Прошло два месяца после официального объявления процессора Pentium со средствами MMX, и уже можно сделать некоторые прогнозы о его дальнейшей судьбе. Разумеется, Intel заинтересована в быстром продвижении нового продукта, хотя следующие шесть месяцев могут стать для нее весьма непростым периодом: ведь ее заводы все еще продолжают выпускать "старые" версии Pentium. "До конца года мы рассчитываем поставить в Россию 750 тыс. новых процессоров", - сказал Стив Чейз, региональный менеджер по странам СНГ и Балтии. "Итоги первого месяца "жизни" продукта превзошли все ожидания, - заметил Алексей Палладин, менеджер по техническому маркетингу московского офиса Intel. - Сегодня мы проводим ряд маркетинговых программ, предназначенных как для реселлеров, так и для OEM-партнеров".

Николай Можин, президент группы компаний R&K
"Мы считаем, что компьютер не должен быть элитным товаром, и существующие сегодня на рынке ПК тенденции требуют изменений. Я думаю, что с выпуском процессора Pentium MMX компьютеры станут более доступными для широких слоев населения".

Реакция на появление нового процессора неоднозначна. "Выпуск Pentium MMX - это демонстрация высокого технологического уровня компании Intel, - сказал Николай Можин, генеральный директор компании R&K - Мы расцениваем это событие как следующий шаг в эволюции архитектуры x86 и залог ее дальнейшего развития".

Владислав Деменин, менеджер по маркетингу компании R-Style Computers: "Можно сказать, что Pentium MMX - это первый по-настоящему "домашний" процессор для "домашнего" компьютера. В ближайшее время можно ожидать взрывного повышения спроса на системы с Pentium MMX, так как их появление - это крупный шаг навстречу "домашнему" пользователю. В настоящий момент в общем объеме производства на долю компьютеров с процессором P55C приходится 10%, до конца года мы планируем увеличить ее до 70 - 80%".

Генеральный директор компании R-Style Computers Валерий Щукин:
"Я рассматриваю начало производства нашей компанией компьютеров на базе процессоров Pentium MMX прежде всего как еще один важный шаг на пути реализации маркетинговой программы "R-Style Proxima - твой персональный компьютер". В ближайшее время мы ожидаем значительного увеличения объемов продаж ПК за счет тех покупателей, которые ждали этого момента. Их ожидание оказалось вполне оправданным: теперь они могут приобрести систему на 60% более производительную, чем с "обычным" процессором Pentium, почти за ту же цену".

Признавая, что появление Pentium MMX должно стимулировать развитие рынка и открыть новые перспективы для бизнеса, ряд фирм-изготовителей ПК не разделяют столь оптимистичные оценки. "Мы ожидаем, что в 1-м полугодии доля ПК на базе процессора Pentium MMX в общем объеме производства компьютеров составит около 10%", - сказал Владимир Нестеров, начальник производственного отдела компании Klondike.

"В течение ближайших шести месяцев наша компания не планирует продавать компьютеры на базе этих процессоров из-за прогнозируемого слабого спроса на них. Во 2-м полугодии, я думаю, их продажи достигнут примерно 5-15% от общего количества", - сказал Денис Пащенко, коммерческий директор компании OverDrive.

"В ближайшее время мы не ожидаем существенных изменений, связанных с выпуском нового процессора из-за его высокой стоимости, - сказал Дмитрий Цыпленков, заместитель технического директора компании "Респект". - О нем [влиянии] можно будет судить только после того, как цена понизится до сегодняшнего уровня стоимости Pentium 120".

Такое мнение разделяют многие. Еще одно препятствие на пути Pentium MMX к массовому рынку - недостаток прикладных программ, способных использовать специфические функции этого процессора. Несмотря на то что задолго до официального представления процессора, Intel предложила компаниям-разработчикам свою помощь в создании MMX-пакетов, список готового ПО пока невелик. В нем нет продуктов, от оптимизации которых могли бы выиграть корпоративные пользователи, например профессиональных программ обработки изображений, САПР, систем трехмерного моделирования и др., и, с другой стороны, достаточно продуктов для сектора SOHO: игры, развлекательные программы, несложные графические программы, мультимедиа-пакеты. Однако "...нельзя забывать о том, что многие фирмы еще не объявили свои разработки, - сказал Всеволод Предтеченский, инженер по использованию продуктов Intel. - К середине 1997 г. вы увидите на рынке сотни пакетов, оптимизированных для технологии MMX".

