Очередной рейтинг CRN/RE «25 лучших управляющих российских ИТ-компаний» проводился в переломный период: активный рост рынка сменился глубочайшим кризисом и рецессией.
Можно предположить, что в разных ситуациях руководитель компании активнее применяет те или иные качества: во время острого кризиса — одни, в период рецессии — другие, на этапе выхода из кризиса и подъема рынка — третьи. Какие профессиональные и личные качества руководителя наиболее важны для успешного управления компанией 1) во время кризиса и 2) на этапе восстановления рынка? С этими вопросами мы обратились к экспертам рейтинга и его победителям. Ниже публикуются мнения экспертов.
Александр Беленький, глава представительства AMD в России и странах СНГ
1. Кризис в некотором смысле представляет собой изменение условий функционирования бизнес-среды. Поэтому наиболее важными характеристиками в данном случае были скорость адаптации к изменениям на рынке, возможность быстрого принятия оптимальных решений и последующее их выполнение. Именно собранность, наблюдательность и упорство в данном случае играют большую роль, поскольку позволяют четко планировать свои действия, оценивать результаты и оперативно вносить коррективы для достижения необходимых результатов.
Однако важнее всего для руководителя было сохранить эффективное взаимодействие со своими партнерами, поскольку в эпоху глобализации никакая, даже самая замечательная, компания не способна работать в автономном режиме. Причем это включает в себя не только поддержание текущих отношений, но и их развитие и даже поиск новых партнеров, которые в данных условиях могут быть интересны вам или же вы им.
В кризисных ситуациях может возрастать число вынужденных действий, которые несут негативную тональность (например, увольнения). Руководитель — это все-таки человек, а не бездушная машина, и способность выдерживать повышенную моральную нагрузку без ущерба для людей и бизнеса в таком случае просто необходима. И, конечно же, не стоит забывать о более плотном и частом общении со своими сотрудниками, которые в этой ситуации могут чувствовать себя потерянными. Лучше больше сказать, чем недоговорить.
2. Многим известен такой популярный в наше время термин, как «кризисный управляющий»: это специальный сотрудник, которого нанимают для управления компанией при определенных условиях. Однако настоящий руководитель, конечно же, должен быть способен эффективно выполнять свою работу независимо от внешних условий. Тем более что специфика современного высококонкурентного рынка такова, что они меняются постоянно и очень быстро. Можно даже сказать, что современное «спокойное» состояние бизнес-среды некоторое время назад многие посчитали бы кризисным. Так что не хотелось бы выделять какие-то специальные качества, которые требуются на этапе восстановления рынка. Да, конечно, будут определенные изменения в критериях и оценках принимаемых решений, однако это просто коэффициенты в формуле успеха, а сама она имеет закрепленный годами постоянный вид.
Борис Бобровников, генеральный директор КРОК
1. Нужно сохранять спокойствие, принимать взвешенные решения, несмотря на хаос вокруг. Недавно на нашем совместном мероприятии с Harvard Business Review Йонас Риддерстрале, автор бестселлеров и известный бизнес-консультант, отметил, что в кризис люди готовы и хотят меняться, а когда ситуация стабильна, им это просто не нужно. Справедливые слова. Поэтому переход в ручной режим управления может дать много для повышения эффективности компании.
2. Способность вовремя перейти от сокращения затрат к инвестициям. Многие, оказавшись во время кризиса в непростой ситуации, еще долго оглядываются назад. Нужно помнить, что тот, кто первым сделает шаг вперед, и станет лидером.
Сергей Гузеев, глава представительства Foxconn в России, странах СНГ и Балтии
1. В кризис руководитель любой компании должен восприниматься как капитан корабля во время шторма. И в данном случае на первый план выходит его готовность делать жесткие, порой непопулярные, шаги. Это время резкого ограничения всех ресурсов компании, особенно временных и финансовых. Повторного шанса что-либо исправить может уже и не представиться. Либо ты выживаешь, либо можешь в одночасье исчезнуть с рынка. В этот момент руководитель должен быть готов взять всю ответственность на себя. Он не может делегировать кому-либо полномочия по управлению компанией. Только сильная единоличная власть, выдержка, решимость, помноженные на уверенность в своей команде, могут помочь справиться со штормом.
