Тот, кто знаком с иностранными языками, может по достоинству оценить красоту и изящество названия компании «ДеЛайт 2000». В переводе с английского light означает «свет», а delight — «восхищение». Кроме того, частица de во французском языке соответствует русскому предлогу «из» (в вольном переводе с «англо-французского» delight может означать «из света»). Но точный смысл названия компании генеральный директор «ДеЛайт 2000» Михаил Петров определяет так: «Восхищение из света». Как это ни странно, но во время ее регистрации в августе 1995 г. выяснилось, что фирма с таким названием в реестре уже есть, и было решено добавить цифры. Ведь в то время казалось, что до конца века еще далеко.
Как вспоминает директор «ДеЛайт 2000» Анна Зуева, некоторый опыт продаж систем отображения информации (ЖК-панелей) основатели компании приобрели еще в начале 90-х, в фирме AIST, которая специализировалась на разработке ПО. В частности, Анна Зуева и Михаил Петров занимались созданием и продвижением графического редактора и редактора видеоинформации. Но в те времена в России редко кто приобретал легальное ПО... Поэтому появилась идея предложить аппаратно-программные комплексы, в состав которых входила ЖК-панель.
По словам Анны Зуевой, в 1995 г. «ДеЛайт 2000» стала первым российским партнером первых производителей мультимедийных проекторов. Потенциальные покупатели не имели ни малейшего представления об этих устройствах, и компании приходилось заниматься их просвещением. К примеру, «ДеЛайт 2000» выпустила первый российский каталог презентационного оборудования. Сотрудники компании писали статьи для компьютерных журналов, проводили семинары, посвященные технике и технологии презентаций...
Каждый покупатель был тогда «на вес золота». И, естественно, кроме техники ему предлагали также полный спектр услуг по инсталляции и поддержке оборудования. Более того, «ДеЛайт 2000» оказывала клиентам помощь в создании презентаций в PowerPoint.
Уже в 1996 г. компания стала поставлять на российский рынок проекторы нескольких производителей (Epson, Hitachi, Sanyo). «Мы оказались в уникальном положении — для многих вендоров наша компания стала желанным партнером. И мы могли выбирать, с кем нам работать, на каких условиях», — вспоминает Анна Зуева.
В то время в компании работали всего семь человек. За прошедшие 10 лет сотрудников стало в десять раз больше — 75. По словам Анны Зуевой, руководство компании всегда очень взвешенно подходило к увеличению штата, опасаясь его взрывообразного роста. «Это могло бы помешать построению четких бизнес-процедур и привести к потере управляемости», — поясняет она.
В первые годы работы основными клиентами были банки и представительства иностранных компаний. Но уже в 1996 г. впервые в России «ДеЛайт 2000» предложила потенциальным заказчикам аренду дорогостоящего оборудования, и уже в течение первого года такой возможностью воспользовались 67 организаций.
Параллельно с продажами и арендой развивалось направление инсталляции систем отображения информации. Появились и региональные дилеры. Все эти направления бизнеса активно развиваются и сейчас.
В последние годы дистрибьюторское направление компании растет опережающими темпами. С 2003 г. его доля в обороте «ДеЛайт 2000» увеличилась почти вдвое. Руководство компании признает, что долгое время развитию партнерской сети не уделялось достаточного внимания. Лишь около двух лет назад был кардинально пересмотрен подход к работе с дилерами. «До этого мы развивались «вглубь», а не «вширь», совершенствовали внутренние бизнес-процессы, и на это ушло довольно много времени. К сожалению, мы не занимались работой с партнерами так, как нам того хотелось бы. Тем не менее мы все равно входили в тройку лидеров среди российских дистрибьюторов проекционного оборудования», — считает Анна Зуева.
В апреле 2004 г. «ДеЛайт 2000» провела первую дилерскую конференцию, на которой объявила об изменении политики взаимодействия с партнерами. В частности, предусмотрено предоставление дилерам товарных кредитов, внедрение системы В2В, специальные программы по демообразцам, технические консультации при работе над проектами, проведение семинаров, совместных маркетинговых акций и т. п. По словам Михаила Петрова, в настоящее время дилерская сеть насчитывает более 300 компаний.
В 1999 г. рекламный слоган «ДеЛайт 2000» звучал так: «Мы продаем проекторы каждый день». Сейчас, как утверждает Анна Зуева, он может выглядеть таким образом: «Мы продаем проектор каждые 20 минут».
Вместе с тем, по ее мнению, период бурного роста на рынке проекторов уже завершается, рынок переходит в стадию зрелости. А это характеризуется признанием товара покупателями, замедлением темпов роста продаж, сокращением прибыли.
В товарном ассортименте крупных ИТ-дистрибьюторов проекторы обычно не представлены, дилеры закупают их в основном в специализированных компаниях. Это понятно — проекторный бизнес для дистрибьюторов связан с большим риском, ведь содержание склада таких устройств требует значительных вложений, а модельный ряд быстро меняется, продолжается эрозия цен. Любая ошибка может обойтись слишком дорого.
Проанализировав данную ситуацию, руководство «ДеЛайт 2000» решило предложить дистрибьюторам услуги аутсорсинга по внешнему управлению товарной группой проекторов. «Мы можем спланировать для дистрибьюторов объем складских запасов, рассчитать цену, обучить персонал, придумать маркетинговые акции, а они смогут самостоятельно продавать наше оборудование своим партнерам», — поясняет Анна Зуева. По ее словам, «ДеЛайт 2000» с 2002 г. взаимодействует по этой схеме с компанией «Дилайн» и проекционный бизнес последней устойчиво растет.
Анна Зуева считает, что руководству «ДеЛайт 2000» удалось удержать оптимальный баланс между различными направлениями бизнеса — сохранить корпоративные продажи, развивая дистрибуцию и системную интеграцию.
За годы работы специалистами компании реализовано более 500 проектов различного уровня сложности. В их числе — установка более 80 видеостен в ситуационных и диспетчерских центрах и центрах принятия решений. В общей сложности в этих видеостенах используются 520 проекционных видеокубов (систем обратной проекции, состоящих из проектора, зеркальной системы и просветного экрана).
Привлекая субподрядчиков, «ДеЛайт 2000» может выполнять «под ключ» и сложные комплексные проекты. «Мы готовы провести полную реконструкцию помещения, включающую не только инсталляцию аудиовизуальных систем и систем управления, но и разработку дизайна, ремонт, установку систем кондиционирования и вентиляции, оснащение специализированной мебелью», — утверждает Михаил Петров.