Абсолютные показатели и доли рынка, конечно, интересны и сами по себе, но ценность этих сведений существенно возрастает, если проанализировать их во временном разрезе. При этом очень важно, чтобы методика исследований была одной и той же. В случае IDC, в целом, подход к анализу остается неизменным, за одним исключением — «1С».

Дело в том, что IDC считает только ERP-продукты «1С», реализованные на базе платформы 8.0, но не принимает во внимание 7.7. Фактически же получается ситуация, описанная в известной песне Визбора — «здесь в счет идет, что раньше не считалось». Это хорошо видно по исследованию за 2004 г.: практически весь включенный в отчет объем продаж «1С» (9 млн. долл.) пришелся на продукт «Управление торговлей 8.0», который в тот момент вытеснял свой предыдущий аналог «Торговля и склад 7.7». Так что если сравнивать результаты 2004 и 2003 гг., то в сопоставимых показателях рост был меньше, чем подсчитала IDC на эти самые 9 млн. долл.

Ситуация в 2005 г. для «1С» была уже несколько иная, поскольку компания начала активно продвигать качественно новое решение «Управлением производственным предприятием», но все же составная часть замены 7.7 на 8.0 тоже имела довольно существенную величину.

Данные по росту закупок заказчиками ERP-продуктов приведены в табл. 1. Легко заметить, что темпы почти всех ведущих поставщиков ниже среднерыночных. Явный лидер по этому показателю — «1С», хотя, конечно, реальные показатели (с учетом ситуации с 7.7/8) ниже, возможно — раза в два.

В целом российский сегмент ERP можно поделить на две не очень сильно пересекающиеся части: крупные и средние решения. Крупные — это SAP и Oracle (их заявления о намерении понизить планку применимости своих продуктов, наверное, не стоит полностью принимать в расчет). По-видимому, они эпизодически пересекаются в проектах лишь с MS
Axapta.

Все же остальные продукты (в том числе и Axapta) — это решения среднего класса (продукты для малого бизнеса в исследование IDC просто не попадают). И вот именно здесь последние годы идет наиболее драматичная борьба, которая обусловлена двумя факторами: переходом Navision+Axapta под крыло Microsoft и широким наступлением на данный рынок «1С».

Еще три-четыре года назад, комментируя перспективы развития ситуации на рынке средних ERP (см. PC Week/RE № 14/2003), я отмечал, что трудно прогнозировать исход противоборства «MS vs. 1С», но то, что другим участникам этого сегмента придется сложно — можно было предсказать вполне определенно. Что мы и видим сейчас на примере, в частности, «Галактики» и «Паруса». Как следует из данных IDC, «Галактика» в 2005 г. даже снизила объем продаж своих ERP-продуктов. «Парус» же, наоборот, увеличила долю на этом рынке (по сравнению с 2004-м годом), и все же по целому ряду косвенных признаков можно судить, что этой компании все сложнее выдерживать конкуренцию с другими вендорами. В этом плане объявление в конце сентября об объединении усилий «1С» и «Паруса» в виде совместного предприятия «1С-Парус» для работы на рынке бюджетных организаций выглядит весьма симптоматично.

Парадоксально, но усиление противоборства в данном сегменте проходит на фоне все более слабого освещения этих вопросов в профессиональной ИТ-прессе: рассказы от имени поставщиков еще встречаются, а вот отчеты о партнерско-клиентских мероприятиях стали почти редкостью. Впрочем, ничего удивительного в этом нет: обострение конкуренции ведет к повышению информационной закрытости компаний.

Достижения «1С» в деле повышения уровня своих заказчиков в целом были вполне прогнозируемы и не вызывают сомнения, даже с учетом необходимости внесения поправок в результаты. И все же до «полной и окончательной» победы этой глобальной российской корпорации (с учетом ее партнеров) еще далеко: история знает много примеров, когда успешно начатые боевые кампании заканчивались не столь оптимистично. По большому счету, мы наблюдаем всплеск интереса предприятий к новым для них продуктам и стилю их поддержки. И как раз сейчас наступает наиболее критический момент в оценке перспектив технологий «1С» — в ближайшие пару лет мы сможем получить реальный ответ на вопрос, насколько средний бизнес воспринял их.

Но как бы то ни было, нужно отметить главное. Суть выхода «1С» два-три года назад на рынок средних предприятий не в том, что появился еще один ERP-поставщик. Главное в том, что пришел игрок, который начал игру по совсем иным правилам, чем те, что были тут приняты ранее. Ключевая идея такова: перевести ERP-решения из разряда элитного ПО в категорию массовых продуктов, а за счет резкого расширения клиентской и партнерской базы — снизить стоимость ПО и услуг по его внедрению, что, в свою очередь, приведет к увеличению круга заказчиков и т. д. На самом деле, примеры этого процесса (преобразования элитных технологий в общедоступные) мы за недолгую историю ИТ видели уже несколько раз: появление ПК, выход Microsoft на корпоративный рынок и пр. Нечто подобное на наших глазах сейчас делает «1С» на российском ИСУП-рынке. Посмотрим, как это у нее будет получаться...

