Acer Global Press Conference - так называется ежегодная встреча руководства флагмана тайваньской индустрии ИТ с журналистами, посвященная обсуждению стратегических планов Acer. В этом году она прошла в Тайбее с 3 по 5 июня и была приурочена к состоявшейся уже в 18-й раз выставке новейших информационных и коммуникационных технологий Computex Taipei - третьей в мире по масштабам (после осенней Comdex в Лас-Вегасе и весенней CeBIT в Ганновере). Особый интерес этой встрече придавала возможность увидеть штаб-квартиру Acer, заводы компании, будущий технопарк Aspire Park и пообщаться с легендарной на Тайване да, пожалуй, и во всей Юго-Восточной Азии фигурой - председателем правления и главным управляющим Acer Group Стеном Ши. О масштабах этой личности можно судить хотя бы по цифрам - сегодня он возглавляет компанию с годовым доходом в 5,9 млрд долл., что составляет шестую часть от дохода всей тайваньской индустрии ИТ (35,784 млрд долл., более 4000 фирм-производителей). Нелишне будет напомнить, что крошечное островное государство занимает третье место в мировой индустрии ИТ, уступая лишь США и Японии.
Компьютер будущего: ХС против РС
Встреча началась с, казалось бы, не совсем подходящего для компании, сделавшей себе имя (и состояние) на производстве ПК, представления вице-президента и управляющего директора Азиатско-Тихоокеанского отделения исследовательской корпорации IDC Денниса Филбина. Дело в том, что IDC пророчит закат эры ПК и наступление эпохи так называемых устройств доступа в Интернет. Аналитики IDC полагают, что традиционные ПК уже через шесть лет будут вытеснены с рынка Интернет-терминалов такими устройствами, как телевизионные приставки, Web-телефоны, персональные цифровые секретари (PDA) и игровые приставки с коммуникационными возможностями. Конечно, речь идет только об использовании компьютеров для онлайновой работы в глобальной сети Интернет, но от масштабов этого рынка захватывает дух - ожидается, что примерно к 2010 г. число онлайновых пользователей вырастет в десять раз: с нынешних 100 млн до 1 млрд человек! А это значит, что компьютеризацией будут охвачены широчайшие слои населения, пока не затронутые распространением ПК.
Не секрет, что в области традиционных персональных систем началась полоса стагнации: скорость роста рынка заметно снизилась, цены падают, прибыли становятся все ниже, склады многих производителей забиты готовой продукцией, микросхемы памяти, жесткие диски и многое другое стали делать в таких количествах, что нанесли ущерб собственному бизнесу и т.п. А тут еще и азиатский валютный кризис, подорвавший сбыт у ряда ведущих производителей ПК (Acer - не исключение). Каков же выход?
Глава Acer настроен оптимистично и свой путь уже выбрал, предложив в декабре 1997 г. концепцию ХС - «однозадачных» компьютеров, исключительно простых в управлении и доступных по цене широким слоям населения. Буковка Х в предложенной им аббревиатуре - переменная, на ее место следует подставлять ту, которая обозначает область применения устройства. Например, детский компьютер - KC (kid’s computer), игровой - GC (game computer), учебный - EC (education computer).
Может показаться, что эта затея с ХС - частная задача, решение которой относится к отдаленному будущему. Ведь за прошедшие с момента ее объявления полгода Acer так и не выпустила ни одного такого компьютера. Но если присмотреться повнимательней, то становится ясно, что идея Стена Ши гораздо глубже, масштабнее и сложнее. В первую очередь, она задевает интересы альянса Wintel, которому, по словам г-на Ши, достается львиная доля прибыли на сегодняшнем рынке ПК. На фоне наметившегося его упадка такое положение дел все меньше устраивает других игроков. Глава Acer - сторонник эволюционного пути, он против кардинальных перемен, например, ему не нравится концепция NC. Хотя существующие процессоры Intel и ОС Windows (даже Windows CE) слишком мощные и не совсем подходят для ХС, первые модели этих устройств вполне могут быть основаны на хорошо проработанной платформе Wintel, считает он. Но по мере их распространения ситуация должна измениться в пользу специально разработанных для этих новых компьютеров аппаратных и программных средств. Поэтому сегодня г-н Ши видит своей целью не столько выпуск конкретных ХС, сколько объединение под знаменами этой концепции многочисленных производителей, которым Acer готова лицензировать свои технологии, продавать компоненты или даже выполнять их ОЕМ-заказы. Нерешительность компании с ХС - лишь внешняя. На самом деле в ее подразделениях идет активная работа над высокоинтегрированным процессором и упрощенным пользовательским интерфейсом для однозадачного компьютера. Когда рынок таких устройств действительно начнет быстро расти, Acer будет готова к этому лучше других.
