Идея построения «цифрового дома» принадлежит Intel, которая начала пропагандировать ее еще четыре года назад. Как считала компания, достигнутый к тому времени уровень развития цифровых технологий позволял рассматривать домашний ПК как основу основ «цифрового дома».

Именно Intel стала одним из организаторов международного консорциума производителей компьютеров и бытовой электроники Digital Home Working Group, деятельность которого была направлена на разработку цифровых устройств, совместимых с домашними ПК. Однако совместная работа его участников выявила расхождения в подходах к реализации идеи «цифрового дома».

В частности, компания Philips, один из крупнейших производителей бытовой электроники, разработала собственную концепцию Connected Planet, близкую к идее «цифрового дома».

«В рамках этой концепции мы начали разрабатывать и выпускать цифровые устройства бытовой электроники с возможностью обмена данными между ними, — рассказывает Павел Козлов, директор подразделения В2В российского представительства Philips. — Но Philips не выпускает компьютеры, потому компания не рассматривает ПК как центр «цифрового дома», а считает все электронные устройства в нем равноценными, способными обеспечить пользователю необходимый доступ к цифровому контенту».

Подобные различия во взглядах не могли не сказаться на взаимодействии участников консорциума — в 2004 г. он был реорганизован в Digital Living Network Alliance (DLNA). Новый альянс поставил своей задачей разработку единых стандартов для домашних сетей, с помощью которых все устройства в доме можно объединить в единую систему доступа к цифровому контенту. По данным аналитиков, уже сейчас в мире насчитывается свыше 40 млн. домов и квартир, подключенных к Интернету, среди которых около 10 млн. оборудованы домашними сетями.

Смена ориентиров в деятельности альянса была позитивно воспринята производителями во всем мире, и за 2004 г. число участников DLNA увеличилось вдвое. Несколько изменились и взгляды ряда ведущих компаний на способы построения «цифровых домов».

В частности, Intel уже не создает «цифровой дом» на основе только ПК, как раньше. В своем докладе на Форуме Intel для разработчиков в марте 2005 г. генеральный менеджер подразделения Intel Digital Home Group Дон Макдоналд заявил: «С чего бы ни начинался «цифровой дом» — с игрового ПК, с MP3-плеера или с персонального видеомагнитофона, — это лишь один из способов использования цифровых технологий, которые откроют дорогу другим устройствам и дадут пользователям возможность увидеть преимущества «цифрового дома».

В отношении домашнего компьютера Intel также скорректировала позицию — теперь компания считает, что в «цифровом доме» он может играть двоякую роль: либо, оставаясь по внешнему виду традиционным ПК, стать компьютером для развлечений и поставщиком цифрового контента для других устройств в доме, либо — благодаря новому дизайну, характерному для устройств бытовой электроники, — стать неким медиацентром. Известные зарубежные вендоры продемонстрировали в 2004 г. оба эти подхода. Так, Hewlett-Packard выпустила свой Media Center PC в виде привычного настольного ПК, а Fujitsu Siemens Computers — мультимедийный центр Activy, напоминающий аудиосистему.

Идею создания медиацентров и ПК для развлечений поддержала и Microsoft, которая выпустила новую версию ОС Microsoft Windows XP Media Center 2005, позволяющую реализовать простой доступ к цифровому контенту, его архивирование и многочисленные функции просмотра/прослушивания видео и аудио, включая просмотр телепрограмм и запись на DVD. Именно эту версию ОС использовали известные производители ПК в своих продуктах для «цифрового дома». О популярности новой ОС можно судить уже по тому, что за первые три месяца было продано свыше 400 тыс. копий. Microsoft не скрывает намерений в 2005—2006 гг. сделать ее одним из основных программных продуктов для домашних пользователей.

Однако на российский рынок зарубежные вендоры свои ПК для развлечений и медиацентры не поставляют.
Поэтому знаменательной можно считать презентацию в ноябре 2004 г. (см. CRN/RE № 23/2004, с. 45) первых систем для «цифрового дома», выпущенных российскими компаниями. Они также продемонстрировали разные подходы к их реализации. Так, компании Kraftway Computers, R-Style Computers и Rover Computers показали медиацентры необычного дизайна, а «К-Системс» и DEPO Computers — настольные ПК для развлечений в традиционном оформлении.

