О пользе напудренного парика...
Р.Г.: Я уже говорил не однажды, что в наших российских условиях в малом офисе заводить компьютер: а) нецелесообразно экономически и б) неэтично. Поясняю. Компьютер, если покупать его со всеми причиндалами, обходится примерно во столько же, что и зарплата почтенной, не слишком старой женщины, которую сократили из НИИ. А компьютер через два года все равно придется обновлять.
М.Д.: Давайте посчитаем. Минимальная заработная плата — 200 долл. За год это будет 2400 долл., так что на компьютер с некоторой периферией примерно хватит.
Р.Г.: О программном обеспечении ты ничего не сказал, видимо предположив, что человек из SOHO-бизнеса будет пользоваться ворованными программами.
М.Д.: Разумеется.
Р.Г.: Но при покупке мы эти деньги должны выложить сразу, а даме будем платить в рассрочку. И поэтому было бы интересно понять, начиная с какого уровня современного бизнеса стоит приобретать компьютер и закладывать в него делопроизводство, оставив в стороне вопросы этики.
М.Д.: Из того, что ты говоришь, я могу сделать вывод, что сегодня цена на офисный компьютер несуразна. И уважаемые фирмы Microsoft и Intel вынуждают нас вкладывать в офисный компьютер денег в пять раз больше, чем следует. Я плачу за множество функций, которыми вообще никогда не пользуюсь. Я хочу мастерскую, а меня вынуждают брать фабрику.
В.А.: Ничего нового я не скажу, констатирую очевидное: вне зависимости от того, есть секретарша или нет, компьютер в офисе должен быть. И секретарша без компьютера по сегодняшним временам не живет. Пишущая машинка — это ведь тоже некоторая сумма, и не такая уж маленькая. К тому же машинка раздражает не столько секретаршу, сколько ее начальника, который не может внести в уже отпечатанную бумагу простейшие изменения.
Р.Г.: Самый дешевый, завалявшийся на складе компьютер ХТ286 можно сейчас купить, наверное, долларов за 100. Для вопросов престижа можно даже наклеить на него наклейку «Pentium», «MMХ» или что-то в этом роде. Устаревшие программы можно с чистой совестью взять даром. Потратим еще 100 долл. на шрифты — и красивая печать нам обеспечена. И вопрос мгновенного внесения исправлений мы для себя решили.
М.Д.: Так ты вообще против компьютера или против нового компьютера?
Р.Г.: Да, я против компьютера по распоследнему слову и так далее, и так далее. А компьютер для дела, на котором можно напечатать документ и посчитать простенькую табличку — вполне приемлем.
М.Д.: Вообще-то хорошо бы определить, что такое малый бизнес. Мне вырисовывается индивидуалист, который на своем маленьком компьютере пытается вести свои дела. А ты говоришь все же о каком-то офисе.
Р.Г.: Кроме малого, я бы назвал еще и мини-бизнес, и микробизнес. А совсем крупный бизнес — это когда выстроена большая иерархия ответственности и подчиненности. Я даже однажды сказал, с какого числа сотрудников начинается крупный бизнес — 343 человек. Три уровня иерархии. Тогда микробизнес — это один человек, которому документы нужны лишь для общения с налоговой инспекцией. И в компьютере у него лежат лишь договора о сделках на сумму от 50 до 500 долл.
Предполагаю, что малый бизнес может выделить 200—300 долл. каждый месяц для поддержания работы офиса. Когда же образовалась тысяча, бизнесмен должен пустить ее в оборот, и через год эта тысяча принесет ему еще 300 или 400 долл. Я утверждаю, что компьютер верхнего уровня такому бизнесмену покупать нецелесообразно.
М.Д.: Когда образовалась тысяча, ее вовсе не пускают в оборот. Ты же все время говоришь об офисе, а если есть офис, тысяча — это ерунда. Зарплата, налог на зарплату и так далее. Так что разговор о лишней сотне здесь неуместен. Тем не менее выделять деньги на технику все равно сложно.
Р.Г.: Притворимся, что мы руководители малого офиса. Скажем, SOHO — это когда человек только-только начинает раскручиваться, и его офис состоит из него самого, его жены и одного наемного сотрудника. И попробуем понять, с какого уровня раскрутки приобретение компьютера становится целесообразным.
В.А.: Давайте не будем об уровне. Вспомним о научно-техническом прогрессе. Я современный человек, я хочу иметь нормальный компьютер, с нормальной скоростью, и об экономической выгоде этого просто смешно говорить. Никаких 286-х машин, ни с какими старыми редакторами никто домой не ставит — даже дети используют 486-е компьютеры. Я еще раз повторяю, что научно-технический прогресс остановить нельзя и, независимо от нашего желания, производители компьютерных игр создают такие игры, которые только на современные машины и можно ставить. И что же получится, дома у ребенка будет приличный компьютер, а у меня в офисе — 286-й?...
О стеклянных бусах...
Р.Г.: Человек живет недалеко от своего офиса и ездит туда на велосипеде. Почему нет? И с какого момента предпринимателю будет необходим собственный автомобиль, чтобы ездить на нем на встречи с партнерами?