Что делать Microsoft с Dynamics?

А вот ситуация с Microsoft Business Solutions/Dynamics складывается совсем не просто и трудно прогнозируема. Вот как выглядят результаты деятельности корпорации по этому направлению в мире (табл. 2).

Устойчивая динамика продаж налицо, и темпы роста для мирового рынка очень приличные. В данном случае можно даже не особенно принимать во внимание убыточность этого направления: его формирование все эти годы было связано с серьезной организационной и технологической внутренней перестройкой MBS.

Выработка стратегии развития в этой сфере была для Microsoft очень сложной. Корпорация в 2003 г. начала проект Green по созданию новой ERP-платформы, от которого потом отказалась, довольно длительное время руководство не могло определиться со своим общим позиционированием на ERP-рынке (заниматься поставкой готовых продуктов или только платформ для их создания независимыми разработчиками). В результате только осенью 2005 г. была объявлена новая и вроде бы окончательная стратегия развития продуктов MBS, которые с тех пор стали именоваться Dynamics (см. PC Week/RE №12/2006 и №13/2006). Данные 2006-го года говорят о том, что MBS (Dynamics), похоже, преодолела сложный этап перестройки и вышла на нормальный рентабельный этап своего развития.

В России же динамика темпов роста продаж делового софта Microsoft выглядит так: 2003-й финансовый год — 97%, 2004-й — 45%, 2005-й — 0%. Данные за 2006 г. московское отделение не приводило, но представители компании сообщили, что спад преодолен и по итогам года начался рост продаж.

И все же...

В свое время, анализируя перспективы развития MBS в России и мире (см. PC Week/RE № 14/2003), я задался вопросом — а зачем Microsoft это нужно? Признаюсь — я не нашел тогда понимания у коллег-аналитиков, которые считали, что ответ выглядит тривиально — желание развить эту сферу бизнеса. Мои же сомнения заключались в том, что вторжение в область ERP будет для Microsoft очень сложным и может отрицательно сказаться на бизнесе корпорации в целом.

Так вот сегодня, базируясь на данных о деятельности MBS, в том числе и на глобальном рынке, позволю себе высказать такое соображение: для Microsoft было бы лучше признать ошибочность своих ERP-приобретений 2001—2002 гг. и отпустить данное направление в автономное плавание под другим флагом.

Тут дело даже не в том, что MBS на общекорпоративном уровне только сейчас смогла выйти из четырехлетней полосы убытков — у Microsoft почти все вспомогательные направления (игровое, мобильное, MNS) являются убыточными. Важнее то, что MBS просто не вписывается в традиционную бизнес-модель корпорации и не способствует продвижению ее ключевых направлений — настольных и серверных платформ.

Конечно, конкурентная ситуация на российском рынке несколько отличается от общемировой — тут есть очень сильный локальный поставщик. И уж, конечно, показатели российского бизнеса MBS (из-за незначительности объема нашего рынка) никак не влияют на принятие решений на общекорпоративном уровне. Но, тем не менее, как раз в России, как в капле воды, видны проблемы, которые создала для себя Microsoft, начав заниматься ERP-бизнесом: ничего не выиграла от того, что самых надежных своих партнеров (а это почти все из списка лидеров, кроме Oracle) превратила в соперников, а некоторых из них — в весьма опасных.

Речь, конечно, идет все о той же «1С». Почти очевидно, что спад MBS в нашей стране объясняется, в первую очередь, выходом на этот рынок новых продуктов «1С:Предприятия 8.0». Но есть и другой важный момент — это двойственность позиции «Майкрософт Рус» в отношении данного вопроса, которая, безусловно, влияет на «твердость духа» бойцов MBS-фронта. Суть вопроса заключается в том, что, с одной стороны, нужно, конечно, претворять в жизнь на местном рынке общекорпоративную стратегию, а с другой — отчетливое понимание, что реализация этой самой MBS-стратегии мешает развитию бизнеса московского офиса в целом.

Ситуацию смоделировать не очень сложно: если бы Microsoft в России отказалась от MBS, то потеряла бы сегодня всего 4—5% своего бизнеса. Но при этом она избавилась бы от «головной боли» по локализации и продвижению ERP-продуктов (разумеется, и сократила бы персонал), а самое главное — приобрела бы мощных партнеров («1С», SAP и пр.), которые могли бы легко компенсировать те самые проценты. И это при том, что главные проблемы с «1С» у Microsoft еще впереди: когда российская фирма начнет уводить пользователей с Windows на Linux, предложит заказчикам своего нового тонкого клиента (вместо Windows Vista), а потом еще и сделает какой-нибудь свой «1С:Офис», перейдет на Java/Eclipse... К тому же можно предположить, что бизнес Navision+Axapta в его начальном, автономном варианте (как пять лет назад) развивался бы успешнее и был более конкурентоспособным — опять же к выгоде корпорации в целом.

