Оценка работы компаний Урала проводилась по итогам 2005-го календарного года*. Принять участие в рейтинге (заполнить анкету, разработанную ассоциацией) могли ИТ-компании, работающие в Свердловской, Челябинской, Пермской, Курганской и Тюменской областях, а также в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. На этот раз на предложение АКСИТ откликнулись 37 компаний (в 2005 г. их было 34). Подавляющее большинство участников обоих рейтингов (67% в 2005 г. и 59% в 2006 г.) составили компании из Екатеринбурга — 22. Кроме того, в рейтинге приняли участие девять компаний из Перми, две из Тюмени и по одной из Челябинска, Миасса, Озерска и Соликамска.
По данным АКСИТ, суммарный оборот участников рейтинга за 2005 г. составил более 391 млн. долл. (в 2004 г. — 274 млн. долл.) Общая численность персонала превысила 3850 человек, что на 1050 человек больше, чем в прошлом году. Средняя выработка на одного сотрудника в 2005 г. была около 102 тыс. долл.
Основная задача исследования — оценить деятельность компаний в одинаковых видах бизнеса (по 12 направлениям, в 2005 г. — девять). В 2006 г. список категорий был не только расширен за счет введения новых номинаций, но и «скорректирован»: ряд категорий был переименован, что, по мнению организаторов рейтинга, сделало исследование «более приближенным к реалиям бизнеса».
В каждой номинации приняло участие разное количество компаний. По мнению представителей АКСИТ, это отражает структуру бизнеса ИТ-фирм региона. Наиболее широко (25 компаний) представлено направление «Поставка компьютерного и телекоммуникационного оборудования, ПО и лицензий корпоративным клиентам» (в прошлом рейтинге в данной номинации участвовали 24 компании), наименее — «Реализация ПО собственной разработки» (здесь, как и в 2005 г., всего две компании — «СКБ Контур» и «ТюмБИТ»).
По утверждению организаторов исследования, в 2006 г. была также усовершенствована его методика. Не останавливаясь подробно на этом вопросе, отметим, что рейтинг строился не только на основе общего оборота компании, но и с учетом выручки по каждому направлению, а также выработки на сотрудника и клиента компании. Кроме того, учитывались и специфические показатели для различных направлений, например площадь торговых залов или количество лицензий на разные виды деятельности, а также «коэффициент управления компании» и оценки экспертов.
* * *
Ниже публикуются наиболее интересные, по мнению редакции, номинации (сохранены оригинальные названия категорий, принятых АКСИТ), с указанием пяти компаний, занявших первые места. Мы намеренно не сравниванием количественные показатели двух рейтингов, которые были рассчитаны по разным методикам, но приводим (для справки) данные о прошлогодних лидерах. Кроме того, по некоторым номинациям публикуются комментарии редакции.
Розничная реализация компьютерного, телекоммуникационного оборудования, периферии и ПО
Общий объем выручки 15 (16)** компаний — участников рейтинга в данной номинации составляет порядка 975 млн. руб. (816 млн. руб.) Средняя выработка на одного продавца составила 3—5 млн. руб. в год. Эффективность торговых площадей — 400—500 тыс. руб. на один квадратный метр (200—450 тыс. руб.).
Место | Лидеры 2006 г. | Баллы | Лидеры 2005 г. |
1 | «Трилайн»*** | 1290,94 | Sunrise |
2 | «Арсенал+» (Тюмень) | 1153,79 | «Арсенал+» (Тюмень) |
3 | «Парад» | 626,93 | «Трилайн» |
4 | «СКБ Контур» | 462,34 | «Парад» |
5 | «ДиджиТек» | 381,63 | «Клосс Сервисез Корпорейшн» |
От редакции: Обращает на себя внимание большой отрыв первых двух компаний. В условиях «неучастия» в рейтинге компании АСМ (Екатеринбург) — одного из явных лидеров свердловской розницы — «дышащие друг другу в затылок» екатеринбургская «Трилайн» и тюменская «Арсенал+» набрали почти в два раза больше баллов, чем третий призер. Компания, занявшая 15-е место в данной номинации, получила в десять раз меньше баллов, чем лидеры.