2. Послекризисный период — это этап восстановления, осмысливания того, с чем и как компания пережила трудные времена. На передний план тут выходят умение и способность быстро проанализировать ситуацию, выбрать первоочередные цели, оценить имеющиеся ресурсы и правильно их использовать. Появляются дополнительные степени свободы в выборе возможных путей развития компании. Это период новых возможностей. И грамотный менеджер должен обязательно использовать этот шанс. На мой взгляд, руководитель в чем-то должен быть шахматистом, способным просчитать ситуацию на несколько шагов вперед, учитывая то многообразие изменений, которые нам оставил кризис.
Михаил Дрожжевкин, глава российского представительства ESET
1. В период кризиса важны все менеджерские качества: лидерство, коммуникабельность, умение быстро принимать взвешенные решения, компетентность, стрессоустойчивость и другие. Но наиболее важными, на мой взгляд, являются следующие. Прежде всего умение формировать команду, полностью соответствующую требованиям и реалиям кризиса, то есть жестко ориентированную на результат и быстро реализующую принятые решения. Не менее важным считаю наличие стратегического аналитического мышления, позволяющего управленцу выявлять из множества параметров бизнеса наиболее критичные. И не стоит забывать об умении отсеивать все лишние активности, не влияющие на конечный результат, как показывает практика, отвлекающие внимание управленца и ресурсы компании.
2. Думаю, после кризиса, на этапе восстановления, будут важны все те же качества руководителя. В это время команде необходимо минимизировать последствия кризиса. От руководителя будут ожидать создания мягкой, комфортной атмосферы и четкого среднесрочного планирования. На этом этапе важно поддержать свою команду, создать условия для генерации новых идей. Перечень важных качеств управленца в разные периоды жизни компании должен оставаться неизменным: харизматичность, целеустремленность, умение принимать решение, высокие коммуникативные и аналитические навыки. Меняется только степень доминирования некоторых из них в зависимости от решаемых задач.
Олег Жуков, директор корпоративного направления Dell в России и странах СНГ
1. Умение принимать быстрые и точные решения, финансовая «грамотность».
2. Планирование, терпение.
Алексей Златин, глава представительства «НЭК Дисплей Солюшенс Европа ГмбХ»:
1. Думаю, что одним из наиболее важных качеств руководителя, необходимых в период кризиса (и не только), является способность не терять из виду перспективы. Под давлением кризисных обстоятельств очень легко погрузиться в мероприятия по снижению издержек, оптимизации бизнес-процессов, пересмотру принципов отношений с партнерами и т. п. При этом можно потерять видение места своей компании в долгосрочной перспективе — казалось бы, все необходимое сделано, кризис как бы формально преодолен, но нарушены связи внутри коллектива, из-за излишней жесткости некоторые ключевые партнеры отказались от совместной работы. Поэтому, выводя компанию из кризиса, необходимо помнить о том, что все антикризисные мероприятия делаются ради будущего, которое руководитель должен себе четко представлять.
2. Что касается управления компанией на этапе восстановления рынка, то, на мой взгляд, на первый план здесь выходит способность руководителя адекватно проанализировать собственные ошибки, сделать соответствующие выводы и не повторять их в дальнейшем.
Юрий Колесов, региональный менеджер Avocent/СНГ/Европа
1,2. От руководства нужно трезвое понимание обстановки, текущих рисков и трендов на ИТ-рынке, на что надо будет делать ставку в ближайшем будущем, когда обстановка нормализуется; конечно, нужно учитывать и текущие возможности оптимизации на рынке труда, но все лучшие кадры должны быть сохранены. Все упомянутые руководители как раз относятся к тем людям, кто в полной мере следовал всем этим правилам.
Кирилл Корнильев, генеральный директор IBM в России и СНГ
1. Одним из важных следствий кризиса стало ощущение нарастающей неопределенности. Во-первых, существовавшие модели оказались неспособны предсказать кризис, а во-вторых, более-менее точно предугадать ход его развития и глубину падения экономики.
В этих условиях наиболее важным качеством руководителя стала способность не поддаться панике, спокойно оценить происходящее и определить правильный баланс между краткосрочными и долгосрочными интересами бизнеса. Все занимались сокращением расходов, однако наиболее проницательные лидеры кроме этого готовили базу для будущего роста и увеличения своей рыночной доли.
