Всеобщая радость по поводу давно ожидаемого запуска компанией «Бука» на российский рынок компьютерной игры «Вангеры» слегка омрачилась некоторыми высказываниями знатоков по поводу состояния российского рынка компьютерных игр вообще.
С одной стороны, когда «исконно русская команда» (имеется в виду калининградская компания K-D Lab) предлагает стильный «культовый» продукт, рассчитанный на широкие массы игроков в «блестящей самобытной реализации», можно только радоваться (несколько пугает только текст пресс-релиза, приведенный в кавычках). Действительно, «Бука» и K-D Lab предложили «большую игру», которая разворачивается в тщательно проработанной игровой вселенной. При разработке использовались собственные технологии. Команда K-D Lab представляла свои проекты на Западе, в частности на выставке CTS в Великобритании ее заметили. «Бука» заключила контракт с известным издателем игр Interactive Magic, по которому права на распространение игры во всем мире (кроме России) предоставляются последней. В России же первый тираж - 3 тыс., а в первый день продаж разошлось 1000 коробок, так что президент компании «Бука» Игорь Устинов надеется на успех. В ближайшее время планируется допечатка тиража до 10 тыс. экз.
И тем не менее в разговорах специалистов и по поводу игры, и состояния рынка не чувствовалось уверенности в будущем. Еще в прошлом году в секторе мультимедиа ждали осеннего бума. Говорили о большом числе неожиданно возникших команд, которые выкинут на рынок новые игры, о необыкновенном успехе давно ожидаемых разработок известных российских фирм. «Паркан» от «Никиты» довольно быстро занял ведущие позиции в списке самых уважаемых российских проектов. И никакого особого бума не состоялось. Разработчики и издатели сетуют на пиратов, но не в состоянии что-либо изменить.
Игорь Устинов возлагает надежды на организацию специализированной выставки «Компьютерные игры», где и пользователи увидели бы лучшие отечественные и адаптированные версии, и издатели смогли бы поискать новых разработчиков. В качестве возможного организатора выставки назвали бессменного шефа фестиваля «Аниграф» Елену Лавренко. Но она отнеслась к идее выставки скептически, заявив, что «рынок поугас». При этом она сослалась на Евгения Ломко («Никита»), который полагает, что сейчас организовывать подобную выставку преждевременно: пользователи смотрят на прилавки магазинов и читают специальные журналы, а специалистам лучше общаться на семинарах.
И все сводится к одному - на рынке крутится совсем немного денег (говорят о 3 млн. долл. в год). По-настоящему деловой и действенной специализированная выставка компьютерных игр может стать только в случае присутствия на ней крупнейших мировых разработчиков и издателей. Ради столь «неденежного» рынка они вряд ли приедут. У многих из них для работы здесь выбраны совсем иные пути. Игр, изначально предназначенных для отечественного и мирового рынка, немного, и их названия громко звучат на презентациях и семинарах. В то же время существуют российские команды, работающие исключительно с западными издателями и даже не пытающиеся реализовать свою продукцию в России.
Тем не менее Игорь Устинов надеется на лучшее - т. е., как обычно, на успешные осенние продажи. По его словам, рынок, несмотря ни на что, растет. Так, если в прошлом году на разработку большой сценарной игры выделяли около 1 млн. долл., то в этом году - 1 млн. 300 тыс. долл. Издатели постоянно ищут новых перспективных разработчиков. Сотрудничество с K-D Lab считают успешным.
Об истории взаимоотношений этих компаний стоит поговорить подробнее. Они познакомились на выставке «Аниграф» в 1996 г. К этому моменту у K-D Lab (команды выпускников Калининградского университета, начавших серьезные разработки в 1995 г.) уже было в запасе несколько собственных игр, в частности Biprolex+, Brainy, MOBL, завоевавших призы и звания на международных конкурсах. Идея проекта «Вангеры» и первоначальные результаты работы в этом направлении показались специалистам компании «Бука» интересными. Контракт был заключен в декабре 1996 г., причем поначалу казалось, что есть возможность полностью завершить проект за шесть месяцев. Но контракт пришлось продлевать, откладывалось и представление игры на западном и отечественном рынках, так как тестирование проводили долго и тщательно. Поэтому только в июле 1998 г. игра появилась в окончательном варианте. По контракту «Бука» финансировала разработку (до знакомства с московским издательством K-D Lab жила на собственные средства, полученные, в частности, от торговли канцтоварами). Прибыль от продаж игры фирма-разработчик и фирма-издатель собираются делить поровну.
Создатели проекта, честно говоря, очень опасаются, что российский рынок плохо примет игру: по их мнению, она «может прийтись не по вкусу консервативным потребителям».
Предполагаемая оптовая цена в Англии - 19 фунтов, 60 марок в Германии и 19 долл. - в остальных странах. Поэтому, простив авторам высокопарные фразы о проекте, будем надеяться, что вангеры, разумные существа, бесстрашно путешествующие по заброшенным мирам, пробьются на российский и западный рынки.