Сейчас, когда производители профессиональных моделей ПК переходят на процессоры Pentium II, реселлерам приходится решать очередную проблему преобразования продукции. Июньский опрос, проведенный CRN совместно с фирмой Sanford C. Bernstein, показал, что, по прогнозам реселлеров, доля объема продаж компьютеров на базе Pentium Pro снизилась до 14% по сравнению с 24% в мае.

Реселлеры полагают, что это снижение вызвано, прежде всего, ростом производства машин на базе Pentium II, объем продаж которых в течение летних месяцев должен был составить приблизительно 8% общей реализации ПК. Прогнозы реселлеров совпадают с планом Intel Corp., объявившей, что к середине 1998 г. компьютеры на базе Pentium II составят примерно половину от общего числа поставляемых ПК.

Помимо преобразования настольных систем реселлеры все еще сталкивались с проблемой переизбытка запасов портативных ПК. Несмотря на рост объемов продаж на рынке ноутбуков (от 17 до 18%), вопрос с излишками готовой продукции продолжает стоять очень остро.

Ожидается, что переход на процессоры Pentium II произойдет относительно быстро, несмотря даже на то, что у большинства из выпускаемых в настоящее время настольных ПК отсутствуют многие функции (например, поддержка AGP), которые позволяют в полной мере раскрыть возможности этого микропроцессора. И есть еще одно «но»: полная поддержка драйверов устройств, использующих дополнительные функции Pentium II, будет доступна лишь с появлением нового поколения Windows 95 и Windows NT, промышленный выпуск которых намечен на первую половину 1998 г. А при отсутствии этих функций производительность ПК на базе Pentium II не даст заметных преимуществ для большинства типовых корпоративных приложений.

Корпоративные пользователи отнюдь не горят желанием покупать ПК, возможности которых намного превышают их рабочие требования к ПО. За второй квартал этого года примерно 50% ПК, купленных крупными предприятиями, были оснащены процессором Pentium с тактовой частотой 166 МГц и ниже. Как это ни удивительно, но почти 5% корпоративных клиентов приобрели машины на базе 486-го процессора.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что в ближайшее время круг покупателей компьютеров с Pentium II ограничится, скорее всего, пользователями, которым необходим высокий уровень эффективности работы профессиональных мультимедийных и графических программ, использующих операции с плавающей запятой. А клиенты, работающие с офисными приложениями общего назначения, пока ограничатся машинами «попроще». Ориентация на нишевый рынок может не обеспечить существенный рост продаж ПК на базе Pentium II, для которого необходима доступность товара для более широкого круга покупателей. Существует опасность, что сдержанный спрос со стороны первой волны покупателей приведет к затовариванию рынка вплоть до 1998 г., когда появятся соответствующие приложения и будут реализованы новые функции. Однако в настоящее время такой проблемы не стоит — спрос и предложение остаются пока в соответствии друг с другом.

А вот запасы ноутбуков продолжают оставаться на достаточно высоком уровне, хотя закупки портативных ПК существенно упростились. Сегодняшняя ситуация резко отличается от той, что была в начале года, когда дефицит высокопроизводительных ноутбуков заметно стеснял рост продаж. Одна из главных причин возникновения этой проблемы заключается в том, что некоторые поставщики второго эшелона (типа Fujitsu или Hitachi) проводят достаточно агрессивную политику по захвату рынка, выигрывая на дефиците ведущих торговых марок. Проблема излишка готовой продукции особенно остро затронула следующих производителей: Acer America Corp., AST Research Inc., Hewlett-Packard Co. и Toshiba America Information Systems Inc.

Вероятно, одной из причин переизбытка ноутбуков является также тот факт, что сборка блокнотных ПК практически не осуществляется в каналах сбыта. Свою роль здесь играет и достаточно долгий производственный цикл для ноутбуков — от разработки до выхода готовой продукции. В частности, непостоянство поставок портативных ПК побудило реселлеров сделать существенные резервные запасы готовой продукции, которая может безнадежно устареть, если рынок перейдет на ноутбуки с процессорами MMX. Мы ожидаем, что в течение III квартала поставщики проведут серьезную «раскрутку» своего товара и существенно снизят цены, а продавцы все-таки очистят свои склады от старых моделей блокнотных ПК, чтобы приготовиться к поступлениям новой продукции.

Вадим Злотников — аналитик по технологиям фирмы Sanford C. ernstein & Co.
Электронная почта 71105.36@compuserve.com .
Адрес в Интернет zvadim@bernstein.com.