Сегодня MMX-программы распространяются преимущественно через OEM-каналы. Имеется набор из нескольких пакетов, созданных при поддержке Intel, которым комплектуются новые компьютеры. Нюанс заключается в том, что Intel формально не имеет к этому отношения: все права на работу с изготовителями аппаратных средств принадлежат одной из ее дочерних структур.

Идея, лежащая в основе маркетинга компьютеров с процессором P55С, - трансформация ПК в одну из разновидностей бытовой техники. В сознании широких масс потребителей компьютерный мир до сих пор остается чем-то загадочным, недоступным пониманию "простого человека". Сегодня Intel должна решить грандиозную задачу: убедить покупателей, что компьютер ничуть не сложнее, чем, скажем, телевизор.

Реселлерам предлагается три основных варианта стратегии сбыта систем на базе процессора Pentium MMX. В соответствии с первым, ориентированным на потребителей из сектора SOHO, новые ПК рекламируются как идеальные мультимедиа-компьютеры. Считается, что пользователи, приобретающие ПК за собственные деньги, склонны выбирать наиболее мощную (а следовательно, и дорогую) модель - дабы не стать жертвой стремительного технического прогресса и оттянуть дату моральной кончины своего компьютера хотя бы на два или три года. Этот вариант Intel проработала намного тщательнее, чем все остальные в списке "новых применений" ПК - от просмотра на экране ПК видеофильмов и телепрограмм до использования компьютера в качестве суперучебника. Естественно, при этом мощность процессора - центральная идея, вокруг которой строится рекламная кампания Pentium MMX.

"Вист":
"В новом году компания "Вист", одновременно самировыми лидерами компьютерной индустрии, начала выпуск передовых мультимедиа-систем, обеспечивающих полную поддержку новых возможностей, предоставляемых процессорами семейства Pentium MMX. В I квартале будут выпускаться модели в стандарте ATX с процессора 166 и 200 МГц. Мы предполагаем, что за этот период будет продано не менее 5 тыс. компьютеров такого класса".

Сценарий продаж систем на базе P55C в корпоративном секторе проработан значительно слабее. Единственный более или менее убедительный аргумент - возможность улучшить качество изображения и звука при проведении видеоконференций, что вряд ли можно считать достаточной причиной для модернизации существующего парка компьютеров. Необходимо также учитывать, что корпорации склонны к более рациональному использованию денег, чем потребительский сектор. Общая тенденция такова, что клиенты из деловых кругов - это огромный рынок для будущих процессоров OverDrive со средствами MMX, но никак не для новых систем.

Тем не менее игнорировать запросы этого гигантского рынка невозможно, и Intel попыталась привлечь его внимание иными, не "мультимедийными" достоинствами P55C. Клиентов, которые используют ПК не только для развлечения, но и для работы, Intel убеждает с помощью традиционного аргумента: Pentium MMX работает быстрее, чем все предыдущие модели, даже в том случае, если используются "обычные" неоптимизированные программы (после долгих размышлений Intel остановилась на ускорении в 20%). Но дело в том, что в семействе процессоров Intel P55C по быстродействию все-таки не первый, а второй после Pentium Pro. В результате он оказывается в парадоксальном положении "high-end среднего уровня".

Третий большой сегмент рынка - мобильные компьютеры. Судя по всему, Intel рассматривает их владельцев как нечто среднее между потребителями первых двух категорий: с одной стороны, они, как правило, активно используют компьютер в деловых целях, с другой - неравнодушны к его мультимедиа-возможностям (особенно если вспомнить расхожий образ владельца такого компьютера, коротающего томительные часы полета за игрой). Это весьма перспективный рынок, тем более что на нем действует тот же механизм, что и в секторе SOHO: покупатели портативных систем выбирают наиболее мощные модели.