2. По мере того как кризис отступает, на передний план выходят вопросы поддержания гармоничного роста при максимальной эффективности операций.
Времена бурного экстенсивного роста уже в прошлом, и будущее за компаниями, которые действительно смогут предложить клиентам современные и качественные услуги или товары, что требует глубокого понимания клиента и в определенной степени творческого подхода. Таким образом, ключевыми качествами руководителей станут внимание к потребностям клиентов, готовность к нестандартным решениям и стремление добиваться высочайшего уровня эффективности практически каждой операции.
Евгений Лачков, старший вице-президент группы компаний «Систематика»
1. Я всегда считал одним из ключевых качеств любого руководителя честность и его деловую репутацию на рынке. Честность — это бесценный актив, который в кризисное время приобрел особенное значение. К другим важным качествам топ-менеджера я отношу деловую интуицию, то есть умение почувствовать рынок и быстро принять своевременное и правильное решение, не боясь при этом рискнуть. Еще одним очень важным умением, которым должен обладать топ-менеджер, я бы назвал «интуицию на людей», умение подбирать «правильных» сотрудников, ведь именно сотрудники составляют основу бизнеса любой компании. Если ты когда-то сумел сформировать грамотную команду, то никакие кризисы тебе не страшны.
2. Для успешного управления компанией на этапе восстановления рынка требуется в первую очередь умение ставить перед собой амбициозные задачи и вести к ним свою команду, а также четкое понимание рынка, на котором ты работаешь. В период обострившейся конкуренции надо всегда играть немножко на опережение: четко отслеживать все намечающиеся тенденции и предлагать партнерам и клиентам именно те пути, на которых могут быть решены их задачи, быть лучше их конкурентов, завоевывать рынок, ведь каждый хочет быть победителем.
Владислав Мартынов, генеральный директор SAP СНГ
1. Я думаю, что самое важное — умение вовремя, т. е. еще до наступления кризиса, распознать его признаки и начать к нему готовиться. Очень важны лидерские качества руководителя — он должен мобилизовать команду, вселить в нее веру в то, что компания переживет кризис. И конечно, в кризисной ситуации руководитель должен уметь проявить качества кризис-менеджера — взять ситуацию под контроль, изменить структуру управления на более оперативную, подходящую для очень быстрого принятия решений, и погрузиться в оперативную деятельность, чтобы полностью контролировать ситуацию и незамедлительно получать обратную связь от партнеров и клиентов — особенно от клиентов, ведь обратная связь от них важна в кризис как никогда.
2. На этом этапе важно начать делегировать свои «кризисные» полномочия менеджменту компании, но не для того, чтобы полностью устраниться из оперативной работы. Меняя стиль управления на более стратегический, важно оставаться в курсе текущих дел компании, периодически информировать персонал об успехах компании, строя на этой позитивной волне еще более амбициозные планы и мотивируя команду на достижение еще более впечатляющих успехов. И помнить о том, что окончание кризиса в экономике означает приближение нового, к которому нужно готовиться заранее.
Борис Нуралиев, директор Фирмы «1С»
1, 2. Если речь о человеческих качествах руководителя, то в кризис и в период роста они примерно одинаковы — так же, как боевой командир хорош и в обороне, и в наступлении.
Нужен здравый смысл для трезвой оценки новой ситуации — менее благоприятной в кризис, более благоприятной на этапе восстановления.
Нужна креативность — придумать новые ходы в изменившейся обстановке или принять новые предложения подчиненных.
Нужна харизматичность — вдохновить сотрудников на решительную работу в новых обстоятельствах.
Нужна энергия, чтобы добиваться выполнения новых планов вопреки объективным сложностям и субъективной инертности.
Сергей Пивнев, исполнительный директор НКО «ПАПИТ»
1. Четкое видение роли своей компании в послекризисный период (именно из этого видения и должны строиться оптимизированная структура предприятия и выстраиваться отношения с заказчиками, покупателями). Быть не жестоким, но жестким при реализации решений, связанных с оптимизацией затрат (иногда оптимизация затрат касается расставаний с людьми).
