MP3-плееров в России в 2004 г. стала компания iRiver. В российских регионах также хорошо известны продукты компаний Creative и Digitalway MPIO. Устройства iPod на нашем рынке пока представлены лишь в отдельных салонах и по уровню популярности не вошли в тройку лидеров.

Стоит отметить, что, по оценкам зарубежных экспертов, продукты этих компаний начинают оказывать достойную конкуренцию iPod и на рынке США. К примеру, в последней модели iPod Photo по-прежнему используются миниатюрные жесткие диски емкостью 4 Гбайт, в то время как МР3-плееры iRiver H10, Creative Zen Micro и Nexx ND205 оснащены накопителями 5 Гбайт и, кроме того, имеют ряд функциональных возможностей, отсутствующих в продуктах Apple.

Выпуск новых, более совершенных моделей МР3-плееров известных марок привел к заметным переменам в продуктовой структуре на растущем рынке России. «Отчетливо прослеживается тенденция постепенного замещения CD-плееров флэш-МР3-плеерами, — отмечает Петр Михеев, — и мы ожидаем, что в 2005 г. их доли сравняются. Продажи ЖД-МР3-плееров также будут расти, так как они предоставляют уникальные возможности для хранения данных и мультимедиа-файлов в объемах до 5—6 Гбайт».

Примерно к таким же выводам в оценке перспектив развития этого сегмента приходит Дмитрий Бергельсон, генеральный директор компании iRiver Russia, которая обеспечивает маркетинговую поддержку и координацию продаж iRiver в России: «Думаю, темпы роста российского рынка MP3-плееров в 2005 г. сохранятся на уровне не менее 80—100%, но при этом доля CD-MP3-плееров существенно сократится — они теряют популярность, поскольку имеют довольно большие размеры и массу, менее удобны в использовании по сравнению с более современными конкурирующими моделями». Как говорит Дмитрий Бергельсон, компания iRiver, хотя и занимает значительную долю рынка в этой группе устройств, приняла решение свернуть производство CD-MP3-плееров и сконцентрировать усилия на более перспективных продуктах — устройствах на базе флэш-памяти и жестких дисков. Причем последние, по мнению iRiver, могут быстро стать в России не менее популярными, чем флэш-MP3-плееры.

Однако, по мнению Руслана Круглова, директора по маркетингу и продажам российского представительства компании Nexx, CD-MP3-плееры рано списывать со счетов: «Они по-прежнему пользуются здесь высоким спросом, что объясняется легкостью использования (в частности, не нужен ПК для подготовки носителей) и доступностью компакт-дисков с записями музыки в формате МР3. Поэтому наша компания приняла решение производить CD-MP3-плееры, по крайней мере до конца 2005 г.».

Компания Nexx поставляет на российский рынок также МР3-плееры на базе флэш-памяти и жестких дисков. Правда, как отмечает Руслан Круглов, из-за высокой стоимости ЖД-МР3-плееры пока недоступны большинству местных потребителей. Поэтому в текущем году производитель намерен сосредоточить усилия на продвижении флэш-МР3-плееров, которые, по его мнению, обладают оптимальным для российского рынка соотношением цены и функциональности.

Как показывают опросы покупателей, популярность тех или иных моделей плееров зависит от их функциональности, объема памяти, компактности, дизайна, цены и известности торговой марки.

Современные MP3-плееры на базе флэш-памяти и жестких дисков перестали быть только мобильными устройствами для хранения и воспроизведения музыки. Во-первых, повышение емкости памяти позволяет использовать МР3-плеер как переносной накопитель для перезаписи с компьютера на компьютер различной информации. Во-вторых, практически все флэш- и ЖД-MP3-плееры имеют FM-радиоприемник с возможностью записи транслируемых передач. В большинстве моделей есть также встроенный микрофон, что дает возможность применять их в качестве диктофона (эту функцию часто используют студенты для записи лекций), и линейный вход, позволяющий напрямую (без помощи ПК) записывать аудио с других устройств бытовой электроники. Наконец, последние модели позволяют записывать и воспроизводить аудиофайлы не только в формате МР3, но и в альтернативных форматах: WMA (его активно продвигает Microsoft) и OGG Vorbis на основе открытого кода.

Кроме того, на рынке появились модели МР3-плееров, оснащенные большими цветными дисплеями, на которых могут воспроизводиться не только данные о проигрываемых музыкальных записях, но также фотографии и видео, хотя для этого соответствующие файлы нужно переформатировать. Ряд МР3-плееров имеет слот для внешних карт памяти Secure Digital и MultiMedia Card, что увеличивает объем доступных данных.

