Рынок графических плат весьма неустойчив, и объем продаж зависит от политики и маркетинговых усилий многих компаний — разработчиков новых технологий и производителей графических ускорителей.
С момента выпуска первых настольных ПК для вывода информации на экран монитора применялись графические платы. По мере развития ПО способы формирования изображений усложнялись, а вместе с ними усложнялись конструкции графических ускорителей, что делало их одним из наиболее дорогостоящих компонентов ПК и способствовало развитию бизнеса ведущих разработчиков графических процессоров ATI и nVIDIA.
Однако в конце 2000 г. Intel анонсировала выпуск первого набора микросхем базовой логики (НМБЛ) для процессора Pentium III, в котором был интегрирован графический ускоритель. Это освобождало пользователя от необходимости установки в ПК дорогой внешней платы ускорителя. С этого времени интегрированные в НМБЛ графические подсистемы начали теснить внешние ускорители.
НМБЛ с интегрированными графическими подсистемами наряду с Intel стали выпускать ATI, nVIDIA, SiS, VIA. В результате к концу 2005 г. почти в 70% системных плат для ПК использовались НМБЛ с интегрированной графической подсистемой, обеспечивающей качество изображения не хуже, чем у ряда внешних видеоускорителей. Казалось бы, с внешними графическими платами должно выпускаться немногим более 30% ПК. Более того, многие аналитики предсказывали, что рынок графических плат будет нести все большие потери и начнет сжиматься, а впоследствии превратится в нишевый.
Однако, как утверждают дистрибьюторы, в 2005 г. российский рынок графических ускорителей не только не сжался, но даже вырос. Как подчеркивает Михаил Лукинов, вице-президент дистрибьюторской компании Alliance Group, никакого падения продаж этих устройств не отмечалось, наоборот, наблюдался рост: «По нашей оценке, доля проданных видеоускорителей относительно количества реализованных на российском рынке ПК в середине 2005 г. составила 56%, а к концу года это соотношение выросло до 58%». А по словам Владислава Скоробогатько, ведущего менеджера по продукции компании «ПИРИТ-Дистрибуция», продажи графических плат ASUSTeK за 2005 г. увеличились на 68%.
Михаил Лукинов объясняет это тем, что Intel, анонсировав осенью новый НМБЛ i945, в котором интегрирована графическая подсистема с хорошим уровнем качества вывода изображений, не смогла обеспечить их достаточное количество. Дефицит НМБЛ не позволил выпустить в запланированном объеме системные платы для ПК с интегрированной графикой, а в НМБЛ таких производителей, как SiS, у встроенной графики были определенные недостатки. Поэтому противопоставить что-либо недорогим видеоускорителям с процессорами ATI и nVIDIA на нашем рынке было практически нечего.
Как утверждает Михаил Лукинов, если на мировом рынке доли внешних графических акселераторов на базе процессоров ATI и nVIDIA примерно равны, то в России в 2005 г. продавалось немного больше видеоускорителей на базе процессоров ATI (соотношение составляло примерно 55/45%): «Но ситуация в 2006 г. может измениться, поскольку рынок очень динамичный. В частности, данные за II кв. показывают, что графические платы на базе процессоров nVIDIA продаются в большем объеме (примерно 55% общего объема графических плат), чем ускорители на базе технологий ATI, т. е. соотношение поменялось на обратное. Полагаю, что в ближайшие кварталы доли графических ускорителей на базе процессоров nVIDIA в количественном выражении будут расти быстрее, потому что в среднем ценовом диапазоне это лучшие на нашем рынке предложения».
Здесь нужно остановиться на одном, весьма важном обстоятельстве, играющем немалую роль. Дело в том, что ATI и nVIDIA лишь проектируют графические процессоры, которые для них выпускают контрактные тайваньские производители микросхем TSMC и UMC. Тем более видеоускорителей на базе разработанных процессоров ATI и nVIDIA не производят — за них это делают опять-таки тайваньские поставщики графических плат, такие, как ASUSTeK, Gigabyte, Leadtek, Micro-Star International (MSI), PowerColor, Sapphire и др. Именно последние поставляют в Россию видеоускорители под собственными марками, указывая лишь, какой процессор — ATI или nVIDIA в них использован. И от маркетинговой и продуктовой политики этих тайваньских компаний в немалой степени зависит объем продаж графических плат вендоров.