2. Выстраивание четкого вектора движения и сплочение команды, так, чтобы каждый ее член понимал свое место «в лодке».
Алексей Ремизов, председатель совета директоров «Ай-Теко»
1. Адаптивность, дарвинизм, умение приспосабливаться в лучшем смысле этого слова, т. е. эволюционировать. Успешный руководитель при любых обстоятельствах должен оставаться хозяином дела, владеть процессом, фокусировать усилия в необходимом направлении, правильно структурировать общение и рабочее время.
2. Мне кажется, что на восстановительном этапе будут востребованы такие качества «самости» руководителя, как его:
- профессиональная и личностная самодостаточность;
- готовность принимать пусть нелегкие, но самостоятельные решения;
- умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения;
- навыки самоорганизации;
- стремление к постоянному саморазвитию и самообучению;
- адекватная самопрезентация и высокая самооценка;
- самопрограммирование на успех и процветание своего бизнеса.
Инна Сорокина, глава представительства ViewSonic в странах СНГ
1, 2. Я считаю, что это умение слушать, анализировать, делать выводы и принимать быстрые решения. И это практически не зависит от времени (до или после кризиса).
Анатолий Фомин, директор Краевой ассоциации компаний в сфере информационных технологий, Краскит-Красноярск
1. Системное мышление — достаточно абстрактный и модный термин в наше время, но, на мой взгляд, именно это качество является весьма важным для руководителя в период кризиса, поскольку цена принятия решений в данный промежуток времени достаточно высока, а денежная подушка, способная защитить компанию в случае неправильных, необдуманных решений, зачастую в периоды экономического спада становится меньше.
2. Способность к быстрому принятию решений, решительность и способность адаптироваться по отношению к возможным изменениям ситуации на рынке.
Виталий Фридлянд, генеральный директор Fujitsu Technology Solutions в России
1. Честность и порядочность по отношению к партнерам, клиентам, сотрудникам. Умение быстро принимать нестандартные решения. Умение находить в негативных внешних явлениях возможности менять позиционирование компании в тактическом и стратегическом плане. Быть конкретным, а не теоретизирующим мечтателем. Ставить цели, создавать план их достижения, инвестировать в выполнение планов, устанавливать контроль за их выполнением, поощрять и наказывать за качество их исполнения, быстро адаптировать планы к динамически изменяющимся условиям...
2. Те же. Восстановление — это динамический процесс. Таким же, как до кризиса, рынок уже не будет. Он будет существенно отличаться от 2007 г. Динамика плюс новизна — это вызов всем руководителям компаний. Значит, надо умело отвечать на эти вызовы. С «открытыми глазами и чистыми помыслами». Поэтому качества не меняются. Кстати, наверное, когда рынок восстановится и начнет расти или будет стабилен, разве не те же качества нужны руководителю? Остальное — это лирика правильных учебников и теоретиков от МВА.
Шамиль Шакиров, президент «Ай-Теко»
1. Руководитель ИТ-компании должен быть высокотехнологичным специалистом, при этом во все времена (включая кризисные и послекризисные) оставаясь настоящим человеком и не превращаясь в «зоомата», этакий живой компьютер.
Рулить компанией в шторм, ведя ее (даже при нулевой видимости перспектив и направлений) по возможности правильным курсом и стремясь при этом максимально сохранить экипаж ИТ-корабля, конечно, нелегко. Нашим успешным руководителям — как опытным капитанам и бывалым штурманам — в той или иной степени в этом помогали ясные цели, понимание ситуации, деловая интуиция, здоровый авантюризм, предпринимательская жилка, невероятная целеустремленность, высокая степень независимости и ответственности, увлеченность делом, навыки прогнозирования, вера в успех...
2. ИТ-бизнес, как и любой другой, — это прежде всего бизнес отношений, которые надо тщательно выстраивать и поддерживать на должном уровне. Основными принципами работы и ценными качествами успешных руководителей, с достоинством переживших трудности «турбулентного» периода, и на этапе восстановления рынка должны быть порядочность, соблюдение норм бизнес-этики, выполнение моральных (и материальных) обязательств перед людьми, капитализация в деловую репутацию.