У Intel имеется и еще один серьезный довод в пользу Pentium MMX: более высокая тактовая частота. Как известно, для мобильной версии "обычного" Pentium предел - 150 МГц, тогда как тактовая частота P55C может достигать 166 МГц. Однако такие системы вряд ли станут товаром массового спроса.

Зарубежные фирмы-изготовители ПК не стали изобретать каких-либо оригинальных маркетинговых схем, приняв правила игры, предложенные Intel. Лишь немногие позиционируют компьютеры на базе Pentium MMX как системы для корпоративного сектора (хотя почти все заявляют, что рассматривают этот вопрос). Исключение составляют только такие гиганты, как IBM, которая "для ассортимента" разработала полный спектр MMX-ПК, или Digital, которая "домашних" ПК не выпускает (серия Starion, предназначенная для рынка SOHO, была снята с производства два с половиной года назад).

Compulink Research (CLR)
"Характеристики нового поколения компьютеров CLR на базе процессора Pentium MMX превосходят существующие стандарты. Благодаря использованию новых технологий достигается повышение производительности на 20% по сравнению с аналогичными продуктами на основе процессора Pentium. Работа с прикладными программами, предназначенными специально для MMX, дает увеличение быстродействия до 300%".

В компьютеры с процессором P55C, изготовленные за пределами нашей страны, как правило, заранее установлено почти все, что можно. Минимальная конфигурация: ОЗУ 32 Мбайт, жесткий диск, емкостью не менее 3 Гбайт, графическая плата с видеопамятью 4 Мбайт, модем 33,6 кбит/с, звуковая плата, 10x-12x накопитель на компакт-дисках, накопитель Iomega Zip, большой набор ПО и прочее и прочее. Несмотря на высокую на этапе "раскрутки" стоимость P55C, зарубежные изготовители уже начали "ценовые войны" за MMX-компьютеры. Первой вступила в бой Packard Bell, которая объявила о том, что нижняя планка цены на ее ММХ-компьютер составит 999 долл. (стоимость "стандартного" ПК Packard Bell - около 1,7 тыс. долл.).

Подавляющее большинство российских изготовителей ПК нашло свой особый путь, отличный от стратегии зарубежных коллег. Начать хотя бы с того, что в ассортименте компьютеров российских компаний, как правило, отсутствуют специальные модели для рынка SOHO, корпоративного сектора и т. д.: большинство предпочитает собирать одну "безразмерную" модель на все случаи жизни, будь то корпоративная рабочая станция или же средство проведения семейного досуга.

Второе отличие: по сравнению с западными образцами конфигурация российских MMX-компьютеров кажется почти спартанской: предельная ОЗУ 24 Мбайт, жесткий диск 2,5 Гбайт, видеоплата с ОЗУ 1 Мбайт, 6x-8x накопитель CD-ROM. Никаких модемов, накопителей Iomega и прочих "излишеств" в стандартном российском наборе не предусмотрено (разумеется, ничто не мешает впоследствии "довести" его до нужного уровня). Реселлерам приходится считаться с платежеспособностью потенциальных клиентов и указывать не слишком высокие цены, чтобы не "спугнуть" покупателя.

Российские изготовители ПК неоднозначно оценили идеи Intel. Если крупные компании их в целом одобрили, то небольшие сборочные фирмы имеют основания опасаться, что с увеличением числа непрофессиональных пользователей доходность компьютерного бизнеса (и без того невысокая) понизится. "Накопленная нашей компанией статистика говорит, что примерно 80% заявок на ремонт и собственно затрат на обслуживание (гарантийное и сервисное) падает на низкопрофессиональных пользователей. Типичная ситуация - "ваш компьютер не работает, ваш принтер не печатает". Потом выясняется, что причиной стал не включенный в розетку шнур питания, не установленный драйвер принтера и проч., - сказал Денис Пащенко. - Это приводит к значительному увеличению расходов на обслуживание, поскольку отказать клиенту в сервисе невозможно".