Дистрибуция. Поставка оборудования, комплектующих, ПО дилерам, неконечным пользователям
Общий объем выручки 12 компаний, номинировавшихся в категории «Дистрибуция», за 2005 г. составил более 3 млрд. руб. (2910 млн. руб.). Средняя выработка на менеджера, работающего с партнерами, составила 15—40 млн. руб. (50—60 млн. руб.), а средний бюджет дилера — 1—2 млн. руб. Необходимо отметить, что в данной категории номинировались оптовые продавцы двух видов продукции: оборудования и программного обеспечения.
Место | Лидеры 2006 г. | Баллы | Лидеры 2005 г. |
1 | «Клосс Сервисез Корпорейшн» | 1396,22 | «Клосс Сервисез Корпорейшн» |
2 | «Трилайн» | 243,79 | «Трилайн» |
3 | «Арсенал+» (Тюмень) | 208,26 | «Арсенал+» (Тюмень) |
4 | «ДиджиТек» | 85,90 | АСП |
5 | «СКБ Контур» | 61,22 | «ДиджиТек» |
От редакции: Как и в прошлом году, в этот раз с большим отрывом победила компания «Клосс Сервисез Корпорейшн», в очередной раз подтвердившая репутацию крупнейшего оптового продавца Уральского региона. В целом в первую пятерку вошли компании, для которых продажи дилерам являются одним из приоритетных направлений бизнеса. Интересно отметить, что если в 2005 г. в категории «Дистрибуция» впереди были поставщики «железа», то в этом году почетное пятое место заняла софтверная компания.
Реализация (поставка) компьютерного, телекоммуникационного оборудования, периферии, ПО и лицензий корпоративным клиентам
Общая выручка 25 (24) компаний, работающих по данному направлению, составила за 2005 г. 2618 млн. руб. (2067 млн. руб.). Средняя выработка на менеджера ведущих компаний достигает 10—20 млн. руб. (20—40 млн. руб.). Бюджет среднего заказчика ведущих компаний рейтинга составил 0,3—1 млн. руб. (1—1,5 млн. руб.).
Место | Лидеры 2006 г. | Баллы | Лидеры 2005 г. |
1 | «Арсенал+» (Тюмень) | 779,55 | «Арсенал+» (Тюмень) |
2 | «Трилайн» | 715,71 | АСП |
3 | «Клосс Сервисез Корпорейшн» | 700,38 | Группа компаний ИВС (Пермь) |
4 | Группа компаний АСК | 565,59 | «Трилайн» |
5 | Группа компаний АСП | 486,57 | «Клосс Сервисез Корпорейшн» |
От редакции: В отличие от первых двух категорий, в которых имеются явные лидеры, данная номинация не дает однозначного ответа на вопрос «кто впереди». И хотя компания, занявшая последнее место, набрала всего 17,71 балла, такие плотные результаты в верхних строчках таблицы свидетельствуют о том, что участники рынка имеют практически равные шансы в борьбе за заказчика. При этом признаки «острой конкурентной борьбы» заметны невооруженным глазом. Так, по данным рейтинга, «рост» данного направления за год составил всего 27%, и это при условии, что в число участников рейтинга вошла одна новая компания. В то же время средняя выработка на менеджера за год упала в два раза, а бюджет «среднего» заказчика — в два-три раза. Все это подтверждает тенденцию, о которой в последнее время говорят представители региональных компаний. Им все чаще приходится работать с мелкими клиентами, на которых раньше они не обращали внимания, в первую очередь из-за политики московских поставщиков, «обративших внимание» на регионы.
Реализация компьютерного оборудования собственного производства
В 2005 г. 12 компаний (11), принявших участие в рейтинге, произвели более 45 тыс. шт. (40) компьютеров и более 1 тыс. серверов (850). Общий же объем произведенной компьютерной техники в Уральском регионе, по данным АКСИТ, составляет более 150 (200) тыс. штук.
