Поступательное развитие электронной торговли, рост ассортимента продукции и услуг, предлагаемых через Internet в этом году, будет продолжаться. Продажи по компьютерным сетям станут обычной коммерческой практикой.
VAR'ы, поставщики услуг Internet и интеграторы, способные создавать привлекательные и эффективные пункты электронной торговли, начинают получать прибыль.
"Мы предвидим весьма существенный рост электронной торговли в течение ближайших 10 лет особенно в Соединенных Штатах, - говорит Питер Ханли, директор Института будущего. - Доля розничных продаж по электронным каналам, возможно, вырастет с 0,2% в 1995 г. до 2,5% в 2005 г.".
Этот небольшой на первый взгляд рынок будет иметь ежегодный оборот в миллиарды долларов, добавляет он.
Действительно, по оценкам Forrester Research Inc., к 2000 г. в секторе бизнеса, связанном с Internet, в США ежегодно будет оборачиваться 200 млрд. долл. Эксперты этой фирмы считают, что объемы заключаемых по электронным каналам сделок между компаниями и сопутствующих им платежей к 2000 г. достигнут 66 млрд. долл. (в 1996 г. - 600 млн. долл.).
По данным Forrester, объем розничных продаж потребительских товаров по электронным каналам достигнет к концу века уровня 7,1 млрд. долл. Эта исследовательская фирма считает, что ведущими отраслями электронной коммерции будут программное и аппаратное обеспечение, путешествия и развлечения.
"Люди начинают осознавать, что практически любым бизнесом можно будет заниматься с помощью настольного компьютера, - говорит Филипп Бродбенд, главный управляющий компании Evergreen Internet Inc., занимающейся интеграцией и созданием коммерческих узлов Internet, клиентами которой являются, в частности, фирмы Spiegel Inc., Big Dog Sportswear, Nabisco Inc. и Fitness Factory. - Мы занимаемся как обеспечением электронных сделок между компаниями, так и обслуживанием индивидуальных покупателей".
Если клиент платежеспособен, он может приобрести по электронным каналам все - от антикварных изделий и подлинников произведений искусства до бакалейных товаров и тканей.
"Последний квартал был для нас особенно напряженным. Мы встречались с представителями компаний, занимающихся оптовой и розничной торговлей и компаний, специализирующихся в области высоких технологий, - говорит Лиза Мардок, директор по развитию бизнеса Evergreen Internet. В течение первых шести месяцев 1997 г. мы предвидим реальное увеличение числа торговых Web-узлов".
Хотя бы раз купив что-нибудь через Internet, потребители и бизнесмены склоняются к этому способу совершения покупок, говорит Мардок. "В дни Рождества электронная торговля процветала, да и после праздников катастрофического спада не наблюдалось", - отметила она.
Согласно данным Jupiter Communications, в рождественские праздники по электронным каналам было заключено сделок на сумму в 194 млн. долл., что составляет около 41% годового объема электронных транзакций без учета турбизнеса.
Даже крошечная компания может создать себе впечатляющий имидж на рынке электронной торговли благодаря сотрудничеству с реселлером или разработчиком Web-узлов.
Как предполагает Историческое общество штата Канзас, большинство предложений на его электронном аукционе старых газет и документов будет поступать через Internet (http://www.serve.com/ephmera/auction), говорит Дарелл Гарвуд, хранитель отдела библиотечных архивов этого общества.
"Через Internet, по-видимому, осуществится 80% всех приобретений", - отметил он. Общество намерено предложить несколько форм расчетов за покупки, включая электронную и обычную почту, добавил Гарвуд.
По словам Джуди Галст, главного менеджера по маркетингу агентства путешествий Rosenbluth Vacation, его Web-узел Savvier Traveler (http://www.savtraveler.com) помог фирме в обслуживании новых клиентов в Гонконге и Норвегии.
Хотя компания по-прежнему продает большинство туров жителям Северной Америки, она достигла некоторого успеха и на международном рынке, добавила Галст.
"Internet определенно помогла нам расширить клиентуру в удаленных регионах. Достижение аналогичного результата без использования Сети потребовало бы открытия представительств, что сопряжено с огромными расходами", - говорит она.
Другой пионер электронного бизнеса, компания Peapod LP, распространяет свою систему электронной продажи бакалейных товаров на все большее число штатов. Летом прошлого года Peapod заключила договор с фирмой-интегратором Electronic Data Systems Corp. (EDS) и ее консалтинговым подразделением A.T. Kerney на разработку и внедрение электронных систем, обеспечивающих дальнейшее ее развитие.
"Peapod уже обошла своих конкурентов благодаря использованию передовой технологии и удачной модели обслуживания клиентов, - считает Джон Брунет, президент Commercial Services Group, филиала компании EDS. - Это дает EDS возможность очень быстро совершенствовать и развивать свою модель обслуживания тысяч клиентов электронных каналов сбыта в различных секторах рынка".
Peapod сотрудничает, в частности, с компанией Hewlett-Packard Co., предлагая ее служащим приобретение товаров в режиме on-line непосредственно с рабочих мест, сказал Ханли. Подобная доступность позволяет Peapod наращивать число своих потенциальных клиентов и, кроме того, вероятно, побуждает служащих задерживаться чуть дольше в офисе, поскольку им уже не нужно по дороге домой заходить в магазин за молоком, добавил он.
"Вы вполне можете оценить потенциальные возможности, предоставляемые Internet, - сказал Ханли. - В течение ближайших 10 лет Сеть изменит к лучшему очень многие стороны жизни".
В то время как Peapod предлагает широкий выбор товаров, многие другие Web-узлы являются узкоспециализированными.
Например, компания Rock Creek Press имеет узел Planet Earth Music (http://www.planet-earth-music.com), через который можно купить записи современной, национальной и духовной музыки. На узле компании Nature's Choice (http://www.aloe. com) предлагается множество косметических изделий на базе алоэ. Компания Golden Gate Trading Co. Inc. предлагает на своем узле (http://www.ggtc.com) произведения прикладного искусства, включая витражи, инкрустации на дереве, керамику и бронзовые скульптуры.
В каком-то смысле торговые узлы Internet повторяют успех, которым ранее пользовались печатные каталоги. Одна из причин роста популярности электронной торговли - простота использования. Возможность обойтись без магазинной толчеи, разобраться в ассортименте простым щелчком мыши и заказать товар, не поднимая телефонной трубки, необычайно привлекательна.
Кроме того, системные интеграторы и первые пользователи подобных систем обнаружили, что стоимость покупок в системах электронной торговли значительно превышает стоимость покупок по обычным печатным каталогам.
"При покупке через Web-узлы покупатели тратят на 25% больше, чем приобретая по каталогу", - говорит Мардок.