Деятельность корпорации Microsoft давно уже оказывает влияние не только на мировой ИТ-рынок, но и на мировую экономику в целом, на темпы развития многих стран. Каковы главные приоритеты компании, по какому пути пойдет развитие ИТ-рынка и индустрии ПО? На эти и другие вопросы первого заместителя главного редактора CRN/RE Константина Геращенко отвечал президент ООО «Майкрософт Рус» Николай Прянишников.
CRN/RE: Как вы оцениваете перспективы развития рынка ПО и всего ИТ-рынка в обозримом будущем?
Николай Прянишников: Общая и самая главная тенденция — рост мирового рынка ИТ. Несмотря ни на какие экономические потрясения, доля и значимость ИТ в жизни компаний и в частной жизни будут увеличиваться. Этот процесс не остановить. Постоянно увеличиваются объемы данных, с которыми всем нам приходится иметь дело, устройства становятся все компактнее и удобнее. А значит, с каждым днем расширяются наши возможности.
Что касается российского ИТ-рынка, здесь специалисты Microsoft и независимые аналитики едины в своем мнении: российский рынок, несмотря на проблемы в мире и экономике страны, имеет большой потенциал и будет демонстрировать высокие темпы роста. По многим параметрам наш ИТ-рынок, к сожалению, заметно отстает от рынков развитых государств. Например, в Америке на тысячу человек приходится 960 компьютеров, в Европе — около 800, а у нас только 240. То же можно сказать и об уровне развития ИТ-инфраструктуры. Крупные российские компании внедряют или уже внедрили электронный документооборот, автоматизировали бизнес-процессы. Но огромное число малых и средних фирм до сих пор не используют такие решения в своей работе.
Надо отметить, что потенциал российского ИТ-рынка не может быть реализован без активных действий его игроков и заказчиков. Думаю, что экономическая ситуация подтолкнет клиентов к более решительным шагам. Во время кризиса руководители многих фирм поняли, что благодаря инвестициям в ИТ они могут повысить эффективность работы своей компании, увеличить продажи, улучшить взаимодействие с партнерами и клиентами, оптимизировать затраты, повысить производительность труда сотрудников. Понятно, что такие предприятия окажутся более успешными. Но есть фирмы, где преобладают консервативные взгляды. Они идут по пути сокращения ИТ-бюджетов, замораживания инвестиций. На мой взгляд, им будет довольно сложно работать в дальнейшем.
CRN/RE: Какими будут стратегические направления развития индустрии ПО?
Н. П.: Одна из главных тенденций наших дней — рост интереса и внимания к «облачным» вычислениям. Это весьма перспективный путь для большого числа компаний, поскольку «облачные» вычисления и сервисы позволяют участникам рынка быть более эффективными и гибкими в использовании ИТ. Немаловажный в наши дни фактор — снижение первоначальных инвестиций. Любая фирма может получить из «облака» нужный ей набор программных средств и сервисов и платить за это весьма умеренную абонентскую плату. При необходимости перечень используемых ПО и услуг может быть быстро расширен.
Развитию рынка «облачных» вычислений в Microsoft уделяют особое внимание. В наших планах — стать лидером в данной сфере. Поэтому уже сейчас мы выпускаем многие продукты в двух вариантах: клиент может купить ПО и установить его на своем ПК, а может получить его в «облаке» в виде услуги. Должен подчеркнуть, что речь идет практически о любых приложениях Microsoft, вплоть до самой платформы. Например, наша «облачная» ОС Windows Azure позволяет разрабатывать приложения для «облака», и мы начинаем активно работать с российскими разработчиками, чтобы объяснять им, что же это такое, показывать, и мотивировать их использовать нашу платформу для написания своих приложений.
Другая важная тенденция — возможность использования в повседневной жизни различных устройств с единым интерфейсом. В частности, я имею в виду нашу сравнительно новую концепцию «трех экранов». Это телефон, компьютер и телевизор. Здесь ключевыми моментами являются единообразие управления различными устройствами, общий и удобный интерфейс. Концепция «трех экранов» хорошо дополняется «облачными» вычислениями. Например, пользователь, находясь вне офиса, может начать работу с мобильным приложением на телефоне, далее, уже в офисе, не прерывая работы, запустить это же приложение на компьютере. При этом он будет иметь единый интерфейс, а поддержка всех приложений и их переключение с устройства на устройство, вне зависимости от того, где находится человек, обеспечиваются благодаря единой платформе.
Таким образом, очень скоро мы получим и новое качество жизни, и новое качество работы, гарантирующее более высокую производительность.
Еще один объективный тренд — снижение стоимости решений и ПО при одновременном росте их функциональных возможностей. Microsoft и другие производители продолжают вкладывать средства в развитие технологий, которые повышают эффективность бизнеса и снижают затраты клиентов. Уже сегодня благодаря широкому набору решений, в том числе программных, компании получают заметную экономию за счет сокращения числа командировок.
