Как утверждают ведущие игроки, работающие на рынке связи, этот сегмент индустрии ИКТ на пороге серьезных перемен. Существующие бизнес-модели исчерпали ресурсы роста и требуют пересмотра. По оценкам аналитиков, в ближайшее время большую прибыль уже невозможно будет получать только за счет сбора абонентской платы. Дальнейший рост гарантирован лишь при кардинальной смене модели бизнеса. «Надо эффективнее работать с существующей абонентской базой, предлагать новые дополнительные услуги», — призывают специалисты. К слову, аббревиатура VAS означает Value Added Services.
В этом году тема дополнительных услуг звучала особенно актуально. Дело в том, что все участники рынка отметили существенное снижение темпов роста и ARPU (Average Revenue Per User — средний доход на одного пользователя). Так, по оценкам аналитиков агентства IKS Consulting, этот показатель в прошлом году снизился примерно на треть. В то же время эксперты уверены, что именно дополнительные услуги позволят операторам и сервис-провайдерам переломить негативную тенденцию снижения ARPU. «Расширение ассортимента услуг предполагает вовлечение в оборот все новых типов информации — данные, голос, видео, мультимедиа, конвергенцию служб мобильной и фиксированной связи, — отметил Андрей Бряндинский, генеральный директор CompTek. — В последние годы в массовом сознании дополнительные услуги ассоциируются с разнообразными сервисами из области мобильного контента — загрузкой на телефоны картинок, мелодий, Java-игр и пр.». В качестве примера Марина Колганова из компании Alcatel сообщила, что сервис, который условно можно назвать «мобильная музыка», сегодня составляет 10% рынка мировой музыкальной индустрии. А к 2010 г., по расчетам специалистов, в мире будет 100 млн. пользователей услуги «мобильное видео».
Андрей Бряндинский добавил, что этот рынок в нашей стране быстро развивался, и сегодня на нем работает свыше 200 контент-провайдеров. Однако 2005 г. был отмечен замедлением роста рынка мобильного контента, что свидетельствует о его стагнации.
В своем выступлении представители CompTek отметили, что, используя VAS как инструмент бизнеса, имея массовую аудиторию, можно зарабатывать даже при бесплатном трафике. Для этого надо: сегментировать абонентскую базу, предложить услуги, создать контент и обеспечить продвижение услуг.
Правда, на этом пути предстоит решить немало проблем. Например, услуги и их техническая реализация становятся все более сложными. Кроме того, даже успешное внедрение сервиса еще не означает, что он будет востребован. Наконец, появление новых игроков на рынке VAS потребует заново выстраивать отношения друг с другом.