Компания SAP в странах СНГ обнародовала результаты исследования «Тенденции использования бизнес-приложений в России», проведенного в конце 2005 г. по ее заказу аналитическим агентством Market-Visio/Gartner. Исследование позволило выявить приоритеты стратегического развития и источники основных конкурентных преимуществ для предприятий различных отраслей, а также уровень их автоматизации.
По словам Алексея Шлыкова, управляющего директора SAP в странах СНГ, компания хотела получить «слепок будущего». Он подчеркнул, что стратегия SAP на российском рынке определена вплоть до 2007 г., но рынок меняется столь быстро, что нельзя исключать возможность пересмотра стратегии. Алексей Шлыков заметил: «В последние полтора года на рынке набирает силу битва в области программного обеспечения для управления бизнесом, и два участника этой битвы сцепились не на жизнь, а на смерть — как герои индийского эпоса «Махабхарата». Остальные же выжидают, с кем из победителей будет целесообразно заключить альянс». Шлыков заверил, что SAP хорошо подготовилась к этой битве, но и главного соперника, «затратившего немалые деньги на приобретение различных компаний — разработчиков ПО», уж никак нельзя назвать не готовым к сражению.
В ходе исследования были опрошены около 250 респондентов — представители 35 крупных (с оборотом свыше 500 млн. евро) и 80 средних (оборот от 500 до 100 млн. евро) компаний из 22 отраслей. При этом интервью проводились не только с ИТ-директорами, но и с другими руководителями предприятий (первыми лицами, финансовыми и коммерческими директорами, директорами по развитию). Из 115 компаний, принявших участие в опросе, около половины являются клиентами SAP. Надеемся, что результаты исследования будут интересны и полезны всем поставщикам ИТ-услуг, позволят лучше понять мотивы, движущие их клиентами, стратегические цели и задачи предприятий-заказчиков, их опасения и т. п.
Источники конкурентных преимуществ. Из десяти факторов, формирующих конкурентные преимущества компании, которые были представлены респондентам в качестве возможных ответов, пять оказались наиболее важными как для крупных, так и для средних предприятий:
- брэнд;
- человеческие ресурсы;
- инновации;
- специализация;
- уникальное предложение продуктов.
Приоритеты стратегического развития и приоритетные области автоматизации. Результаты исследования показали, что сегодня основными приоритетами стратегического развития для предприятий большинства отраслей (см. табл. 1) являются увеличение доли рынка, оборота и прибыльности. Руководители предприятий таких отраслей, как нефтегазовая, металлургическая, целлюлозно-бумажная, всерьез задумались о повышении прозрачности и управляемости, а общее машиностроение и та же целлюлозно-бумажная отрасль при этом включили в число приоритетов и повышение капитализации. Такие результаты объяснимы — в России публичными, в основном, являются предприятия именно этих отраслей.
Любопытно, что приоритеты стратегического развития практически никак не согласуются с факторами повышения конкурентоспособности предприятий. Например, «повышение популярности брэнда» вошло в число приоритетных задач лишь у предприятий автомобилестроения и страховой отрасли — и это при том, что «брэнд» был назван одним из основных источников конкурентных преимуществ практически всеми респондентами.
Исследование также показало, какие области автоматизации сегодня являются приоритетными для предприятий различных отраслей (табл. 2).
На практике наиболее автоматизированными бизнес-процессами на предприятиях оказались: финансы и бухгалтерский учет (что было вполне прогнозируемо, более 75% респондентов); управление персоналом; внешняя отчетность; управленческая отчетность; планирование и бюджетирование (на уровне 50% ответов).
Исследование выявило отрасли, наименее перспективные с точки зрения внедрения готовых ERP-систем. Среди них оказались сельское хозяйство — по причине недостаточного финансирования отрасли, горно-добывающая промышленность — из-за «личных пристрастий руководства», а также машиностроение, предприятия которого отличаются наличием большого количества узкоспециализированных операций. В этих отраслях, как правило, преобладают информационные системы собственной разработки.
Автоматизация — панацея для решения бизнес-проблем? Довольно необычным выглядит распределение ответов на вопрос: «В чем вы видите пути решения проблем в бизнес-процессах?». На первом месте оказались информационные технологии, на втором — организационно-административные меры, на третьем — работа с партнерами. Объяснить такое распределение ответов иначе, чем преобладанием среди респондентов ИТ-руководителей, сложно. Тем не менее от комплексной автоматизации ожидают решения таких бизнес-проблем, как отсутствие оперативных данных о деятельности предприятия; отсутствие корпоративного стандарта хранения информации; низкая производительность бизнес-процессов; недостаточное взаимодействие между подразделениями; сложности в планировании и прогнозировании. Кстати, практически эти же проблемы респонденты перечислили при ответе на вопрос: что мешает претворению ИТ-стратегии в жизнь. Более трети респондентов ответили, что комплексная автоматизация ключевых бизнес-процессов на их предприятиях еще не проводилась. Результаты исследования показали, что у 64% крупных и 42% средних предприятий ИТ-стратегия разрабатывается в рамках бизнес-стратегии. Крупные предприятия предпочитают долгосрочное ИТ-планирование, средние — как правило, годовое.
Выбор ИТ-партнера. Теперь обратимся к тому, ради чего, пожалуй, и задумывалось данное исследование, — к критериям выбора ИТ-партнера. Они распределились по важности следующим образом:
- качество;
- успешные проекты;
- квалификация персонала;
- опыт на ИТ-рынке;
- отраслевой опыт;
- цена.