Как считают дистрибьюторы, к концу 2005 г. на нашем рынке сформировалась тройка лидеров продаж графических ускорителей. Лидеры — ASUSTeK, Gigabyte и Sapphire — заняли 45—50% рынка. По оценкам дистрибьюторов, за прошлый год ASUSTeK продала в России около 450 тыс. шт. плат, Sapphire — 330—350 тыс., Gigabyte — почти 300 тыс.
Причем, по непонятным причинам, компания Sapphire не смогла обеспечить доступность своих продуктов в III квартале 2005 г., возобновив их поставки лишь в IV, что, по мнению дистрибьюторов, лишило Sapphire возможности занять первое место среди поставщиков видеоускорителей по результатам за год. В то же время, как отмечает Владислав Скоробогатько, уровень доступности графических ускорителей ASUSTeK снизился — их поставляется примерно на 40% меньше, чем системных плат для ПК, что покрывает далеко не все запросы дилеров. Сегодня в Россию поставляется значительно меньше новых видеоускорителей ASUSTeK. Возможно, вендор, вняв уверениям Intel, что будущее принадлежит интегрированным графическим подсистемам, выпустил большое число системных плат для ПК с НМБЛ, в которых были встроены графические подсистемы.
Александр Будилов, генеральный менеджер ELKO Moscow, добавляет, что во второй половине 2005 г. достаточно динамично развивалась поставка графических ускорителей на базе процессоров nVIDIA у компании MSI, которая, по-видимому, в этом году приблизится к лидерам. Он также отмечает, что к концу 2005 г. nVIDIA и MSI смогли «подружиться», что стало существенным фактором доминирования на российском рынке видеоускорителей, выпускаемых MSI на базе процессоров nVIDIA.
По этому поводу Михаил Лукинов замечает, что разработчики графических процессоров и производители плат «дружат» как-то «волнообразно». Например, один квартал Gigabyte заявляет, что она с ATI, но против nVIDIA, зато в следующем квартале все оказывается наоборот. Александр Будилов говорит, что уже во II квартале текущего года наметился новый «виток» в политике MSI — она сблизилась с ATI.
Несколько лет назад кроме указанных производителей свои графические платы на российский рынок поставляли еще 10—15 тайваньских компаний. Некоторые из них по-прежнему достаточно заметны на нашем рынке, как, например, Palit, продающая продукцию нижнего и среднего ценового диапазона. Небольшие поставки в Россию осуществляют компании Sparcle, PowerColor и Leadtek. Однако перспективы развития бизнеса видеоускорителей у последней неясны, поскольку Foxconn, дочерней компанией которой является Leadtek, начала выпускать эти устройства под собственной маркой.
Продукты других, менее известных производителей постепенно исчезли с нашего рынка, и одна из важных причин этого, по мнению Александра Будилова, — повышенная активность ATI и nVIDIA, которые стали еще и производителями НМБЛ для процессоров Intel и AMD. Соответственно, ATI и nVIDIA сертифицировали лишь наиболее известных производителей системных плат, которые используют их НМБЛ, а заодно и выпускают графические ускорители на базе их графических процессоров. Отсюда и более активная поддержка и открытый доступ к программам стимулирования канала со стороны ATI и nVIDIA для таких партнеров, как ASUSTeK, Gigabyte, Leadtek, MSI.
«Яркий пример использования этой ситуации показывает компания Sapphire, которая стала эксклюзивным производителем видеоускорителей на базе процессоров ATI и которая, используя поддержку последней, сумела довести свою долю на рынке всех видов графических плат в России до 25%, а в сегменте ускорителей на базе процессоров ATI захватить до 50% рынка», — утверждает Александр Будилов.
