Ежегодный форум SAP, прошедший в конце июня в Москве, стал отражением масштабной и разнообразной деятельности компании в России. Форум — часть глобального SAP World Tour, который проходит в 80 городах 50 стран мира. Московский форум посетили более полутора тысяч человек.

С одной стороны — мероприятие вполне традиционное, формат которого сложился и стал привычным. После стратегических докладов руководителей начали работу отраслевые секции, были прочитаны десятки клиентских докладов об успешных внедрениях, прошла выставка партнерских решений. И среди клиентов, и среди партнеров — множество давно и хорошо знакомых лиц с проектами, которые идут годами и о ходе которых докладывается на всех крупных конференциях вендора.

С другой стороны — время вносит коррективы, и SAP СНГ по-новому расставляет акценты, смещает приоритеты, появляются новые темы и направления.

Одно из изменений очень просто описать, но сложно реализовать: SAP — это не только ERP, это широкий набор программных средств, в котором бизнес любого размера найдет что-то полезное. До последнего времени в России вендор позиционировал себя прежде всего как поставщика ERP-системы и в значительно меньшей степени (после 2007 г.) — как поставщика интеграционной платформы. В 2008 г. началось активное продвижение BI-продуктов, теперь стали больше говорить и о других программных средствах, которых у SAP AG действительно сотни, и многие в России практически неизвестны, например средства корпоративного обучения.

Проектам на Business Objects было уделено много внимания практически во всех отраслевых секциях, причем речь шла не только и не столько об использовании этого продукта в качестве дополнения к развернутой ERP, но и как о самостоятельном продукте, действующем в гетерогенном программном окружении. Активно обсуждалось и применение CRM, особенно — в финансовой сфере, розничной торговле и даже в добывающих отраслях. Несколько докладов были посвящены управлению имуществом, паспортизации оборудования и управлению активами. Уже как минимум два года и SAP, и другие крупные вендоры пытались привлечь внимание клиентов именно к этому направлению, и вот появились первые результаты, в основном как ответ на ужесточившиеся экономические условия и необходимость повышать эффективность управления.

Несколько клиентских докладов были посвящены актуальным и нетривиальным темам: управление портфелем проектов, интеграция ERP- и PDM-систем («Ижорские Заводы»), задачи автоматизации процессов прогнозирования и учета загрязнений окружающей среды. Создание электронных архивов, организация хранилищ документов, управление персональными данными сотрудников, и шире — управление корпоративным контентом в целом — еще одно направление, обсуждавшееся на форуме.

Отдельный тренд — смещение отраслевых акцентов. Госсектор и энергетика выходят на первый план. При работе с госзаказчком важно не упускать из виду политический момент. «Инвестиции в решения SAP способны дать необходимый импульс для модернизации российской экономики и ее развития по инновационному пути», — отмечает Владислав Мартынов, генеральный директор SAP СНГ. Показательны были темы докладов клиентов из госорганизаций: создание портала государственных услуг в области, управление госимуществом региона, решение для медицинских учреждений региона. Это именно те «горячие точки», не все, разумеется, где в госсекторе явно востребовано применение ИТ, и те направления, по которым, с высокой вероятностью, реально получать финансирование в рамках уже принятых программ информатизации.

Если сбудется прогноз...

На форуме прозвучал доклад Айдана Манктелова, эксперта британского журнала The Economist и редактора Economist Intelligence Unit. Из доклада следует, что, во-первых, Россия тратит на ИТ-услуги чуть более 1% ВВП. Это меньше не только показателей развитых стран, но и Индии, Китая и Бразилии.

В рейтинге «готовность к информатизации» наша страна заняла 59 место из 70, причем один из критериев, по которому Россия получила очень низкие оценки, — «политика и стратегия государства».

Аналитики Economist Intelligence Unit считают, что на таком печальном фоне рост расходов на информатизацию неизбежен. Причем рост настолько резкий, что впору вспомнить начало девяностых годов.

По прогнозам, к 2014 г. рынок ИТ в стране вырастет вдвое (ежегодный прирост — более 18%), Россия оставит позади и США, и Германию, и Китай — по темпам роста, конечно. В докладе была сделана оговорка: «частично такие темпы отражают низкий начальный уровень и импульс 2009 г.».

О необходимости развивать новые направления, строить новые рынки рядом с основным говорил и Владислав Мартынов. Это напрямую коснется и партнерской экосистемы. Партнерская политика, отмечает Мартынов, подверглась существенному пересмотру в последние полгода, она, как считает он, стала «более дружелюбной». Вендору нужен рост квалификации и числа партнеров, в том числе в регионах, и по новым программным продуктам. В этом году, сообщил Мартынов, SAP СНГ инвестирует в партнерскую экосистему, в первую очередь в маркетинг, около миллиона евро.

На форуме обсуждались два особо актуальных и необычных для SAP направления: «облака» и социальные сети. В движении к «облачным» вычислениям компания выбрала несколько «ниш» развития — приложения CRM и HRM, которые SAP планирует предоставлять «по требованию», ERP-система для быстроразвивающихся компаний Business ByDesign и поддержка «облачных» операций крупных компаний, требующая высокой производительности и надежности. SAP видит для себя серьезные возможности в сфере «облачных» вычислений, в том числе в области поддержки «облачных» операций в крупных компаниях. Что касается социальных сетей, то оказывается, SAP уже сейчас предлагает решения для использования twitter, facebook, разнообразных блогов в качестве дополнительного средства коммуникации с клиентом. Открывается блог SAP CIS, посвященный SAP CRM, куда приглашаются все интересующиеся решениями вендора. Жаль, что нет пока API к «Одноклассникам» и «Вконтакте», однако, как обычно бывает с локализацией, это уже дело партнеров.

Но такая интеграция — пока еще экзотика. Намного ближе к реалиям бизнеса оказались материалы, врученные участникам форума. Кроме обычных рекламных буклетов и информации о компании и ее партнерах там были приведены краткие и конкретные данные об экономической эффективности внедрений продуктов SAP, причем исключительно в средних и средне-крупных компаниях реального сектора, и именно в российских. Сообщения типа «производитель стеклотары сократил сроки закрытия отчетного периода на 50%» или «завод сэкономил 440 тонн металла за первый год применения системы» выглядели как нельзя более убедительно.