Нельзя не упомянуть и технологии виртуализации. Совсем недавно компании были вынуждены закупать большое количество серверов, строить у себя мощную электрическую сеть. Сейчас, благодаря виртуализации, жизнь предприятий стала намного легче. Меньше требуется серверов, меньше помещений, меньше расход электроэнергии. И все это достигается без каких-либо дополнительных затрат.
CRN/RE: Каковы главные приоритеты Microsoft в области развития технологий и в сфере маркетинга?
Н. П.: Как разработчик передовых решений, Microsoft уделяет первостепенное внимание научно-исследовательским работам. Наши инвестиции в R&D были и остаются одними из самых больших в мире ИТ. Сейчас мы тратим на исследования 9,5 млрд. долл. в год. В то же время мы покупаем компании, которые преуспели в отдельных высокотехнологичных нишах, интересных Microsoft. Таким образом, у нас постоянно имеется лучшая в отрасли база для создания самых современных продуктов. Основные принципы, которым мы всегда следуем, — обеспечить интеграцию всех наших программ, сделать новые решения более эффективными, позволяющими пользователям сокращать затраты.
Говоря о нашей маркетинговой политике, хочу отметить, что в России сложилась уникальная ситуация. Здесь интересы страны и интересы нашей компании совпадают. Россия должна идти по пути модернизации экономики, повышения производительности труда, повышения эффективности работы всех предприятий. Достаточно привести лишь одну цифру — производительность труда в России составляет 26% от американской. Это очень мало, чтобы быть конкурентоспособным игроком на мировой арене, и здесь могут помочь ИТ. Поэтому мы намерены в России активно расти и развиваться. Фундамент для роста уже есть. Microsoft давно наладила хорошие связи с регионами, сейчас в России работает 58 региональных офисов и представительств. Наши люди находятся в постоянном контакте с игроками канала сбыта, клиентами, региональными администрациями. Важное направление нашей деятельности — партнерство с государственными организациями и региональными правительствами. Здесь мы уже реализуем ряд проектов, призванных содействовать развитию инновационной экономики, использованию ИТ в жизни людей и компаний.
Большие резервы я вижу в области развития онлайн-сервисов и в работе с торговыми сетями.
CRN/RE: Все более популярными становятся продукты с открытым кодом, бесплатное ПО, модель SaaS. Как это влияет на стратегию компании, обострит ли конкурентную борьбу?
Н. П.: Разнообразные модели будут сосуществовать. Это нормально. И между ними нет противоречий. Например, Microsoft создает как коммерческие приложения, так и бесплатные продукты, как продукты на базе закрытого кода, так и открытого.
ПО с открытым кодом уже заняло свою нишу на рынке. Но пользователи столкнулись с тем, что это ПО, которое многие считают бесплатным, — отнюдь не дешевое удовольствие. Появляются платежи за подписку, системы надо обслуживать, а для этого требуется обучить персонал. Разумеется, популярность таких продуктов будет расти, но этот рост имеет свои границы. Как показывают расчеты, полная стоимость владения бесплатными продуктами довольно высока. К тому же любой компании важно, чтобы был надежный поставщик, несущий ответственность за свой продукт, за его поддержку и развитие.
Мы постоянно увеличиваем инвестиции в создание продуктов, и это повышает нашу конкурентоспособность. Эта модель работает. Я чувствую, что мне стало проще предлагать клиентам наши новые продукты. Например, Windows 7 оказалась очень популярной, спрос на нее больше, чем на Windows Vista. Популярен также и новый Microsoft Office 2010. Продажи превосходят наши ожидания.
CRN/RE: Что вы можете сказать о конкуренции в таких областях, как СУБД, ERP-системы, мобильные ОС?
Н. П.: Мы рады наличию сильных конкурентов. Они заставляют нас быть в тонусе, не расслабляться, генерировать новые идеи и оптимизировать затраты.
Стратегия, которая позволяет нам сохранять лидирующие позиции, проста. Во-первых, мы постоянно делаем инвестиции в разработку и создание новых продуктов, обладающих новыми функциональными возможностями, что дает им конкурентные преимущества. Наша цель — клиент должен видеть пользу, которую приносят наши продукты. Его работа должна стать легче, а производительность выше.
Во-вторых, мы стараемся предложить клиентам выгодные цены. Правда, иногда приходится слышать, что наши цены не всегда доступны. Однако стратегия Microsoft заключается в том, чтобы за счет большого объема продаж, а нашими продуктами пользуются в мире более миллиарда человек, снижать цены. Демократичная ценовая политика — наше преимущество для клиентов.
CRN/RE: Какова структура продаж Microsoft?