Однако на доле рынка и уровне распространенности тех или иных продуктов сказывается также и маркетинговая активность производителей. Причем, как правило, сами поставщики графических плат не прикладывают заметных усилий для продвижения продукции в России, за них это делают ATI и nVIDIA. И хотя Михаил Лукинов утверждает, что каналу безразлично, на основе каких процессоров созданы графические ускорители, — канал потребляет все, что и определяет примерно одинаковые пропорции продаж графических плат с процессорами ATI и nVIDIA. Однако он тут же оговаривается: «Если nVIDIA ничего не хочет делать для поддержки канала, то ATI такую поддержку оказывает, что, несомненно, влияет на расстановку сил на нашем рынке. Кроме того, российскому представительству ATI удалось «приручить» крупных производителей ПК, таких, как Depo Computers или K-Systems. Последние теперь в своих ПК стандартной конфигурации используют только графические ускорители на базе процессоров ATI, и в результате продажи таких графических плат могут опередить продажи ускорителей на основе процессоров nVIDIA».
Но существуют факторы технологического характера, которые так или иначе сказываются на продажах внешних графических ускорителей. Владислав Скоробогатько отмечает, что еще в середине 2005 г. производители поставляли большой ассортимент графических плат, половина из которых была рассчитана на установку в разъем шины AGP, а половина — для новой шины PCI Express. «Системы с графической шиной AGP на нашем рынке еще довольно распространены, но в I кв. 2006 г. поставляемый ассортимент видеоускорителей стал значительно уже, и основную массу продуктов составили графические ускорители для шины PCI Express, что не вполне соответствует спросу», — подчеркивает он.
Дистрибьюторы отмечают еще одно немаловажное для российского рынка обстоятельство — рост средних цен на внешние графические ускорители за 2005 г. достиг почти 11 долл. Это объясняется тем, что даже в платы нижнего ценового сегмента производители добавляют новые технологические возможности. «Три года назад доля видеоускорителей, в которые был интегрирован порт для вывода графики на телевизор, была крайне низка, а сейчас практически все графические платы имеют встроенный порт TV-Out. Причем в 80% плат интегрирован порт TV-Out для вывода на телевизоры высокой четкости, что, соответственно, повышает стоимость плат. Другим способом поднятия цен на внешние ускорители стал выпуск продуктов с увеличенным объемом установленной памяти — вместо 64 Мбайт на платах монтируется от 128 до 512 Мбайт памяти», — отмечает Владислав Скоробогатько.
Кроме того, ATI и nVIDIA активно продвигают здесь свои новейшие технологии. Два года назад nVIDIA анонсировала технологию SLI, которая позволяла использовать в одном ПК сдвоенные графические платы, что повышало качество выводимого на экран изображения. Затем подобную технологию под названием CrossFire представила ATI. А недавно эта компания предложила установить в настольном ПК сразу три графические платы — две должны использовать технологию повышения качества CrossFire, а третья с помощью ПО компании Havok позволит добавлять дополнительные эффекты рассеивающегося тумана, дыма, движений, усиливая реализм в играх. Активный маркетинг этих технологий ATI и nVIDIA использовали и тайваньские производители, которые начали выпускать системные платы для ПК с двойными разъемами PCI Express 16x, наклеивая на них логотипы «SLI Ready» или «CrossFire Ready».
Но каковы результаты высокой активности ATI и nVIDIA?
«Когда покупатель видит ПК «SLI Ready», стоимость которого намного превышает 1 тыс. долл., то он отказывается от установки второго видеоускорителя, а затем просит заменить графическую плату на более дешевую», — говорит Владислав Скоробогатько.
Как утверждает Михаил Лукинов, сами ATI и nVIDIA рассчитывают, что их «ультрапроизводительные» системы займут не более 5% мирового рынка ПК, однако, как показывает практика, таких систем продается в России менее 1%: «Я почти не встречал пользователей, которые устанавливали бы в ПК два графических ускорителя. Такие конфигурации создаются лишь тогда, когда нужно протестировать компьютер или для участия в соревнованиях по играм».
Александр Будилов напоминает, что здесь действуют определенные статистические закономерности. Например, во всем мире существует всего 2% очень богатых людей, и больше их не будет. Поэтому и продажи очень дорогих изделий никогда не превысят 1—3%. Что же касается активного маркетинга ATI и nVIDIA, то, как считает Будилов, он рассчитан на повышение имиджа бренда в мире, а в результате наш пользователь, доверяя марке, идет и покупает банальный видеоускоритель за 80 долл. и вполне им доволен.