Многие производители выпускают комбинированные продукты, в которых совмещают функции МР3-плееров и других бытовых приборов. Так, Panasonic представила целое семейство устройств D-SNAP, объединяющих цифровой фотоаппарат и МР3-плеер. Nokia выпустила комбинированный мобильный телефон N91 со встроенным жестким диском емкостью 4 Гбайт, объединенный с плеером, способным воспроизводить музыку в форматах MP и WMA. Наконец, Archos, Creative и Samsung представили плееры, которые, имея встроенный жесткий диск емкостью 20 Гбайт и полноцветный 3,8-дюйм ЖК-экран, могут хранить и воспроизводить музыку, фотографии, телепрограммы и видеофайлы. По сути, это персональные мобильные центры развлечений. Конечно, можно купить ноутбук и смотреть на нем фильмы, но он стоит около 1000 долл., а Creative Zen Portable Media Center — всего 300—350 долл.

Естественно, приобретая новые функциональные возможности, МР3-плееры становятся дороже, но и маржа реселлера, продающего такие устройства, выше, поскольку этот сегмент рынка только начинает формироваться. Сейчас, по мнению Петра Михеева, маржа при продаже МР3-плееров сопоставима с маржой на ноутбуках, на нашем рынке это близкие по уровню развития группы товаров. Продавая наряду с компьютерной техникой цифровые камеры, МР3-плееры и другие продукты цифровой бытовой электроники, реселлер получает все основания для постепенного превращения в магазин «цифровых технологий». Такая трансформация компьютерной розницы не только отвечает концепции «цифрового дома» и происходящим на рынке процессам конвергенции, но и обеспечивает более высокую прибыльность.

Правда, для воплощения этих возможностей необходимо также, чтобы вендоры озаботились развитием каналов сбыта и мерами по продвижению своей торговой марки и своих продуктов.

Если два-три года назад, как свидетельствуют дистрибьюторы, основные продажи МР3-плееров приходились на Москву, то сейчас этот сегмент рынка быстро расширяется географически. МР3-плееры продаются преимущественно в крупных городах, где достаточно высок уровень компьютеризации и развиты услуги доступа в Интернет. Поэтому важным условием развития рынка является расширение региональной партнерской сети вендоров. При этом нужно, чтобы продукты не только были представлены на полках магазинов, но чтобы продавцы в магазинах знали номенклатуру, различия в функциональности и характеристиках разных моделей и могли объяснить их покупателям.

Основные поставщики МР3-плееров хорошо это понимают. «Наша основная задача — способствовать быстрому росту российского рынка в целом, создавая условия для успешного развития бизнеса наших партнеров, — заявляет Дмитрий Бергельсон. — В настоящее время основные усилия мы направляем на расширение канала дистрибуции, чтобы нашу продукцию знали и покупали и в Москве, и в регионах России, и в СНГ».

Сейчас с компанией iRiver сотрудничают четыре дистрибьютора: Adlum, Blade, DSG и Merlion. Кроме того, она активно привлекает в качестве партнеров второго уровня ведущие российские розничные сети, крупные Интернет-магазины, региональные розничные компании, а также субдистрибьюторов, которые продают бытовую электронику, цифровые фотоаппараты и компьютерную технику. Для поддержки и обучения партнеров второго уровня производитель предоставляет маркетинговые ресурсы.

О том, что компания активно работает со своим каналом сбыта, расширяет круг партнеров второго уровня и оказывает им маркетинговую, информационную и рекламную поддержку, говорит и Михаил Тарасов, менеджер по продажам продуктов Creative в России.

Creative и Nexx имеют в России одного эксклюзивного дистрибьютора — компанию «Алион». Однако, как замечает Руслан Круглов, по мере роста рынка Nexx, видимо, обратится и к другим каналам сбыта: «У нас уже есть успешный опыт работы с крупными розничными сетями напрямую. По нашим оценкам, в 2005—2006 гг. объемы продаж МР3-плееров в России будут удваиваться, и уже к концу текущего года эти устройства перейдут из разряда «нишевых» в категорию массовых».

Компания Nexx рассматривает российский рынок как приоритетный. Все поставляемые сюда продукты Nexx полностью русифицированы. Компания является одним из немногих производителей, начавших разработку ряда моделей МР3-плееров специально для российских пользователей.

К сожалению, Panasonic и Samsung, начавшие поставки в Россию новых оригинальных моделей МР3-плееров, предпочли не рассказывать о планах по продвижению своей продукции и развитию каналов сбыта. Хотя, по некоторым сведениям, они намерены активно продвигать свои новые устройства через крупные розничные сети, поставляя им продукцию напрямую.