В конце 80-х — начале 90-х годов в нашей стране была хорошо известна фирма Star Micronics, довольно успешно конкурировавшая с Epson на рынке матричных принтеров. Однако со временем пристрастия покупателей изменились, и массовый рынок завоевали струйные и лазерные модели, отодвинув матричные в область узкоспециальных применений.

Star, которая не обладала патентами на технологии, необходимые для производства струйных или лазерных принтеров, решила, что лучше «отступить на шаг назад, сделать шаг в сторону и начать снова двигаться вперед», но уже по другой дороге. В результате было практически свернуто производство матричных принтеров для ПК, а основные мощности перепрофилированы на производство печатающих устройств для нишевых рынков, в том числе для торговли. Именно POS-принтерам уделялось основное внимание на пресс-конференции, прошедшей в Москве 24 февраля.

По мнению Star и ее российских партнеров, сейчас в Москве наблюдается бурный рост и в сфере торговли, однако большинство работающих здесь компаний не может себе позволить готовые решения от IBM, Siemens Nixdorf или NCR. Именно на небольшие фирмы (5-6 расчетных мест) ориентируется Star. Для них, а точнее, для системных интеграторов, которые будут автоматизировать эти розничные фирмы, компания предлагает достаточно широкий набор устройств для печати чеков, счетов или бланков. При этом рабочее место кассира будет стоить в пределах 1,5–2 тыс. долл.

Своим основным конкурентом на российском рынке POS-устройств руководство Star считает Epson, успешно работающую в этом секторе не первый год. Тем не менее компания надеется, что сможет потеснить Epson и даже занять лидирующее положение. С этой целью предполагается, в частности, продавать принтеры дешевле аналогичных моделей Epson на 5-10%.

Продвигая свою продукцию на российском рынке, Star намерена придерживаться той же политики, что и во всем мире: в каждом регионе назначается эксклюзивный дистрибьютор (как правило, маленькая фирма, заинтересованная в реализации изделий своего старшего партнера), который станет в своем регионе «маленькой Star». Сейчас в России у компании два дистрибьютора: «Навигатор» и «Радом-К». Среди требований, которые поставщик возлагает на своих партнеров по сбыту, обязательное наличие на складе определенного количества печатающих устройств Star и запчастей к ним, обеспечение сервисного и гарантийного обслуживания.

Пока еще рано говорить о полномасштабном выходе Star Micronics на российский рынок. Большинство ее печатающих устройств должно пройти сертификацию в Ростесте (правда, как полагают представители компании, после получения европейского сертификата, ориентировочно в середине марта, эта процедура превратится в простую формальность). Некоторые трудности связаны и с тем, что по закону все устройства, выдающие чеки, должны снабжаться фискальным регистратором. Поэтому можно предположить, что наступление на рынок начнется с участия Star в выставке «Комтек’98», к тому времени будут улажены проблемы и с сертификацией.