На встрече, посвященной подведению итогов летних конкурсов, компания RSI объявила о начале работы дилерской части своего Web-узла — RSI Dealers Network.
По утверждению представителей компании, RSI стала первым крупным дистрибьютором, начавшим внедрение электронной торговли при работе со своими дилерами. Теперь любой партнер компании, имеющий доступ к Интернету, может заказать оборудование из каталога RSI, не дозваниваясь в Москву. Для этого достаточно указать на странице «RSI Dealers Network» Web-сервера, сколько и какого товара требуется. Менеджер отдела продаж RSI, работающий с данным дилером, проверит заказ, оформит его и зарезервирует товар. По словам Александра Киреева, директора отдела продаж RSI, без человека обойтись нельзя, и не только из-за требований законодательства (заказ необходимо распечатывать, проставлять печати и т. д.). Человек выполняет функции «логического блока», отсекающего возможные ошибки дилера и принимающего нестандартные решения, например в случае заказа редкого оборудования.
Кроме того, RSI Dealers Network позволяет выяснить состояние складов и транзита RSI (эта информация открыта для всех), текущие цены на товары, список дилерских счетов, накладных, платежных документов и спецификацию любого конкретного счета.
Пока российское законодательство не предусматривает электронных платежных документов, что не позволяет полностью автоматизировать заказ и оплату товара, однако в будущем, по словам Александра Киреева, будут созданы модули исключительно для электронной торговли.
Тем временем другие крупные дистрибьюторы тоже стараются по возможности предоставлять дилерам услуги через Интернет. Например, сервер Merisel позволяет партнерам компании ознакомиться с ценами и состоянием складов; на Web-узле CHS есть даже страница «заказ», которую, впрочем, нам так и не удалось загрузить (в отличие от всех остальных), зато на узле http://www.lamport.ru можно ознакомиться как с розничными, так и с оптовыми ценами фирмы Лампорт и получить информацию о сроках поставки.
Директор по маркетингу компании «Дилайн» Ольга Наумова сообщила, что ее компания предоставляет своим партнерам возможность просмотреть прейскурант, состояние склада и транзита и полную информацию о балансе торговли с «Дилайн». Однако с размещением заказа через Интернет существуют некоторые трудности, связанные, в частности, с интеграцией существующей внутренней информационной системы и внешней, через которую дилеры будут резервировать товар. Поэтому большинство компаний сейчас создает «эмуляторы» электронной системы заказов: в Интернет выдаются данные по складским запасам и бланк заявки, который дилер заполняет и отправляет дистрибьютору. «По сути дела, это очень простая задача — сделать бланк, заполняемый в Web», — отметила Ольга Наумова. По словам г-жи Наумовой, у «Дилайн» такой эмулятор есть и ему уже год, но особой пользы она в нем не видит — «это все равно, что, скажем, напечатать заказ и отправить его по факсу».
Ольга Наумова уверена, что в действительности всех интересует совершенно другая форма взаимодействия между дилерами и дистрибьюторами: чтобы дилер мог реально разместить заказ через Интернет, не обращаясь к услугам торгового представителя, который просто наблюдал бы за прохождением заказа. Но решение подобной задачи очень сложно, потому что, если несколько человек одновременно вводят заказы на одни и те же товары, трудно решить, кого нужно обслужить в первую очередь. Вообще, как отметила Наумова, «всякое размещение заявок в информационную систему — достаточно сложная и большая задача». Тем не менее «Дилайн» ею активно занимается, и некоторое время назад планировалось внедрить систему электронных заказов уже к началу октября. Однако «планы изменились» и сейчас компания сконцентрирована на других проектах. Что касается закупок товаров через Интернет, «Дилайн» сейчас по большей части адаптирует свои внутренние системы, для того чтобы они могли работать по такого рода технологиям. «Я думаю, что в следующем году это будет точно, только пока неизвестно, когда», — заключила Ольга Наумова.
Как видно, позиция директора по маркетингу «Дилайн» во многом расходится с позицией RSI, особенно в отношении роли сотрудника отдела продаж, обслуживающего дилеров. У каждой стороны есть доводы за и против, но окончательное решение будет за дилером, который выберет ту систему, которая ему покажется более удобной, быстрой и надежной.