Н. П.: В целом в России структура продаж близка к общемировой. Примерно 30% нашего бизнеса приходится на долю клиентских ОС. Начиная с осени прошлого года, после выпуска Windows 7, эта цифра немного увеличилась. Также 30% оборота дают продажи решений, связанных с обеспечением бизнеса, офисной работы. К числу этих программ относятся Microsoft Office, Visio, Project и др. Еще 30% продаж составляют наши серверные решения. Оставшиеся 10% распределены между всеми остальными продуктами Microsoft. Таким образом, мы имеем три основных направления, обеспечивающих 90% дохода корпорации. Это говорит о сбалансированности нашего бизнеса и его стабильности. Даже если одно из направлений по каким-то причинам «просядет», это не повлечет критических последствий.
Разумеется, структура продаж меняется в зависимости от ситуации на рынке и появления новых перспективных технологий. В ближайшее время мы планируем увеличить нашу долю в области онлайн-поиска.
CRN/RE: Как повлиял кризис на бизнес Microsoft?
Н. П.: Мы отметили снижение доходов, причем снижение было разным в различных сегментах. В России тяжелее всего пришлось сектору персональных ОС. Пик кризиса пришелся на I квартал нашего 2009 финансового года. Вследствие снижения продаж ПК уменьшились и поставки предустановленных ОС. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. продажи ОС снизились на 40%. Сейчас ситуация нормализовалась, продажи ОС растут. Другие сегменты пережили кризис не так тяжело. В частности, подразделения, работающие с корпоративными заказчиками, показали хорошие результаты, неплохо продавались игровые приставки. В общем в 2009 г. мы «падали» медленнее рынка, и уже во втором полугодии календарного 2009 г. показали рост на 19% в рублях по сравнению с I кварталом.
Сейчас рынок начинает восстанавливаться. Ситуация уже не будет такой тяжелой, как в пик кризиса, но и легкой ее назвать нельзя, поэтому мы должны быть готовы к новым взлетам и падениям.
Исходя из этого в Microsoft продолжают сокращать операционные расходы. Мы стараемся экономить на всем. Например, на авиабилетах. Нашим топ-менеджерам приходится много летать, но если раньше они часто покупали билеты в бизнес-класс, то сейчас летают только экономклассом. Мы также обратили внимание, что больше половины сотрудников наших офисов в России большую часть рабочего времени проводят за их пределами. Таким образом, расходы на связь и транспорт были существенными. Мы решили их оптимизировать, внедрив технологию объединенных коммуникаций, и только за первые семь месяцев после внедрения сэкономили 3,5 млн. долл. При этом эффективность работы не только не снизилась, но и выросла, к тому же сотрудники получили возможность работать из дома. Сэкономленные деньги вкладываем в разработку новых продуктов.
CRN/RE: Что для вас было самым сложным во время кризиса?
Н. П.: Резкое колебание курса доллара. Российские партнеры ведут с заказчиками расчеты в рублях, а с нами — в долларах. Нам пришлось потратить много сил, чтобы договориться о скидках, реструктуризации платежей, выработать компромиссные решения и т. д. В результате наша партнерская сеть осталась стабильной. Было всего несколько случаев, когда компаниям пришлось уйти с рынка. А если бы мы не сохранили контроль над ситуацией, то потеряли бы не только деньги — нам не на кого было бы опереться после кризиса.
CRN/RE: Как изменились активность и предпочтения заказчиков за последние год-два?
Н. П.: Сейчас во главу угла клиенты ставят эффективность. Все строго и внимательно просчитывается — сроки, затраты, отдача. Требования к срокам выполнения проектов и возврата инвестиций сильно изменились. Сейчас все говорят о том, что окупиться проект должен за год, два, максимум три. Более длительные проекты никто не рассматривает. Общее число проектов также сократилось.
В сложной ситуации оказались ИТ-директора. С одной стороны, их ограничивает бюджет, а с другой — жестко контролируют руководители финансовых подразделений.
Но в целом для рынка ИТ нынешняя ситуация вполне терпима. В этом году рынок чувствует себя лучше, чем в прошлом, когда все проекты «заморозили». Сегодня преобладает разумный и взвешенный подход.
CRN/RE: Как, по вашему мнению, может развиваться ситуация на рынке в ближайшие 6–12 месяцев?
Н. П.: Я ожидаю, что российская экономика продолжит рост, который начался в этом году. Он не будет очень большим, ВВП увеличится на 4–5%. Зато ИТ-рынок должен вырасти более чем на 10%.
А дальше все будет зависеть от тенденций в разных сегментах. Вполне вероятно, что рынок услуг станет одним из самых благополучных. Возможности для развития здесь большие. Что касается сегмента оборудования, то в обозримом будущем он может подойти к точке насыщения. На рынке ПО, в зависимости от сегмента, мы будем наблюдать разнонаправленные тенденции. Такой сценарий специалисты считают реалистичным.
Есть и другие варианты — оптимистичный и пессимистичный. В первом случае темпы восстановления экономики и роста ИТ-рынка будут выше прогнозируемых. Пессимистический сценарий возможен в случае новых кризисных процессов в мировой экономике.