При этом быть порядочными не только необходимо, но и выгодно: не кидайте, да некидаемы будете, и ваши клиенты и партнеры останутся с вами на долгие годы и после кризиса. Руководители должны чрезвычайно дорожить своим безупречным реноме и добропорядочным именем (goodwill), доверием и долгосрочным сотрудничеством с заказчиками, уважением партнеров и представителей профессионального сообщества, лояльностью сотрудников. И всегда искать цивилизованные способы решения проблем, чтобы сохранить хорошие, прочные и искренние человеческие отношения, при этом наращивая опыт.
Борис Щербаков, вице-президент Oracle, генеральный директор Oracle СНГ
1, 2. Хороший руководитель загодя готовится к кризису, что и продемонстрировали отмеченные мной кандидаты, — не суетливое сокращение издержек, а планомерный процесс оптимизации бюджета, включая, естественно, и сокращение расходов. Доверие клиентов, партнеров — на вес золота, именно в кризис рушатся репутации, связи и доверие. Соблазну бескомпромиссности подвержены многие российские лидеры бизнеса, но это качество иногда играет злую шутку... Развитие компании после кризиса — это люди, которых вам удалось сохранить, доверие которых вы не потеряли. Мои кандидаты — из этого десятка, как мне кажется.
Ямамото Кайзуоши, глава московского представительства Epson Europe B.V.
1. Прежде всего руководитель должен обладать сильной верой и волей, которые помогают идти выбранным курсом вне зависимости от колебаний результатов продаж. При этом очень важно сохранять спокойствие и трезвый взгляд на происходящее, не поддаваясь панике. На мой взгляд, критически важным для руководителей в период кризиса было четкое видение краткосрочной перспективы, которое помогало балансировать между максимально эффективным использованием ресурсов компании для поддержания необходимого уровня продаж в кризис и умением четко контролировать менее эффективные области. Необходимо было также мощное среднесрочное видение для оценки возможностей проведения реструктуризации компании, поскольку именно кризис является наиболее подходящим временем для оптимизации бизнес-процессов и структур, чтобы быть в полной боевой готовности и использовать все шансы, которые дает стабилизирующийся рынок. Производящие компании выигрывали в том случае, когда находили возможность продолжать разработки во время кризиса и предлагать рынку интересные продукты, поддерживающие прибыль на фоне общего падения объема продаж.
2. Самое главное для руководителя в этот период — готовность к быстрому принятию решений и активным действиям, чтобы использовать все возможности периода восстановления, не упустить момент для развития компании. Не менее важны сильные лидерские качества, чтобы убедить всех сотрудников и партнеров компании двигаться вперед, отбросив сомнения. Скорость, движение с опережением на волне выхода из кризиса — очень важны, т. к. если медлить сейчас, второго шанса может не быть. Более того, руководитель должен иметь достаточно уверенности для продолжения активных действий и продолжения реструктуризации — даже после выхода рынка из кризиса. Потому что если прекратить реструктуризацию на выходе из кризиса — то максимум, что вы сможете сделать, — это достичь общего уровня восстановления бизнеса, в то время как сейчас рынок дает нам гораздо более мощные возможности для развития.
Тагир Яппаров, генеральный директор «АйТи»
1. На мой взгляд, качества руководителя, наиболее востребованные в период кризиса и в период подъема, существенно отличаются. Что в первую очередь требовалось от руководителя в кризис? Выдержка, умение быстро реагировать на изменения рынка, умение создать и удержать команду, способность формулировать четкие цели и добиваться их выполнения, умение видеть «за деревьями лес», наконец. Те руководители, которые продемонстрировали наличие этих качеств, смогли не только пережить кризис, но и использовать возможности, которые он предоставляет.
2. Период выхода из кризиса и начала роста требует уже других дополнительных качеств. Одна из самых больших ошибок — это ждать, что вот кризис пройдет и все будет как раньше. Не будет, потому что рынок меняется. И для того чтобы успешно «оседлать» волну роста, руководитель должен обладать визионерством (некоторые называют это чутьем), чтобы «поставить» на правильные сегменты рынка и, конечно, сделать все необходимое, чтобы это визионерство было воплощено: подобрать правильных людей, грамотно инвестировать в технологии и работу с рынком. В общем — «правильно делать правильные вещи».