Кроме того, успех концепции ХС должен вдохнуть живительную силу в другие сферы бизнеса Acer. Так, вице-президент Acer Peripherials Джозеф Ханг не скрывает, что связывает с распространением ХС резкий рост спроса на дисплеи и другие периферийные устройства, производимые его компанией. «В первом полугодии цены на мониторы упали примерно на 25%, тогда как в прошлые годы они снижались на 10-15% в год. Мы надеемся, что с выпуском дешевых ПК (в частности, ХС) спрос на мониторы увеличится», - сказал он.
Аналогичного мнения придерживается и Алекс Ченг, президент Acer Semiconductor Manufacturing (бывшая TI-Acer). Acer вообще очень решительно настроена на расширение бизнеса в области полупроводников: в планах на ближайшие годы - строительство нового завода в тайваньском Aspire Park.
Brandname хорошо, но и ОЕМ-производство неплохо
Конечно, идея Стена Ши относительно ХС вовсе не отрицает развитие рынка традиционных ПК, где Acer уже вышла на третье место в мире по производству и на седьмое - по поставкам машин под своей торговой маркой. По словам г-на Ши, в этой сфере сегодня главное - продвижение собственной торговой марки, снижение себестоимости производства и повышение наукоемкости продуктов.
Продвижение торговой марки - дело дорогостоящее. Так, Acer пока не смогла окупить программу ее раскрутки на американском рынке, но Стен Ши настроен ее продолжать. Последние шаги Acer в Европе - покупка производственных мощностей и проектно-исследовательских подразделений Siemens Nixdorf в Германии - говорят об экспансии компании в этом регионе. Не исключено, что поставки разрабатываемой и производимой здесь продукции Acer под маркой Siemens - дело временное. Лидер тайваньской компании честолюбив, но начисто лишен снобизма, проповедуя гибкий подход: «поставки машин под своей торговой маркой - хорошо, ОЕМ-поставки - очень хорошо».
Что касается снижения себестоимости, то и здесь компания старается использовать все доступные ресурсы. Значительная часть продукции изготавливается не на Тайване, где довольно высок уровень заработной платы и исключительно дорога земля, а в других странах Юго-Восточной Азии (Филиппины, Индонезия, КНР, Малайзия и др.). На свои тайваньские заводы компания приглашает филиппинских рабочих, которым можно платить меньше, чем своим, но все же больше, чем они получили бы на родине (тайваньское правительство жестко следит за выплатой установленной государством минимальной зарплаты). Отработав два года на Тайване (это максимальный срок, также регламентированный государством), обученные и накопившие опыт рабочие направляются на заводы Acer домой, на Филиппины.
Другой путь снижения себестоимости - выпуск собственных комплектующих, вплоть до полупроводников, а также ПО, в первую очередь, встраиваемого, например BIOS.
Производить ПК, а зарабатывать на ПО
Производство ПО - одна из приоритетных задач для Acer. По словам Стена Ши, компания не собирается конкурировать с американскими и европейскими софтверными гигантами, однако намерена получать к 2010 г. шестую часть своих доходов и треть прибыли от продаж ПО. «В ближайшие 10 лет производство ПК будет по-прежнему приносить нам более 50% дохода, но его доля в прибыли составит лишь 1/7. Возьмите ПО - низкая стоимость производства, большая доля интеллектуальной составляющей, высокая прибыль, отсутствие избыточных складских запасов», - сказал он.
В развитие сравнительно слабой на Тайване индустрии ПО (объем его выпуска местными фирмами в 1997 г. достиг «лишь» 1,92 млрд долл.) будут реинвестированы значительные средства Acer. Так, уже после окончания тайваньского пресс-тура пришло сообщение агентства Nikkei, что компания вместе с японской Nippon Investment Finance, тайваньскими Chiao Tung Bank и Taiwan Semiconductor Manufacturing и другими партнерами основали первую на острове инвестиционную фирму Hontung Venture Capital, специализирующуюся на развитии отрасли ПО. Рисковый капитал размером более 44 млн долл. предназначен для инвестиций в софтверные проекты в Северной Америке и Израиле и для поддержки тайваньских производителей.