Место | Лидеры 2006 г. | Баллы | Лидеры 2005 г. |
1 | «Трилайн» | 897,92 | УЗВТ |
2 | УЗВТ | 897,88 | «Арсенал+» (Тюмень) |
3 | «Арсенал+» (Тюмень) | 863,39 | «Трилайн» |
4 | «Парад» | 728,43 | Sunrise |
5 | ИВС | 477,60 | «Парад» |
От редакции: Интересно отметить, что общий объем оборудования, собранного в Уральском регионе в 2005 г., оказался меньше, чем в 2004 г. на 50 тыс. шт. Скорее всего, этот факт можно считать ярким подтверждением общероссийской тенденции: более мелкие игроки отказываются от собственной сборки и переключаются на продажу «чужих» компьютеров. При этом в качестве производителей местные продавцы выбирают как федеральные компании, так и коллег, работающих в этом же регионе. Косвенно это подтверждается и итогами данного рейтинга — в 2005 г. его участниками было собрано на 5,25 тыс. компьютеров больше, чем в 2004 г. Интересен и следующий факт. Несмотря на то что компания УЗВТ до сих пор является единственной в Уральском регионе, производящей компьютеры на промышленной основе, прошлогоднему лидеру пришлось отдать пальму первенства компании «Трилайн», уступив ей всего 0,04 балла.
Реализация ПО собственной разработки коробочного типа
Как уже отмечалось, число участников ИТ-рейтинга в данной номинации в 2006 г. не изменилось: в ней по-прежнему участвуют только две компании. Их общая выручка в 2005 г. составила более 185 млн. руб.
Место | Лидеры 2006 г. | Баллы | Лидеры 2005 г. |
1 | «СКБ Контур» | 1600,78 | «СКБ Контур» |
2 | «ТюмБИТ» (Тюмень) | 234,69 | «ТюмБИТ» (Тюмень) |
Разработка и внедрение информационных систем; разработка ПО, работы по внедрению информационных систем (консалтинг, адаптация, поддержка, сопровождение, обучение), в том числе реализация лицензий ПО для этих систем
В этом году было решено выделить два подраздела в данной номинации: «Индивидуальные проекты» и «Внедрение проектов на основе серийного ПО» что, по мнению организаторов рейтинга, позволило более точно сравнить бизнесы компаний. Общая выручка компаний всего направления в 2005 г. составила более 1 млрд. руб. (260 млн. руб.).
Индивидуальные проекты
В данном подразделе номинировались 15 компаний. Средняя выработка на одного сотрудника составляет 0,8—2 млн. руб. (в 2005 г. данный показатель отсутствовал). Бюджет «среднего» заказчика колеблется в диапазоне 3—15 млн. руб. (в 2005 г. данный показатель отсутствовал).
Место | Лидеры 2006 г. | Баллы |
1 | «Прогноз» (Пермь) | 2930,81 |
2 | «Парма-Телеком» (Пермь) | 1871,75 |
3 | ИТ-холдинг «Корус» | 1196,44 |
4 | CIFT | 767,14 |
5 | Группа компаний ИВС (Пермь) | 402,89 |
Внедрение проектов на основе серийного ПО
Заявки в этом разделе подали четыре компании. Их сотрудник вырабатывает от 0,5 до 0,9 млн. руб. (в 2005 г. данный показатель отсутствовал), а бюджет среднего заказчика составляет 10—50 тыс. руб. (в 2005 г. данный показатель отсутствовал).
Место | Лидеры 2006 г. | Баллы |
1 | Группа компаний АСП | 961,36 |
2 | «ТюмБИТ» (Тюмень) | 528,83 |
3 | «Парус Екатеринбург» | 295,84 |
4 | «Прайм-1С-Екатеринбург» | 108,45 |
От редакции: Подобное деление в данной номинации было вполне оправданно, ведь показатели этих видов бизнеса сильно различаются. Если выработка на одного сотрудника в разделе «Внедрение проектов на основе серийного ПО» всего в два раза меньше, чем в «Индивидуальных проектах», то бюджеты «средних заказчиков» из последнего подраздела больше в 300 (!) раз. И это неудивительно. Ведь платить за «индивидуальный подход» могут только крупные и уникальные клиенты. Косвенным доказательством этого может служить первое место пермской компании «Прогноз», которая уже давно перестала быть уральской и работает с заказчиками не только по всей России, но и за рубежом. Ее результат в данном рейтинге превышает оценку ближайшего конкурента более чем в полтора раза. Во всех других случаях заказчики из «тиражируемых» сфер деятельности обходятся решениями на основе серийного ПО. И для работы с ними необходимы иные методы.
