История знает множество примеров того, как совместные действия некоторых субъектов права позволяли достичь определенного результата. Будь то военные действия, когда в союзы вступали государства, или альянсы авиакомпаний, например SkyTeam, призванные повысить качество обслуживания пассажиров, а значит, и их лояльность.
В определенный момент развития некоего социума (будь то рабочие на заводе или целый ИТ-рынок) его участники понимают, что для выражения общих интересов (не обязательно политических) и решения проблем нужно некое объединение: структура, являющаяся «гласом народа». После осознания этого на свет появляются партии, профсоюзы, ассоциации и другие организации.
«Какая же в этом тенденция года?», — можете спросить вы. Действительно, пик создания ИТ-ассоциаций прошел некоторое время назад. На этой волне были созданы объединения, которые с переменным успехом пытаются решить проблемы если не отрасли, то по крайней мере своих участников.
Что же случилось в этом году? Сразу два процесса, роднит которые лишь одно — консолидация. Начнем с события недавнего, — правда к ИТ-рынку оно имеет опосредованное отношение. Речь идет о заявлении шести розничных компаний («Евросеть», «М.видео», «Мир», «Связной», «Техносила» и «Эльдорадо») о прекращении продаж продукции Panasonic. На сей самоотверженный шаг подписантов вынудила политика вендора, который, дескать, не хочет способствовать формированию цивилизованного рынка, самостоятельно ввозить товар в Россию и, о ужас, предлагает закупать его у дистрибьюторов. Правда, злые языки утверждают, что всему виной Media Markt, некстати открывшийся накануне и предлагавший в честь этого некоторое оборудование Panasonic по мизерным ценам. Но более детальное изучение ситуации говорит о том, что если этот факт и породил «бурю народного гнева», то просто из-за того, что стал «последней каплей».
Что примечательного в этом? Во-первых, заявленная цель — игнорировать вендора, отказывающегося, по словам подписантов, от цивилизованной формы ведения бизнеса, — понятна. С учетом того, что эти розничные сети занимают доминирующее положение на рынке, их действия могут нанести бизнесу Panasonic в России существенный урон.
Во-вторых, у компаний рынка бытовой электроники есть своя ассоциация — РАТЭК. Известно, что она поддержала действия шести сетей (они являются ее участниками), но никто из других членов ассоциации к этому союзу не примкнул. Более того, РАТЭК в тексте заявления не упоминается, т. е. мы имеем дело с «частной инициативой» очень крупных компаний, занимающих доминирующее положение на рынке.
В-третьих, сама Panasonic, заявляя, что утверждения сетей не имеют под собой никаких оснований, в суд с иском о защите деловой репутации не обратилась, а, наоборот, согласилась вести дальнейшие переговоры.
В-четвертых, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявила, что действия бытовых сетей могут содержать признаки нарушения ст. 11 Закона «О защите конкуренции». И служба намерена разобраться в ситуации.
В-пятых, появились сообщения, что один из подписантов очень быстро договорился с Panasonic, получил денежную компенсацию (50 тыс. долл.) и вышел из договора.
На ИТ-рынке тоже создаются «клубы по интересам». Конечно, в отличие от описанного выше случая, никто официальных заявлений не делал, но с самого начала года периодически появляются слухи о том, что кто-то где-то собрался и хочет что-то сделать. Надо отметить, что участники этого процесса особо его не скрывают, но и в детали не вдаются. Общая тема собрания понятна, а вот механизмы достижения цели не всегда. И те, кто не входит в «клубы», начинают нервничать. И не столько из-за того, что их туда не берут, сколько потому, что не всегда до конца понимают, что происходит. Официальных заявлений никто не делал, проблему не обозначал.
Любое «клубное движение» ставит перед собой задачи, важные если не для всего ИТ-рынка, то для заметной его части. Взять хотя бы «сохранение маржи в канале». На последнем ИТ-Форуме во время одного из «круглых столов» зашла речь о выработке соглашения между дистрибьюторами с целью остановить падение цен. Детали полностью оглашены не были, а посему участников «сговора» обвинили ни много ни мало в картельном соглашении. Конечно, разговор был полушутливый, но объяви дистрибьюторы об этом официально...
Кстати, об аналогиях. Поговаривают, что некий «клуб» развалился лишь потому, что один из его участников то входил в него, то выходил из него. Все зависело от рыночной конъюнктуры.
Но не только дистрибьюторы в этом году консолидировались. По России прокатилась новая волна создания объединений региональных ИТ-компаний (четыре региона), и даже создан конгресс таких ассоциаций.
Казалось бы, это не может не радовать. Создание ассоциации говорит о том, что конкретный рынок достиг в своем развитии той стадии, когда компании осознали: проблемы у всех общие и для их решения неплохо было бы объединиться. В ряде случаев инициатором создания региональной ассоциации выступала АПКИТ, но есть и примеры «самодеятельности».
Не беда, что в эти ассоциации входят не все основные игроки региона. И что в процессе их создания зачастую встает вопрос: «Что важнее: выступать против «руки Москвы» или за сотрудничество с местной властью?». Главное, что желание решать проблемы — появилось.
А чтобы проблемы решались лучше, в этом году создан «Конгресс региональных ассоциаций сферы информационных технологий», КРАСИТ (см. CRN/RE №13, 21/2006).
Что будет дальше: объединение АПКИТ и КРАСИТ или конфронтация между этими структурами? А может, параллельное существование? Пока сказать сложно, так как в КРАСИТ входят как лояльные к АПКИТ «общества», так и демонстративно покинувшие ее. Но каждое из этих объединений решает свои задачи, для своих участников. А значит, пусть будет больше «клубов по интересам», хороших и разных.