Другой проект в этой области Acer планирует развернуть в строящемся в 40 км от Тайбея технопарке Aspire Park. Создание парка возглавляет Кэролайн Ши, жена и соратник Стена Ши. Инвестиции в проектно-исследовательские институты и производственные предприятия Aspire Park составят впечатляющую сумму - 8 млрд долл. По словам г-жи Ши, окупить затраты компания рассчитывает за 10 лет. На территории парка будет построен специальный инновационный центр - Creation & Innovation Center, куда Acer намерена приглашать талантливую молодежь со всего мира, предоставляя ей возможность работать и даже создавать собственные компании. Но Aspire Park - это нечто большее, чем просто технопарк. Он задуман как модель нового для Тайваня, да и всей Азии, образа жизни. Именно здесь состоятельные сотрудники компании и все желающие смогут приобрести дома-коттеджи с садиками (цена от 300 тыс. долл.) - воплощение азиатской мечты. Здесь должна реализоваться и еще одна мечта 54-летнего Стена Ши - передать молодежи накопленный жизненный опыт. Поэтому, в частности, в парке строится институт «повышения квалификации» (Acer Institute of Experience-Sharing), в котором г-н Ши, уйдя в отставку, будет читать лекции. Говорят, что это может произойти в ближайшие годы, однако верится с трудом.
В семье, как в семье
Acer уже давно превратилась в группу самостоятельных компаний. О Стене Ши говорят как о человеке, подготовившем сотню главных управляющих. Сам он говорит, что намерен воспитать еще двести. Безусловно, интересно, каким образом строятся взаимоотношения в группе компаний, во многом связанных единым бизнесом, но денежки считающих, как говорится, врозь. Некоторые сведения об этом можно получить из следующего диалога.
Вопрос: На презентации было заявлено, что только 20% продукции Acer Peripherials устанавливается в ПК Acer или поставляется вместе с ними. Означает ли это, что ее производится гораздо больше, чем может потребить компьютерное подразделение компании, или они предпочитают покупать периферию других фирм?
Джозеф Ханг: То, что только 20% нашей продукции поставляется с компьютерами Acer, объясняется количеством выпускаемых компанией ПК. Это вовсе не означает, что Acer предпочитает покупать компоненты других производителей, а говорит о том, что мы строим свой бизнес на основе конкурентоспособности на открытом рынке. Сегодня периферийных устройств под маркой Acer выпускается в три раза больше, чем ПК под маркой Acer. Получается, что наша периферия в три раза популярнее наших компьютеров.
Йорк Чен, управляющий директор Acer Computer International (Сингапур): Acer все больше расширяет свой бизнес, и мы стремимся к минимальной зависимости между компаниями в Acer Group. Они в значительной степени принадлежат работникам, их акции котируются на ряде региональных фондовых бирж. По замыслу Стена Ши все выпускаемые ими продукты обязательно должны быть конкурентоспособны на мировом рынке, а входящие в группу компании вправе сами решать, у кого им приобретать компоненты или периферийные устройства.
Джордж Хуанг, старший вице-президент и «координатор» (corporate general controller) Acer Group: «Координировать взаимоотношения между нашими компаниями - совсем непростое дело. Три недели в месяц я провожу в разъездах по всему миру».
«Россия? Да, работаем...»
Конечно, рассказать обо всем увиденном и услышанном на Тайване невозможно. Часть моих впечатлений о выставке Computex’98 опубликована в PC Week/RE, № 23, 24/1998. Но еще кое-что рассказать все же следует. Речь идет об отношении Acer к российскому компьютерному рынку. Я не стал терзать г-на Ши вопросами по этому поводу, а предпочел расспросить его о глобальных вещах. Короткий разговор о России состоялся с Саймоном Лином, президентом и главным управляющим Acer Information Products Group, и Йорком Ченом, курирующим из Сингапура операции компании в нашей стране. Вот его содержание:
Вопрос: Каковы планы Acer в отношении России? Нет ли у компании намерения организовать здесь сборочное производство?
Йорк Чен: Российский рынок - уникальный. Здесь отсутствует законодательная поддержка инвестиций, что делает работу исключительно сложной. Поэтому мы пошли путем организации поставок с завода в финском городе Лааппенранта. Возможно, в будущем часть продукции Acer будет поставляться в Россию с бывшего завода Siemens Nixdorf в Аугсбурге (Германия).
Саймон Лин: Сейчас мы не рассматриваем возможность организации сборки в России. С другой стороны, чтобы успешно конкурировать на местном рынке, надо на нем активно присутствовать, в частности, заниматься локальной сборкой. Возьмите, к примеру, развитие событий на китайском рынке. Несмотря на то, что Китай расположен к нам ближе, чем любая другая страна, из-за большого числа проблем мы лишь совсем недавно начали строительство там завода по выпуску ПК. Поэтому в России мы будем действовать постепенно, не спеша, чтобы оправдать инвестиции и снизить до минимума риск их потери.
Йорк Чен: Возможно, для России лучше всего подойдет «компонентный» подход. Насколько мне известно, в вашей стране существует некоторый спрос на компьютеры местной сборки для государственных структур и спецслужб. Поэтому мы уже обсуждали возможность поставки наших компонентов, на основе которых в России будут собираться ПК под местными марками.