Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследования ряда сегментов российского ИТ-рынка за шесть месяцев текущего года.
Компьютеры
Общий объем рынка компьютеров (настольные ПК, ноутбуки, серверы стандартной архитектуры) составил около 4480 тыс. шт. При этом 65% продаж в натуральном выражении приходится на настольные ПК с учетом «самосбора», 32,9% — на ноутбуки и примерно 2,1% — на серверы.
По сравнению с тем же периодом 2007 г. продажи десктопов выросли на 6,6%, рост серверного сегмента составил почти 30%, продажи ноутбуков увеличились на 62,7%.
Лидирующую группу компаний на рынке ПК по итогам полугодия составили Acer, Depo, Hewlett-Packard, Kraftway и K-Systems*.
В сегменте ноутбуков в первую пятерку вошли Acer, ASUSTeK, Hewlett-Packard, Samsung и Toshiba.
В сегменте серверов лидируют компании DEPO, ETegro, Hewlett-Packard, IBM и Kraftway.
Устройства визуализации
Мониторы. Общий объем рынка мониторов в первом полугодии достиг 3,6 млн. устройств на сумму более 1 млрд. долл. Показатели аналогичного периода прошлого года превышены на 11 и 18% соответственно. Tемпы роста продаж в натуральном выражении продолжают падать, тогда как денежные показатели продемонстрировали некоторое увеличение темпов роста, что связано со структурным сдвигом рынка в сторону широкоформатных устройств больших диагоналей (16:10).
Доминирующим технологическим сегментом остались 17- и 19-дюйм мониторы с SXGA-разрешением, но их доля сократилась еще на 18%. Самые высокие темпы роста по-прежнему показывают широкоформатные устройства. Здесь основными точками роста являются 19-дюйм мониторы, которые позиционируются в качестве замены 17-дюйм устройствам стандартного формата, и 22-дюйм мониторы.
Лидером рынка оставалась компания Samsung, на второе место снова вернулась LG, на третьем месте (с минимальным разрывом) — компания Acer. Во втором «эшелоне» наибольшую активность проявляли ASUSTeK, BenQ, NEC и ViewSonic. На долю этих вендоров приходится почти 93% всех продаж в натуральном выражении.
Мультимедийные проекторы. Объем российского рынка мультимедийных проекторов достиг 54 тыс. шт. Это почти на 20% превышает показатель шести месяцев прошлого года. В денежном выражении рынок превысил отметку в 75 млн. долл. (на 13% больше).
Стоит отметить сокращение преимущества DLP-проекторов: их доля составила около 51% рынка.
По итогам полугодия лидером рынка стала компания Epson, кроме нее в первую тройку входят Acer и BenQ. Стоит отметить и группу вендоров, также показавших значительные объемы продаж: NEC, Sanyo и Toshiba.
Жидкокристаллические телевизоры. Объем рынка ЖК-телевизоров (в который мы включаем только полноцветные стационарные ТВ с диагональю 15 дюймов и более) практически удвоился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и почти достиг отметки 1,7 млн. устройств. В денежном выражении продажи составили 1,7 млрд. долл., что соответствует 75%-му росту относительно первого полугодия 2007 г.
Точкой основного роста, как и прежде, остаются телевизоры с диагональю 32 дюйма (почти 35% всех продаж).
На рынке ЖК-ТВ продолжается борьба за первенство между компаниями Philips и Samsung, которые суммарно контролировали более 56% рынка. Отметим еще целую группу брендов — BBK, LG, Panasonic, Sharp, Sony, Toshiba, объемы продаж которых также были значительными.
Плазменные панели и телевизоры. По итогам полугодия рынок плазменных панелей и телевизоров достиг 211 тыс. шт. в натуральном выражении и 393 млн. долл. — в денежном. Показатель предыдущего аналогичного периода в натуральном выражении был превышен на 132(!)%. Такой взрывной рост стал возможен в связи с выводом на рынок панелей по агрессивной цене и дефицитом на мировом рынке ЖК-панелей того же типоразмера. Агрессивная ценовая политика производителей панелей не могла не сказаться и на средневзвешенной стоимости, которая за год снизилась на 28%. В структуре продаж традиционно преобладали плазменные панели с диагональю 42 дюйма, но их доля продолжала уменьшаться. В первую тройку входят LG, Panasonic и Samsung, на них приходится примерно три четверти рынка.
