Московское представительство Lotus Development Corp. подвело итоги прошедшего года, который для компании трудно назвать удачным. Объем продаж в СНГ по кварталам был очень нестабильным. В I квартале он составил 95% от IV квартала 1995 г., во II и III квартале продаж вообще не было (менеджер Lotus по развитию бизнеса в России Александр Данилин связывает это с выборами Президента РФ). В IV квартале накопившееся ожидание подняло объем продаж до 145% по сравнению с аналогичным периодом 1995 г. Правда, в компании отказались назвать абсолютные цифры.
Численность сотрудников российского представительства (после слияния с IBM) сократилась до четырех человек. Оно больше не оказывает поддержки пользователям по "горячей линии": эта забота переложена на мюнхенское отделение Lotus (регистрационные карточки на программные продукты Lotus следует теперь отправлять в Мюнхен или российским бизнес-партнерам фирмы).
В прошлом году на территории СНГ подавляющая часть (93,2%) ПО Lotus продавалась в России, но сюда входят и поставки в Беларусь. Остальные 6,8% приходятся поровну на Украину и Казахстан.
Значительно изменилась структура продаж. Если в 1995 г. на долю SmartSuite приходилось 16,9%, cc:Mail - 47% и Notes - 36,1% от общего объема, то в 1996 г. доля Notes возросла до 82,7%, а доли сс:Mail и SmartSuite понизилась - соответственно до 10,4% и 6,9%. Может быть, поэтому локализованную версию Notes 4.5 можно ожидать во II квартале этого года, а о локализации SmartSuite ничего не известно.
Общемировые результаты Lotus Development Corp. в 1996 г. более оптимичны. На 60% вырос коммуникационный бизнес, количество клиентских мест Notes достигло 9,5 млн. (рост на 115%). Рыночная доля SmartSuite возросла с 12,5% до 27% (по данным IDC). Компания контролирует 26% рынка почтовых систем (предварительный отчет IDC) и 29% рынка LAN-почтовых систем (данные EMMS).
В последнее время Lotus изменила свою программу работы с бизнес-партнерами. Участие в ней стало платным (первый взнос 1195 долл., каждый следующий год - по 895 долл.). Объясняя введение платы за участие в программе и разницу между первым и последующими взносами, менеджер по работе с бизнес-партнерами Наталья Кудрей сказала, что это обусловлено желанием отсечь "мертвые" фирмы, а также предоставлением новичкам некоторых льгот (учебные курсы, методическая поддержка). Бизнес-партнеры Lotus делятся на семь категорий: интеграторы, реселлеры, консультанты, разработчики, Internet-провайдеры, учебные центры и центры технической поддержки. Партнер может выбрать себе любое (одно или несколько) направлений. Для работы по каждому из них необходимо получить сертификат.
Сейчас у Lotus в СНГ 43 партнера в 19 городах России, Беларуси, Украины и Казахстана. Сложнее дело обстоит с ОЕМ-бизнесом. Хотя переговоры ведутся уже полгода, пока в России у компании нет ни одного ОЕМ-партнера. #