Системная интеграция; услуги по внедрению и развитию информационных инфраструктур, в том числе оборудование и ПО для этих услуг
Общая выручка 17 (14) компаний за 2005 г. составила более 1,1 млрд. руб. (280 млн. руб.). Средняя выработка на одного сотрудника компаний-лидеров составляет 5—10 млн. руб., а в среднем по всем компаниям — 2—3 млн. руб. Бюджет среднего заказчика ведущих компаний достигает 3—5 млн. руб., а в среднем по всем компаниям не превышает 0,5—1,5 млн. руб. (2—10 млн. руб.).
Место | Лидеры 2006 г. | Баллы | Лидеры 2005 г. |
1 | Группа компаний АСК | 1118,86 | Группа компаний АСК |
2 | ИТ-холдинг «Корус» | 486,02 | ИТ-холдинг «Корус» |
3 | Группа компаний АСП | 458,48 | «Хост» |
4 | «Астра СТ» (Челябинск) | 382,39 | Группа компаний ИВС (Пермь) |
5 | «Хост» | 309,75 | «Астра СТ» (Челябинск) |
От редакции: Организаторы рейтинга считают: его результаты позволяют утверждать, что «рынок системной интеграции Уральского региона давно сформировался, компании идут плотной группой, и конкуренция с каждым годом возрастает». Действительно, конкуренция обостряется, можно согласиться и с тем, что рынок региона сформирован — два года подряд эту номинацию возглавляют «Группа компаний АСК» и ИТ-холдинг «Корус», но вот говорить о «плотной группе» можно только начиная со второго места — лидер опережает ближайшего конкурента в два раза.
Строительство кабельных и телекоммуникационных сетей; услуги по строительству сетей и телекоммуникаций, в том числе материалы и проектные работы
Общая выручка 11 (12) компаний, номинировавшихся в данной категории, за 2005 г. составляет более 520 млн. руб. (150 млн. руб.). Бюджет среднего заказчика — от 0,5 до 2 млн. руб. (0,2—1 млн. руб.). Среднее количество сотрудников в каждой компании составляет от 30 до 80 человек (в 2005 г. данных не было). В основном это монтажные бригады.
Место | Лидеры 2006 г. | Баллы | Лидеры 2005 г. |
1 | «Энергокомплект-Пермь» | 1525,12 | Группа компаний АСК (Пермь) |
2 | Группа компаний АСК | 1160,19 | «Парад» |
3 | ИТ-холдинг «Корус» | 897,03 | ИТ-холдинг «Корус» |
4 | «Парад» | 697,61 | «Астра СТ» (Челябинск) |
5 | Группа компаний ИВС (Пермь) | 684,57 | «Новаком» |
От редакции: Рейтинг количественно доказывает следующую тенденцию: данное направление становится одним из самых «интересных» для ИТ-компаний. Об этом свидетельствует рост общей выручки в этой категории. За последний год она увеличилась более чем в четыре раза. Стоит отметить и тот факт, что еще в 2005 г., по данным АКСИТ, большинство компаний — участников рейтинга — работали по принципу привлечения сторонних бригад монтажников, что нередко приводило к снижению качества работ. Группа компаний АСК все работы производила только штатными сотрудниками без привлечения внешних исполнителей. В этом году, согласно итогам рейтинга, по этому пути пошли другие компании.