В чем же российские производители видят преимущества своих систем для «цифрового дома» по сравнению с традиционными ПК? По мнению компании Rover Computers, интересный дизайн, комфорт и простота использования — вот что делает подобные решения привлекательными для пользователей, которые хотят иметь в доме не безликий «серый блок» ПК, а приятное устройство, украшающее быт, обеспечивающее доступ к цифровому контенту и компьютерным играм, служащее рабочим инструментом для домашнего офиса.

Владислав Горшков, заместитель директора по развитию бизнеса R-Style Computers, считает, что медиацентры и ПК для развлечений обеспечивают прежде всего больше удобств и комфорта для пользователей: «Теперь для доступа к цифровому контенту пользователь может использовать пульт дистанционного управления (ДУ), с помощью которого, не вставая с дивана, можно просматривать клипы, видеофильмы и фотографии, слушать музыку, смотреть телепередачи, записывать их на жесткий диск или на DVD».

По словам технического директора «К-Системс» Игоря Шокова, выпустив компьютер для развлечений Irbis S, компания рассчитывает, что пользователи будут не только играть в игры и воспроизводить мультимедийный контент, но и использовать его в роли домашнего мультимедийного сервера, к которому могут подключаться другие цифровые устройства. Для этого Irbis S оснащен адаптерами беспроводной связи стандарта 802.11b/g и большим числом портов; кроме того, компания предлагает широкий спектр устройств подключения к Интернету.

Компания DEPO Computers поставляет сейчас уже третью модификацию многофункционального центра развлечений DEPO Ego. Компьютер комплектуется пультом ДУ, который позволяет управлять ТВ-тюнером, а также беспроводной клавиатурой и мышью. Более того, разработчики DEPO Ego сформулировали в виде фирменного стандарта Digital Home Ready набор требований, которым должен удовлетворять домашний ПК, являющийся частью «цифрового дома». По их мнению, такой компьютер позволит использовать разнообразный цифровой контент для развлечений, простые в настройке и применении коммуникации и большой объем памяти для хранения многочасовых телепрограмм и другого мультимедийного контента. Для полноценного использования такого центра развлечений он комплектуется ПО Microsoft Works 8.0, которое позволяет работать с различными документами, в частности вести домашний бюджет, составлять каталоги аудио- и видеозаписей и т. п.).

В то время как медиацентры западных компаний на российском рынке практически не представлены, тайваньские производители ECS, MSI и Shuttle уже третий год пытаются продвигать свои мультимедиа-центры в новом дизайне мини-ПК. Смогут ли конкурировать с ними российские производители?

Генеральный директор компании DEPO Computers Александр Баринов оценивает перспективы продаж подобных тайваньских продуктов скептически: «Такие компании, как Shuttle и MSI, действительно предлагают оригинальные решения в области мини-ПК, и их разработки могут претендовать на роль медиацентров. Но на нашем рынке эти решения вряд ли смогут стать массовыми из-за своей высокой цены».

По мнению Владислава Горшкова, мини-ПК тайваньских компаний обладают общим технологическим недостатком: в погоне за миниатюризацией производители не оснащают их адекватными системами охлаждения, что чревато отказами и сбоями в работе. Попытки выпустить качественный продукт в корпусе мини-ПК, считает он, пока не увенчались успехом ни у одного производителя.

Скептически к мини-ПК относится и Ренат Юсупов, старший вице-президент по технологиям Kraftway Computers. Он полагает, что выпуск мини-ПК — это попытка тайваньских производителей «угадать» новое направление в развитии домашних систем, но сейчас они далеки от цели. Возможно, что такие системы получат распространение после появления новых процессоров Intel с технологией SpeedStep и двумя ядрами, что позволит решить проблемы с охлаждением и создать сбалансированные с точки зрения дизайна и обработки медиаконтента системы.

