Компания «Совам-Телепорт» (провайдер услуг Интернет «Россия-Он-Лайн») 16 сентября торжественно отметила вторую годовщину. К событию было приурочено двукратное снижение цен на доступ в Интернет при коммутируемом подключении (с 3 до 1,5 долл. в час).
«Россия-Он-Лайн» — один из ведущих и, возможно, крупнейший поставщик услуг Интернет в России. «Возможно», потому что статистики на этом бурно развивающемся рынке нет, доступны только оценки. Косвенно о лидерстве «РОЛ» свидетельствует то, что именно у нее стремятся арендовать опорные линии Интернет вторичные провайдеры.
«РОЛ» довольно сильно отличается от конкурентов. Во-первых, тем, что услугами компании можно воспользоваться не только в Москве, но и еще в 30 городах России и СНГ. Во-вторых, тем, что клиенту предоставляется возможность т.н. роуминга (от англ. to roam — странствовать). Это означает, что клиент может пользоваться Интернетом в каждом городе, где есть точка вхождения «РОЛ», или забирать свою почту в любом уголке мира, где есть Интернет. А третье, весьма существенное для нашей страны, отличие в том, что все клиенты «РОЛ» обслуживаются по единому тарифному плану — будь то в Москве, Уфе или Мурманске. С этой точки зрения шаг, сделанный компанией в день своего двухлетия, может повлечь весьма важные последствия.
Со своими тремя долларами в час за коммутируемый доступ «РОЛ» до недавнего времени оставалась в столице «белой вороной», ведь средние цены здесь уже полгода находятся в пределах 1,5 долл. в час, а многие провайдеры делают ее еще ниже, стремясь привлечь как можно больше клиентов. И хотя «Совам-Телепорт» считает, как это было заявлено на пресс-конференции, что все остальные могут конкурировать с ними в цене, но не в качестве услуг, объективно это не так: услуги сейчас практически все провайдеры предлагают одинаковые. Единственное бесспорное преимущество «РОЛ» — мощная опорная линия — имеет значение только для корпоративных пользователей, работающих по выделенным линиям. А вот вопрос цен беспокоит массу клиентов, весь капитал которых — модем да почти бесплатные коммутируемые линии. Будь эти клиенты побогаче, они бы тоже от «выделенки» не отказались, но... Выбирая между ценой и качеством сервиса, основная масса потребителей предпочитает немного потерять в сервисе, зато заметно выиграть в цене. Новые расценки могут соблазнить многих воспользоваться выходом в Интернет непосредственно через «Совам-Телепорт».
Так почему же цены не снижали раньше, ведь крупная компания всегда имеет возможность предложить товар дешевле? Дело в региональной политике фирмы.
На периферии 3 долл. в час за доступ по коммутируемым линиям — нижняя ценовая граница. Бывает и дороже. «РОЛ» дальновидно не желает замыкаться только на московско-петербургском рынке, а поэтому не может не учитывать ситуацию в регионах. Когда в столице было очевидно, что пора снижать цены, провинция еще «зрела». Теперь «плод» упал. Появление на региональном рынке «игрока», предлагающего то же самое, но с лучшим качеством и за 1,5 долл. — настоящий переворот. Можно ожидать, что в ближайшее время «РОЛ» многих своих конкурентов заставит серьезно задуматься о перспективе.
На пресс-конференции, посвященной двухлетию компании, ее представители утверждали, что цена снижается вдвое каждый раз, когда число пользователей вырастает на порядок. Поскольку это уже второе снижение цен (два года назад цена коммутируемого доступа составляла в «РОЛ» 6 долл. за час), можно предположить, что следующее снижение состоится не скоро.