Консалтинг
Общая выручка компаний данного направления за 2005 г. составила более 89 млн. руб. (в 2005 г. данный показатель отсутствовал). Средняя выработка — 0,4—1 млн. руб. (в 2005 г. данный показатель отсутствовал).
Место | Лидеры 2006 г. | Баллы |
1 | «Информ-Консалтинг» (Пермь) | 817,86 |
2 | Группа компаний ИВС (Пермь) | 677,45 |
3 | «Компьютер Сервис Консалтинг» | 76,12 |
4 | Группа компаний Softline | 48,06 |
Сервис
В этом году направление «Ремонт вычислительной техники и периферии» вошло в номинацию «Сервис», которая была расширена за счет нового подраздела «Техническое обслуживание предприятий».
Ремонт и upgrade вычислительной техники и периферии
Общий оборот 14 участников данной номинации в 2005 г. составил более 110 млн. руб. (70 млн. руб.) Средняя выработка на одного сотрудника составляет 400—800 тыс. руб. (500—700 тыс. руб.).
Место | Лидеры 2006 г. | Баллы | Лидеры 2005 г. |
1 | Группа компаний ИВС | 839,4 | ИТ-холдинг «Корус» (Пермь) |
2 | ИТ-холдинг «Корус» | 804,5 | «Арсенал+» (Тюмень) |
3 | «Арсенал+» (Тюмень) | 702,7 | «Система — сервис» (Соликамск) |
4 | Технический центр «Гармония» (Пермь) | 644,0 | Технический центр «Гармония» (Пермь) |
5 | «Система — сервис» | 576,6 | «Трилайн» (Соликамск) |
Техническое обслуживание предприятий
Общий оборот семи компаний данного подраздела в 2006 г. — более 120 млн. руб. (в 2005 г. данный показатель отсутствовал). Средняя выработка на одного сотрудника составляет 0,5—0,9 млн. руб. (в 2005 г. данный показатель отсутствовал).
Место | Лидеры 2006 г. | Баллы |
1 | Группа компаний ИВС (Пермь) | 2609,8 |
2 | «Парма-Телеком» (Пермь) | 1929,2 |
3 | ИТ-холдинг «Корус» | 512,2 |
4 | Технический центр «Гармония» (Пермь) | 173,3 |
5 | «Астра СТ» (Челябинск) | 124,9 |
От редакции: Сервис занимает все более заметную долю в бизнесе региональных игроков. В последнее время аналитики-пессимисты утверждают, что очень скоро это останется единственным видом деятельности, который оставят своим коллегам на местах московские компании. Так это или нет — покажет время, но, судя по всему, уральские компании относятся к данному виду бизнеса очень серьезно — за год их оборот увеличился более чем в полтора раза.
Сапожники без сапог?
Всегда найдутся желающие обвинить организаторов подобных исследований в предвзятости или неправильной методике. Дабы избежать этого, представители АКСИТ построили свой рейтинг, основываясь на заверенных данных, полученных от его участников. Но в нынешних условиях ведения бизнеса проверить достоверность предлагаемой информации практически невозможно.
И дело здесь не только в сознательном завышении тех или иных данных или полном нежелании игроков «не светиться». Это ведет к отказу от участия в исследовании. Как утверждает АКСИТ, в ходе исследования пришлось столкнуться со следующей проблемой: по-прежнему во многих случаях респонденты просто не понимают «чем они занимаются».
В этих компаниях не налажены учетные системы, позволяющие эффективно оценивать различные направления бизнеса. А без подобного контроля и анализа невозможна эффективная специализация, а в дальнейшем успешная конкуренция. Поэтому в АКСИТ признают, что и в этом году рейтинг не отражает полной картины ИТ-рынка Уральского региона, но обещают, что в будущем методика подобных исследований будет совершенствоваться.
* Исследование проводится АКСИТ во второй раз. Итоги первого рейтинга были опубликованы в CRN/RE №16/2005.
* *Здесь и далее: цифры, указанные в скобках, — данные рейтинга 2005 г.
Отсутствие их означает, что результаты двух рейтингов совпадают.
** *Здесь и далее: если не указан город, то компания из Екатеринбурга.