В то же время, считает Игорь Шоков, мультимедийные мини-ПК тайваньских компаний могут представить интерес для определенной категории пользователей, которым хочется иметь и компьютер, и небольшой домашний медиацентр. Правда, он отмечает недостаточную для выполнения широкого круга задач производительность таких мини-ПК. По его мнению, они вряд ли пригодны для большинства современных компьютерных игр, которые требуют очень мощного процессора, производительной видеосистемы и большого объема оперативной памяти. Именно поэтому на нашем рынке до сих пор более востребованы универсальные компьютеры.

Тем не менее, отмечает технический директор «К-Системс», в последнее время российские покупатели проявляют большой интерес к медиацентрам начального уровня, каковыми являются интеллектуальные DVD-рекордеры. «Хотя эти устройства бытовой электроники не предоставляют возможности выполнять произвольные программы и подключаться к Интернету, но они позволяют работать практически с любым мультимедийным контентом и с любыми устройствами отображения информации. При том уровне цен на DVD-рекордеры, который установился на рынке, они способны составить весьма ощутимую конкуренцию медиацентрам на базе ПК начального и среднего уровня. Причем, на мой взгляд, перевес будет именно на стороне устройств бытовой электроники», — объясняет он.

С ним не согласен Александр Баринов, который утверждает, что у доступных по цене центров развлечений на базе ПК российских производителей хорошие перспективы. По его словам, DEPO Computers за полгода с момента выпуска первых мультимедийных центров DEPO Ego продала почти 30 тыс. таких систем. Правда, признает он, на их продвижение только в 2004 г. пришлось затратить более 1 млн. долл. В текущем году компания намерена истратить на рекламу DEPO Ego такую же сумму, что ощутимо сказывается на прибыльности.

Александр Баринов считает, что для успешного продвижения отечественных медиацентров и ПК для развлечений необходима широкая маркетинговая и рекламная поддержка, причем не столько как конкретных решений того или иного производителя, а как концептуально нового продукта, реализующего широкий круг пользовательских запросов.

Ему вторит Владислав Горшков, который не сомневается в благоприятных перспективах медиацентров на нашем рынке. По его мнению, в ближайшие два-три года они перейдут из категории «продуктов для энтузиастов» в категорию повседневных бытовых устройств, которыми будут пользоваться все члены семьи. Уже сейчас спрос на медиацентры выше, чем на мини-ПК, хотя пока, признает он, R-Style Computers не выпускает свои центры развлечений Proxima MC-e тысячными тиражами. Их успешному продвижению препятствуют, во-первых, недостаточная осведомленность потенциальных покупателей о возможностях подобных систем, во-вторых, отсутствие русскоязычной версии ОС Windows XP Media Center Edition 2005.

Именно последний фактор, по словам Рената Юсупова, стал причиной того, что Kraftway Computers отложила запуск в производство своей серии медиацентров до выпуска Microsoft русскоязычной версии этой ОС: «Без русскоязычной версии Windows XP Media Center Edition 2005 медиацентр не будет законченным продуктом, поскольку онлайновые сервисы, доступ к которым обеспечивает ОС, пока являются основным преимуществом медиацентров перед традиционными ПК», — поясняет он.

По его мнению, рост популярности медиацентров в нашей стране тесно связан с объемом доступного онлайнового мультимедийного контента, количеством его поставщиков и упрощением его доставки потребителям. Сейчас сервисы доступа к такому контенту, доступные широкому кругу пользователей, отсутствуют, поэтому существенного роста спроса на медиацентры придется ожидать не менее двух-трех лет, считает Ренат Юсупов.

Не слишком обольщается надеждами на успешное продвижение мощных домашних ПК, играющих, по мнению Intel, роль мультимедиа-серверов и поставщиков контента в «цифровом доме», Игорь Шоков. Он полагает, что спрос на подобные системы появится только при условии, что в домах будет не менее двух ПК. Для этого рынок должен достичь уровня насыщения, когда доля семей, имеющих дома два и более ПК (включая ноутбук), превысит 10%.