Наша газета уже обращалась к теме кризиса в отечественном компьютерном бизнесе (см. CRN/RE № 11, «Между ожиданиями и реальностью). Тогда большинство компаний, действующих в различных секторах рынка, отметили существенное ухудшение конъюнктуры весной, но многие рассчитывали на подъем летом. Очередной опрос CRN/RE, проведенный 21-23 июля, должен был определить, сбылись ли их надежды. Оказалось, что некоторые компании почти не почувствовали спада.

Сколько?

Предыдущий опрос игроков российского компьютерного рынка показал, что торговцы мониторами ощутили резкое снижение продаж по сравнению с началом года и даже с прошлым летом. Однако мнения относительно величины спада разделились. Если одни (например, московская «Элст» и одна крупная дистрибьюторская компания) рассматривают его как обычные колебания, не выходящие за пределы сезонных, то другие воспринимали ситуацию на рынке как близкую к кризисной.

Оценки снижения продаж по сравнению с началом года в целом не изменились - 10-30% (этот ответ выбрали более 60% опрошенных), причем довольно большая часть оценивает спад даже в 25-30%. Эта оценка почти совпадает с данными IDC, согласно которым за II квартал в России было продано ПК на 22% меньше, чем за тот же период 1997 г. Несколько компаний сообщили, что оборот вырос «на 10% или менее», но, как отметил представитель одной из них, при этом произошло существенное снижение доходности: хотя число проданных единиц товара увеличилось примерно на 20%, в денежном выражении рост был незначительным. Ряд средних компаний, в основном региональных, оценили спад в 50% (такой ответ дали около 20%), а на вопрос о том, что сейчас хорошо продается, прозвучала и такая фраза: «не надо говорить в доме повешенного о веревке».

Особняком стоят оценки рыночной ситуации, которые дают представители западных фирм. Несмотря на то что российские партнеры констатировали реальный спад продаж, западные компании, работающие на нашем рынке, говорят лишь о «замедлении роста» или о том, что «рост оборота ниже запланированного». Такое мнение было высказано, в частности, высокопоставленными сотрудниками представительств Compaq и Oki. После общения с руководителями московских, петербургских, новосибирских компаний приятной музыкой звучат слова Сергея Тарасова, директора по маркетингу российского представительства Sun: «Для меня разговор о кризисе - это разговор о потустороннем явлении. Мы следим за своими оборотами и прибылями. И если посмотреть на график, то на нем никакого кризиса не видно». По его словам, показатели этого года шли по гладко возрастающей кривой, и хотя в представительстве слышали, что у клиентов возникли проблемы, на бизнесе Sun это никак не отразилось.

Если же вернуться к российским компаниям, то можно предположить, что наиболее спокойно перенесли колебания конъюнктуры крупные холдинговые структуры, например R-Style. По словам вице-президента и генерального директора Василия Васина, у его фирмы объем продаж не снижался. «Мы - достаточно диверсифицированная компания, у нас существует несколько направлений, динамика рынка которых кардинально различается. Поэтому когда по одному направлению объем продаж упал, другое его поддержало».

Кто?

Далеко не все признали снижение объемов продаж в собственном секторе. Всего 30% респондентов посчитали, что последний экономический кризис существенно затронул их бизнес. Заметим, что состав опрашиваемых был самый разнообразный. В связи с этим результаты опроса не всегда соответствуют комментариям представителей компаний. Например, хотя среди наиболее пострадавших секторов часто называлась системная интеграция (60%), сами интеграторы, как правило, утверждают, что они серьезных проблем не испытывают. Так, президент компании «Анкей» Игорь Крохин, признавая, что кризис еще не завершился, сообщил, что по сравнению с прошлым годом наблюдается даже некоторое увеличение оборота, хотя оно и меньше планируемого. Директор по маркетингу Merisel (эта компания большое внимание уделяет проектной дистрибуции) Марина Никитина заявила, что «в меньшей степени мы почувствовали спад у системных интеграторов».