Повторю еще раз: конечно, ситуация в России никак не влияет на общекорпоративную стратегию, но можно с большой долей уверенности предположить, что и на других рынках Microsoft сталкивается с аналогичными проблемами.

Но закончить этот раздел «размышлений» все же нужно таким прогнозом: Microsoft — очень настойчивая компания. Если она решит оставаться на ERP-рынке, то будет сражаться «по-взрослому», в том числе и в России.

Окончание. Начало см. CRN/RE № 19/2006.

Рост объемов покупок заказчиками ERP-продуктов различных поставщиков. Табл.1

Компания Рост в 2005 г. Компания Рост в 2005 г.
«1C» 155,2% Microsoft 4,3%
Scala 21,0% «Галактика» -10%
SAP 18,3% Другие 28,9%
Oracle 15,2% Общий по рынку 21,0%

Финансовые результаты деятельности Microsoft Business Solutions/Dynamics. Табл.2

Финансовый год 2003-й 2004-й 2005-й 2006-й
Продажи (млн. долл.) 567 667 784 919
Рост 18% 18% 17%
Операционная прибыль (млн. долл.) –309 –256 –171 24

Примечание: финансовый год Microsoft заканчивается 30 июня.

Лучшие по отраслям

Подводя итоги 2006-го финансового года, подразделение Microsoft Business Solutions российского представительства Microsoft назвало лучших партнеров, работающих с решениями Microsoft Dynamics TM. В этом году впервые список был построен по отраслевому принципу. Рассматривались 16 отраслей. Ключевые критерии, которые вендор использовал при выборе лучших, — наличие специализированных отраслевых решений, объем бизнеса, число новых клиентов и реализованных проектов.

Компании, давно продвигающие решения MBS, упоминались не единожды. Так, Columbus IT Russia названа лучшей в пяти отраслях («Автодилеры и автосервисы»; «Мебельная промышленность»; «Оптовая торговля и дистрибуция»; «Розничная торговля»; «Пищевая промышленность»), Korus Consulting — в четырех («Металлургия и металлообработка»; «Оптовая торговля и дистрибуция»; «Розничная торговля»; «Транспорт»). «АНД Проджект» («Добыча полезных ископаемых»; «Машиностроение и приборостроение»), NaviCon Group («Оптовая торговля и дистрибуция»; «Профессиональные услуги»), «Импакт Софт» («Оптовая торговля и дистрибуция»; «Розничная торговля»), GMCS («Телекоммуникации»; «Оптовая торговля и дистрибуция») — в двух каждая.

Фраза «знакомые все лица» напрашивается сама собой, ведь в прошлом году статус Gold Certified Partner MBS имели Columbus IT Partner, IBS, «АНД Проджект», «Импакт Софт», «Консультационная группа АТК», Korus Consulting и ЛАНИТ.
В 2006 г. впервые в списке лучших фигурируют «ИНЭРА» (отрасль «Лизинг»), TopS BI («Финансово-инвестиционные услуги»), OXS («Энергетика и коммунальные услуги»), «Omega +91» («Строительство и недвижимость»). «Мы поддерживаем партнеров, которые разрабатывают специальные отраслевые решения. Сегодня таких решений на базе Microsoft Dynamics уже более сорока», — отмечает Евгений Воронин, директор российского подразделения Microsoft Business Solutions.

Правда, продвигать отраслевые решения отнюдь не легко (см. CRN/RE № 9/2006), и, по крайней мере, два препятствия на этом пути хорошо известны. Во-первых, наличие у MBS нескольких решений для ряда отраслей (как в мире, так и России). В последние год-полтора руководство компании изменило политику в этой области: появилась инициатива Microsoft Industry Builder, которая отчасти упорядочила создание отраслевых решений, однако говорить о том, что проблема решена, было бы преждевременно. Второе обстоятельство: сложно продвигать отраслевые решения, если спрос на них невелик. Выгоду от масштаба и специализации получить трудно, вложения не окупаются. По данным IDC, по сравнению с прошлым годом доля Microsoft Dynamics TM на российском рынке ИСУП (интегрированные системы управления предприятием, к которым IDC относит и этот продукт) уменьшилась, правда, незначительно, всего на полтора процента — с 10,9 до 9,4%. Но, поскольку, по данным того же отчета IDC, темпы роста рынка ИСУП упали за год с 52,8 до 21%, становится очевидным, что партнеры MBS переживают не лучшие времена.

Ольга Мельник