Что касается «главного» критерия — качества, то нам он показался слишком абстрактным. Из беседы с представителями компании SAP и ее клиентами мы сделали для себя вывод, что под «качеством», видимо, имелся в виду некий интегральный показатель, объединяющий в себе практически все остальные критерии минус цена плюс обобщенный имидж брэндов производителя и поставщика. По словам Бориса Вольпе, директора по маркетингу SAP по странам СНГ и Балтии, качество — это «психологически воспринимаемая ценность поставщика».
Критерии успешного внедрения, оценка эффективности, риски. Критериями успешного внедрения информационных систем респонденты считают прежде всего 100% соответствие проекта техническому заданию, а также — задачам стратегического развития и собственным ожиданиям. Правда, два последних критерия с трудом поддаются измерениям. Кроме того, ожидается, что проект будет выполнен в срок и без превышения бюджета и что информационная система будет работать без сбоев.
Что же касается оценки эффективности, то не секрет, что один из любимых вопросов, задаваемых заказчиками поставщикам ИТ-решений, звучит так: «Какой эффект мы от этого получим?». Так вот, судя по данным исследования, вопрос этот часто бывает «дежурным», поскольку эффективность отслеживают совсем немногие: около 20% больших предприятий и примерно 15% средних оценивают эффективность по TCO и несколько меньше — по ROI. Около 40% опрошенных сообщили, что только собираются как-то оценивать результаты от внедрения информационных систем. А 13% крупных и 20% средних предприятий даже и не планируют производить такую оценку.
Теперь о рисках. Их немало. Респонденты опасаются необходимости изменения уже используемых приложений при внедрении нового ПО; зависимости бизнеса от ИТ; повышения издержек и возможности того, что ИС не будет соответствовать ожиданиям. Но, как оказалось, главный риск — это неприятие со стороны сотрудников. Как с этим бороться? Здесь, конечно, есть самые разные рецепты — например обучение персонала или замена сотрудников на более молодых и знающих. Но есть и иной способ — формирование привычки. По этому поводу Алексей Шлыков рассказал об инициативе SAP и Microsoft, в соответствии с которой в Windows появятся собственные «иконки» от SAP, позволяющие выполнять определенные функции по управлению.
Частные мнения. Результаты исследований, как известно, позволяют увидеть общие закономерности. А какова точка зрения отдельного респондента?
Сергей Кирюшин, заместитель генерального директора, директор ИТ-департамента «Аэрофлота», считает, что прежде всего в компании должны быть описаны и оптимизированы бизнес-процессы, и только тогда имеет смысл говорить о правильном выборе системы. Кирюшин отметил, что хотя цена системы и не является критерием номер один при выборе ИТ-решения и его поставщика, тем не менее он важен: само внедрение обходится все дороже и дороже, в том числе — из-за нехватки специалистов, которые постоянно переходят из одной консалтинговой компании в другую с повышением зарплаты.
Андрей Володин, вице-президент по технологическому развитию компании «Евросеть» (салоны сотовой связи по всей России, штат сотрудников 30 тыс. человек), рассказал, что для него основными требованиями к информационной системе являются гибкость, надежность и эффективность приложений. Система, отвечающая этим требованиям, позволяет решить основные стратегические задачи компании: рост бизнеса, снижение затрат и уменьшение рисков.
Табл.1. Приоритеты стратегического развития предприятий.
Отрасль | Задача 1 | Задача 2 | Задача 3 | Задача 4 |
Нефть и газ | Увеличение объемов добычи и переработки | Прозрачность и управляемость | Производительность | Вывод непрофильных активов |
Металлургия | Повышение рентабельности | Увеличение доли рынка | Прозрачность и управляемость | Снижение издержек |
Общее машиностроение | Увеличение доли рынка | Выход на новые рынки | Снижение издержек | Повышение капитализации |
Автомобилестроение | Вывод на рынок новых продуктов | Увеличение доли рынка | Снижение издержек | Повышение популярности брэнда |
Розничная торговля | Увеличение оборота | Повышение маржи | Вывод на рынок продуктов Private label | Выход на региональные рынки |
Банки | Увеличение доли рынка | Вывод на рынок новых продуктов | Выход на новые рынки | Повышение рентабельности |
Страхование | Увеличение доли рынка | Повышение популярности брэнда | Прозрачность и управляемость | Обеспечение ликвидности |
Целлюлозно-бумажная промышленность | Прозрачность и управляемость | Вывод непрофильных активов | Повышение капитализации | Снижение издержек |
Табл. 2. Наиболее важные области автоматизации.
Отрасль | Задача 1 | Задача 2 | Задача 3 | Задача 4 |
Нефть и газ | Планирование и бюджетирование | Управление продажами | Управление производством | Взаимоотношения с поставщиками |
Металлургия | Внутренняя кооперация | Управление продажами | Управление производством | Управленческая отчетность |
Общее машиностроение | Управление производством | Управление издержками | Планирование и бюджетирование | Управление финансами |
Автомобилестроение | Внутренняя кооперация | Управление жизненным циклом продукта | Управленческая отчетность | Управление производством |
Розничная торговля | Управление складами | Управленческая отчетность | Внешняя отчетность | Логистика и цепочки поставок |
Банки | Бухгалтерский учет | Операционный контроль | Управленческая отчетность | Электронные расчеты |
Страхование | Планирование и бюджетирование | Внешняя отчетность | Управленческая отчетность | Операционный контроль |
Целлюлозно-бумажная промышленность | Логистика и цепочки поставок | Планирование и бюджетирование | Управление производством | Внутренняя кооперация |