Однако, если судить по результатам экспертных оценок снижения продаж конкретных товаров, можно сделать вывод, что многие крупные проекты были, в лучшем случае, отложены на некоторое время (это подтверждается и реальными фактами). Абсолютное большинство назвало ПК brandname как товар, по которому был наибольший спад, а, как известно, львиная доля таких компьютеров идет именно в этот сектор («Компьютеры brandname не покупает никто, кроме проектировщиков для госструктур», - отметила Ольга Наумова, директор по маркетингу «Дилайн»). Снижение объемов продаж сетевого оборудования «заняло» 4-е место и было признано лишь «умеренным».

Как бы то ни было в действительности, представители различных компаний отметили, что интеграторы серьезно пострадали из-за задержек оплаты контрактов. «Что касается правительственного кризиса, то его чувствуют в первую очередь люди, не получающие денег за свои проекты, - те, кто подписывал их в результате тендеров, а денег так и не увидел», - заявила Ольга Наумова и добавила, что очень сильно смена правительства отразится на системных интеграторах, которые «сидят» на корпоративных деньгах. Существование проблемы неплатежей признал и Игорь Крохин.

В целом, по мнению респондентов, наиболее пострадали поставщики ПК - как зарубежные, так и отечественные - по 5-балльной шкале спад их продаж составил 4,14 и 3,6 соответственно. На третьем месте оказались мониторы (3,3). «Среди наших партнеров есть компании, занимающиеся сборкой. Они работают с нами по мониторам, по легким принтерам - у них снижение оборотов очевидно. И это подтверждается не только результатами работы с нами, но и их собственными признаниями», - сказала Марина Никитина, уточнив, что в первую очередь пострадали небольшие компании, не имеющие постоянного бизнеса в корпоративных структурах и ориентирующиеся на розничный сектор.

Иного мнения придерживается директор по маркетингу компании «Ланк» Владимир Бронников (в этот холдинг входит сеть розничной торговли «Ланк-Маркет» и фирма «Ланк-Мультимедиа», также занимающаяся розницей). По его словам (разговор состоялся в конце июня), розница, как это ни странно, держится неплохо, несмотря на то, что покупательная способность населения по объективным причинам должна была бы снизиться. С руководителем «Ланк» согласны и многие реселлеры, которые считают, что наибольший спад испытал корпоративный рынок - такой ответ дали более 80%.

Как долго?

Хотя в июле еще нельзя было утверждать, что кризис спроса преодолен, многие компании почувствовали оживление рынка. По словам Дмитрия Комягина, директора по развитию OCS, государственные заказчики или уже получили бюджетные деньги, или поверили, что они скоро появятся. В связи с этим первые две недели месяца были «очень хорошими», и он обещал стать едва ли не лучшим за год. Марина Никитина согласна с коллегой: «По моему мнению, с 20-х чисел июня ситуация постепенно нормализуется. Не так быстро, как хотелось бы, но определенный подъем есть». Сколь долго он продлится, сказать трудно, но сейчас обстановка явно улучшилась, и июль в целом был неплохим месяцем, особенно если сравнивать с маем и первой половиной июня, на которые, по ее словам, пришлось самое тяжелое время.

Тем не менее большинству опрошенных оставалось только радоваться успехам конкурентов и надеяться, что в сентябре ситуация резко улучшится. Примерно 65% респондентов сообщили, что в июле положение ухудшилось по сравнению с предыдущим месяцем, 10% считают, что не изменилось. Тем не менее на вопрос, ожидается ли в начале осени рост продаж, 90% всех опрошенных ответили утвердительно. Все уверены, что снижение объемов продаж вызвано не уменьшением спроса на компьютерную технику, а недостатком денег, поэтому затишье весной и летом, вполне вероятно, сменится всплеском покупательной активности осенью. #