Цифровые видеокамеры. На рынке цифровых видеокамер было продано около 343 тыс. устройств, что примерно на четверть меньше прошлогоднего результата. Однако в денежном измерении в связи со смещением спроса в сторону камер с современными носителями по более высоким ценам рынок «просел» не так сильно — всего на 13%.
В первую пятерку, обеспечивающую более 95% продаж подавляющего большинства камер, вошли Canon, JVC, Panasonic, Samsung, Sony. Доли компаний за год изменились незначительно, доля некоторых лидеров, в частности Sony, чуть подросла.
Устройства hardcopy
Принтеры и МФУ. Суммарный объем рынка принтеров и многофункциональных устройств за первые 6 месяцев 2008 г. достиг 2,4 млн. шт. и 517 млн. долл. По сравнению с прошлым годом темпы роста продаж снизились и составили около 7% и в количественном, и в денежном выражении (аналогичные показатели первой половины 2007 г. были на уровне 13–14%). Помимо ставшего уже традиционным падения продаж струйных и матричных принтеров произошло заметное снижение спроса и на лазерные аппараты, поэтому весь прирост рынка обеспечили настольные МФУ, впервые опередившие по количеству проданных устройств однофункциональные принтеры. Особенно заметно преимущество МФУ в струйном сегменте — две трети продаж. Спад на рынке лазерных принтеров затронул все категории монохромных устройств производительностью до 30 стр./мин. В то же время спрос на высокопроизводительные и цветные принтеры продолжал расти.
По количеству проданных принтеров и МФУ лидерство сохранили компании Canon, Hewlett-Packard и Samsung.
Сканеры. Общий объем продаж планшетных сканеров составил 245 тыс. шт., причем темпы снижения спроса (на 13%) оказались такими же, как и годом раньше. В денежном выражении (13 млн. долл.) объем рынка остался на прошлогоднем уровне. Различия в динамике этих показателей вызваны смещением структуры продаж в пользу более дорогих продуктов, а также увеличением средних розничных цен на некоторые массовые модели.
В тройку лидеров рынка сканеров вошли компании Canon, Epson и Hewlett-Packard.
Расходные материалы. Объем продаж оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ составил 14,2 млн. шт. в натуральном выражении и 677 млн. долл. — в денежном. По сравнению с аналогичным периодом 2007 г. рынок увеличился более чем на 35% в натуральном выражении и более чем на 50% — в деньгах. Совместимых картриджей (имеются в виду струйные картриджи для принтеров Canon и Epson) за первую половину года продано 3,0 млн. шт. на 14,1 млн. долл.
Копиры. В первом полугодии было продано 98,4 тыс. копировальных устройств, что в денежном выражении составляет 134,3 млн. долл. На сегмент цифровых устройств в деньгах пришлось более 93% рынка, тогда как в штуках — менее 69%.
Заметную роль на данном рынке играет сегмент опций, величина которого составила 22 млн. долл.
По количеству проданных копиров в первую тройку входят компании Canon, Kyocera и Xerox.
Цифровые фотокамеры
На рынке цифровых фотокамер было продано около 2,3 млн. устройств (без учета «серых» поставок), что на 19% превышает показатель аналогичного периода 2007 г. Лидером продаж по разрешению стали 8-Мп камеры (более 40%).
По количеству проданных камер первая пятерка вендоров изменилась, теперь в нее входят Canon, Olympus, Panasonic, Samsung и Sony, место Nikon заняла марка Panasonic. Суммарно на продукцию этой пятерки пришлось более 80% рынка.
ИБП
В течение первой половины текущего года было продано около 1,2 млн. ИБП., в денежном выражении объем продаж равен почти 217 млн. долл. Таким образом, показатели аналогичного периода 2007 г. превышены на 10 и 9% соответственно. Характерно заметное снижение темпов роста данного рынка, особенно денежных показателей, и это несмотря на значительное подорожание ИБП.
Наблюдалось некоторое снижение продаж корпоративно ориентированных on-line-ИБП, при этом значительно вырос сегмент off-line: в штуках почти на 50%.
Лидером, как обычно, стала компания APC by Schneider Electric, контролирующая около половины рынка в денежном выражении. Ее основные соперники на массовом рынке — ИБП Ippon и PowerCom.
* Здесь и далее компании перечислены в алфавитном порядке.
Полный текст опубликован в издании «Бестселлеры IT-рынка», 2008 г., № 3, с. 4–5.