"От этого [увеличения неквалифицированных пользователей] не может выиграть никто. В настоящее время мы рекомендуем покупателям компьютер с процессором MMX в том случае, если для них важен выигрыш в производительности в приложениях Windows, - сказал Владимир Нестеров из фирмы Klondike. - С другой стороны, мы рекомендуем всем покупателям, которые в будущем могут столкнуться с проблемами вывода видео и аудио, приобретать компьютеры с материнскими платами, совместимыми с процессором P55C".

Совсем иначе реагируют крупные поставщики. "Компьютеры R-Style Proxima имеют высокое качество сборки и достаточно надежны. Кроме того, наша компания обладает мощной сервисной службой. Новые компьютеры с процессором Pentium MMX изначально ориентированы на "домашних" пользователей с учетом всех особенностей этой ниши компьютерного рынка и мы готовы обслужить любого, кто обратится к нам", - заявил Владислав Деменин. Впрочем, многое зависит от маркетинговой стратегии компании. "Мы приветствуем любое увеличение числа покупателей компьютеров Wiener", - сказал Алексей Лосев, начальник отдела маркетинга компании R&K.

Сегодня стало очевидно и еще одно следствие появления Pentium MMX: дальнейшее расслоение рынка.

Выпуск нового процессора ознаменовал следующий шаг в конкурентной борьбе крупных поставщиков компьютеров и небольших сборочных компаний. Не секрет, что "отверточные" фирмы, которых большинство, работают "под заказ", не имеют достаточного "запаса прочности", необходимого для "раскрутки" продукта. Им придется ждать заказов, но... заказов не будет до тех пор, пока потребители не узнают о достоинствах нового процессора и вообще о его существовании. Напротив, крупные компании, как правило, ориентируются на массовое производство и обладают ресурсами, которые позволяют им влиять на процесс формирования рынка. Крупные OEM-партнеры Intel имеют и еще одно преимущество: доступ к источнику недорогих комплектующих, что позволяет им конкурировать и на ценовом уровне. Можно предполагать, что большая доля нарождающегося рынка "бытовых компьютеров" на базе Pentium MMX достанется именно им.

Январское снижение цен на процессоры Intel (долл.)
ПроцессорЦена
январь
Цена
февраль
Pentium MMX 200 МГц
2.8В PGA550539
Pentium MMX 166 МГц
2.8В PGA407356
2.5В TCP, 2.5В PPGA550539
200 МГц
3.3В PGA509498
166 МГц
3.3В PGA402295
Pentium MMX 150 МГц
2.5В TCP, 2.5В PPGA443336
150 МГц
3.3В PGA214161
3.1В TCP, 2.9В TCP329249
2.9В PGA329249
133 МГц
3.3В PGA204134
3.1В PGA, 2.9В TCP244174
120 МГц
3.3В PGA106106
3.1В PGA144106
2.9В TCP144106
100 МГц
3.3В PGA106106
2.9В TCP106106
3.1В, 2.9В PGA106106

Структура предложений процессоров Intel на московском рынке, %
Данные на февраль 1997 г.
Рentium 100 26
Рentium 120 15
Рentium 133 22
Рentium 150 10
Рentium 166 14
Рentium 200 11
Рentium 200 MMX 1
Рentium 166 MMX 1

Цены процессоров Pentium в Москве, долл.
По состоянию на 28.02.1997
СредняяIntelR&K
Рentium 200 MMX650539581
Рentium 166 MMX421356385
Рentium 200550498530
Рentium 166254295325
Рentium 150206158190
Рentium 133160133150
Рentium 120140107111
Рentium 100110107100

Цены компьютеров с процессорами Pentium в Москве, долл.
Конфигурация 16/1,2/1SVGA/аудио/4xCD
По состоянию на 28.02.1997
Средняя"Вист"R-StyleCLR
Рentium 200 MMX1360149017701570
Рentium 166 MMX1330142015101410
Рentium 2001220134017001365
Рentium 1661130118014301350
Рentium 1509801150 1160
Рentium 133 88094012101100
Рentium 12084090611701010
Рentium 1008208801140990