В.А.: Это очень интересный вопрос, но практического смысла он не имеет, ибо человек покупает автомобиль не тогда, когда это становится экономически целесообразным, а значительно раньше.
Р.Г.: У меня был разговор с руководителем одной фирмы, который приехал на деловую встречу на стареньких «Жигулях». Его спросили: «А на чем ты на самом деле ездишь?» И когда он ответил, что это его единственное средство передвижения, на него перестали смотреть как на человека, с которым имеет смысл заключать сделку. Если руководитель фирмы не может даже в рассрочку купить себе приличный автомобиль, иметь с ним дело смысла не имеет — мелкий бизнес.
М.Д.: Мне кажется, что критический настрой Рубена связан с тем, что всякий раз, когда открываются новые компьютерные горизонты, возникает ощущение, что нас опять надули. Нам говорят, что эта машина намного быстрее и ее программное обеспечение в тысячу раз лучше. А потом предлагают новое программное обеспечение, для которого прежние машины уже устарели. И постепенно возникает недовольство. Мне говорят: купи компьютер и все будет хорошо. Но я-то прекрасно понимаю, насколько этот компьютер связан с операционной системой, со всем его домашним хозяйством, и сколько при этом нужно хлопот и мегабайт. И я уже не могу простому человеку предлагать этот компьютер, мне стыдно.
Вот с автомобилями ничего подобного не происходит. А если и происходит, то только на территории бывшего Советского Союза. В Америке никто не задается вопросом: нужен ли автомобиль? Там отношение качества автомобиля к его цене просто превышает границы необходимого. А у нас складывается неимоверная цена минимальной полезности. Уж поверьте мне, программное обеспечение, которое повышает возможности компьютера, не выдвигая новых технических требований, существует.
Р.Г.: Я с тобой вполне согласен, несмотря на бурные эмоции, ты все это верно описал.
М.Д.: Монополисты берут с нас деньги за то, что в Америке вообще дается бесплатно. Если бы современный компьютер стоил 500 долл., а программное обеспечение к нему, как и полагается, 100 долл., мы бы здесь вообще не выступали.
Р.Г.: Действительно, ведь нам во многих случаях продают не товар более высокого качества, а всякие там рюшечки и бантики. Текстовые процессоры работают не лучше, чем 5 лет назад — с точки зрения технической устойчивости.
В.А.: Ведь жил же себе нормально веселовский «Лексикон», ведь вызывался же DOS из Windows...
Р.Г.: И Microsoft ведь работал над проблемой импорта документов, созданных в старом «Лексиконе», в Windows. Наши министерства и ведомства накопили множество подобных документов.
В.А.: А мне старый «Лексикон» очень даже нравится...
Р.Г.: Я работаю в Word 5.0 под DOS, потому что у меня там все целевые функции «под пальцами». Это проблема массовой психологии малоквалифицированного пользователя. Никогда не убедить нормального среднего американского владельца автомобиля, что средство передвижения с золотыми ручками и стеклами из горного хрусталя лучше, чем машина с ровно такой же скоростью и надежностью, но с нормальными ручками.
М.Д.: Множество наших пользователей мне представляется в виде пирамиды. «Пользователи-старички», составляющие верхушку, имеют тот же компьютер, что и 5 лет назад. А «новички» покупают компьютер и не видят, что он с «золотыми ручками» и на нем установлена вся эта дрянь.
В.А.: И стекла уже хрустальные...
Р.Г.: Это все я и имел в виду, когда говорил о массовом неквалифицированном пользователе. Пока еще компьютеры внедряются в жизнь экстенсивными методами. Их продают людям, которые других компьютеров и в глаза не видели. Они вынуждают нас (верхушку пирамиды) покупать те же новые компьютеры, иначе они будут несовместимы по всяким там форматам, которые нам регулярно меняют. Когда-нибудь этот процесс должен будет прекратиться...
О подмене понятий...
М.Д.: Нет. Если два монополиста сговорились и продумали все действия на 10 лет вперед, он не остановится. Когда вышла Windows 3.1, мы еще не поняли, что она нужна для перехода от 386-х машин к 486-м. Windows 95 — для перехода к Pentium. И весь этот DOS через два года сойдет «на нет». Сейчас американская индустрия их сдерживает. Промышленники пока не покупают Windows 95 и Windows NT. А эти ребята уже наготове. Как только основная масса американских промышленников сдвинется...
Р.Г.: Да нет, пока еще очень много DOS’овских приложений. Когда же все-таки критическая масса будет достигнута — начнется диктат. И подавляющее большинство будет покупать автомобили уже с бриллиантовыми стеклами взамен хрустальных, потому что больше ничего не предлагают. И тогда уже пользователи задумаются... Меня, многоопытного пользователя, благодаря несовершенным форматам, вынуждают держать Windows и соответствующий компьютер. И вынуждают меня к этому миллионы, поставившие Windows. Но когда-то же этих новых миллионов пользователей не будет, потому что человечество растет медленнее, чем экспансия Microsoft! Тогда и пирамида перевернется, новичков будет мало.