По словам Кирилла Раннева, главы представительства Borland в России и СНГ, необходимость в технологиях, позволяющих охватить и контролировать все процессы и этапы жизненного цикла ПО, назрела давно.
«В индустрии программирования сложилась тревожная ситуация. Хотя такие гранды отрасли, как IBM, Microsoft и Borland имеют в своем ассортименте отличные компиляторы и обширные библиотеки решений, качество готовых приложений оставляет желать лучшего», — подчеркивает Раннев.
Ссылаясь на данные аналитической компании The Standish Group, он сообщил, что только 29% проектов по заказной разработке ПО сейчас можно признать успешными (два года назад эта цифра составляла 34%), что проекты требуют в среднем на 84% больше времени, чем планировалось, а средний перерасход бюджета составляет 56%. В 53% случаев функциональные возможности программных продуктов не полностью соответствуют исходным требованиям заказчика, а почти 18% проектов вообще «проваливаются». И положение, как утверждают специалисты, ухудшается. Только за последние два года доля неудачных разработок, не «доживших» до стадии внедрения, увеличилась на 3%, а средний перерасход бюджета — почти на 13%!
Причина столь плачевного положения дел известна. До сих пор создание приложений у многих ассоциируется с написанием программного кода. Но на самом деле процесс разработки заказного ПО, как и любой проект, включает несколько звеньев. Первое звено — аналитики. Их задача, упрощенно говоря, понять потребности заказчика и грамотно сформулировать требования для ИТ-специалистов. Второе звено — архитекторы проекта, они готовят спецификации, определяют подходы для программистов. Третье — собственно разработчики, которые пишут программный код. Далее он поступает людям, которые занимаются тестированием. И наконец, в жизненном цикле ПО принимают участие службы сопровождения.
По словам Кайла Гриффина, регионального директора Borland в странах Бенилюкс, Восточной Европы, Ближнего Востока и Средиземноморья, между звеньями этой цепи не всегда существовало полное взаимопонимание, что и приводило к появлению значительной доли бракованной программной продукции. «Разработка ПО представляла собой смесь искусства, ремесла и магии, — говорит Кирилл Раннев. — Ни в одной другой области, связанной с инженерными разработками, не было столь высокого выхода негодных изделий, как в индустрии ПО. Нигде не было такого несоответствия между замыслом и его воплощением. Да и за бюджетами у нас следят не так строго».
Улучшить ситуацию удалось, взяв на вооружение парадигму SDO — Software Delivery Optimization. Как подчеркнул Том Мерфи, аналитик компании Meta Group, «благодаря этому удалось ликвидировать разрывы между менеджментом, ИТ-специалистами и службой эксплуатации. SDO сделает для создания ПО то же, что ERP сделала для производства».
«Сегодня миссия нашей компании формулируется просто и четко — оптимизация процессов создания программных продуктов», — сказал Кайл Гриффин.
Фундамент нового подхода — комплекс программных средств, обеспечивающих взаимосвязанную работу всех участников проекта. Каждой группе специалистов в команде разработчиков соответствует свой вариант пакета программ. Так, для аналитиков, формулирующих задачи, которые должна решать будущая система, существует продукт CaliberRM, для архитекторов — пакет Together, программисты имеют дело с хорошо знакомыми рынку средствами быстрой разработки приложений — пакетами C++Builder, JBuilder и Delphi. Для тестирования используется Optimizeit ServerTrace, для организации прикладной инфраструктуры, развертывания и сопровождения — программы Borland Enterprise Server, Op-Center, Janeva, InterBase, JDataStore, а для управления всеми активами проекта — StarTeam.
Продвижение этих программных продуктов вендор начал еще в прошлом году, но, как и ожидалось, оно столкнулось с определенными трудностями. «Мы должны объяснить партнерам, в чем состоят достоинства стратегии SDO», — говорит Гриффин. Многие реселлеры живут старыми стереотипами, воспринимая Borland как поставщика коробок с Delphi и C++Builder. По словам Раннева, сейчас компания ведет работу по перестройке канала сбыта, пытаясь привлечь новых поставщиков решений и системных интеграторов. Ожидается, что объем продаж Borland в России и СНГ увеличится в этом году на 25—30%, а мировой оборот вырастет с 310 до 350 млн. долл.