По словам Тагира Яппарова, генерального директора компании «АйТи», он голосовал за руководителей тех фирм, которые лидируют в своих сегментах ИТ-рынка, поскольку положение компании, наверное, самый очевидный интегральный показатель успешности ее руководителя. «В каждом случае мы видим четкую стратегию и умелое операционное управление. Именно поэтому я и считаю руководителей этих компаний одними из наиболее успешных, — сказал Яппаров. — Лидирующие позиции фирма Softline смогла занять благодаря созданию уникальной для нашей страны «машины» по работе с рынком». Другие наши эксперты* согласны с оценками Тагира Яппарова: компания, которой руководит Игорь Боровиков, — один из безусловных лидеров российского софтверного рынка, присутствующая в разных его сегментах и сумевшая добиться успеха не только в нашей стране, но и за ее пределами.
Игорь Боровиков отвечает на вопросы CRN/RE.
CRN/RE: Что стимулирует вас заниматься бизнесом?
Игорь Боровиков: Мой главный стимул — это желание делать то дело, которым я занимаюсь, и делать его хорошо. Я всегда старался хорошо учиться — в школе, в университете, и сейчас пытаюсь хорошо работать в рамках своего дела. Показателем того, хорошо или плохо ты управляешь своим бизнесом, является твой уровень в рейтинге компаний. Именно нацеленность на лидерство является одной из целей, которая помогает мне заниматься бизнесом.
CRN/RE: Как вы представляете себе компанию без вашего управления?
И. Б.: С определенного возраста подросшего ребенка принято отпускать в свободное плавание. Я считаю, что показатель зрелости компании — это возможность ее работы без основателя и руководителя. У нас такой опыт есть — в Softline трудятся прекрасные управленческие кадры. Например, сейчас я не занимаюсь бизнесом в формате day2day. Я сконцентрирован в большей степени на стратегических вопросах. А текущие задачи решают другие менеджеры, и делают это на очень хорошем уровне.
CRN/RE: Какие угрозы вы считаете более существенными для вашей компании: внешние или внутренние?
И. Б.: Я считаю, что мы работаем в той отрасли бизнеса, в которой меняется все достаточно быстро. Давайте посмотрим на список лидеров сегодня и сверимся с тем, каким этот список был пять лет назад, — изменения происходят достаточно быстро. Я убежден — заниматься ИТ-бизнесом ты можешь, только если находишься на гребне волны. И как только ты с этого гребня сошел, твое отставание будет очень и очень сильным. Конечно, сейчас, как и в любом бизнесе, существуют как внешние, так и внутренние угрозы. Из внешних, в какой-то степени, я бы назвал изменение основного тренда в ИТ-индустрии. Он меняет подход к лицензированию ПО, к методам продвижения. Но это одновременно и угроза, и возможность для роста. Если говорить в целом, то каких-то серьезных угроз как изнутри, так и извне я не вижу.
CRN/RE: Какие качества руководителя, с вашей точки зрения, были наиболее важными для успешного управления компанией в период кризиса? Почему?
И. Б.: Именно в кризис в компании должен появиться лидер, который стоит на капитанском мостике и говорит: «Ребята, сейчас вы видите шторм и волны, но я знаю, что мы держимся верного курса, и там нас ждет успех». Поэтому кризис был для нас в какой-то степени благодатным моментом. Именно в кризис мы поставили перед собой задачи: во-первых, сократить затраты, и мы это сделали, выполнив все обязательства перед нашими сотрудниками, поставщиками; во-вторых, увеличить долю на рынке, поскольку ряд компаний уходил из сферы ИТ, и мы сознательно ставили задачу на расширение нашей рыночной доли. Данная задача была реализована. Поэтому кризис в какой-то степени для нас был позитивным: мы научились контролировать свои затраты и расширили свою рыночную долю, упрочили наше лидирующее положение.
CRN/RE: Какие качества руководителя, на ваш взгляд, будут особенно ценными для успешного управления компанией на этапе восстановления рынка? Почему?
И. Б.: С ростом компании задачи, которые стоят перед руководителем, тоже меняются. Для нас сейчас очень важным элементом являются финансовые вопросы: контроль затрат, жизнь каждого уровня компании по бюджету — от представительства в каком-нибудь маленьком городе до штаб-квартиры в Москве. Именно умение контролировать затраты — очень важное качество руководителя на этапе восстановления после кризиса. Также важно понимать, куда и как движется индустрия и где она окажется через два-три года, через пять лет.
* Некоторые эксперты попросили опубликовать их мнения о победителях без указания имен.
Справка о компании
Год основания — 1993.
Количество сотрудников — 1,5 тыс.
Softline — авторизованный партнер более чем 3 тыс. производителей ПО. В 2009 г. компания прошла сертификацию системы менеджмента на соответствие международному стандарту ISO 9001:2008.
Оборот в 2009 финансовом году составил 290 млн. долл.
58 представительств в 17 странах мира: в России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Самара, Уфа, Хабаровск, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Красноярск, Омск, Челябинск, Пермь, Краснодар, Владивосток, Иркутск, Калининград, Волгоград, Саратов, Барнаул, Ижевск, Тюмень, Архангельск, Кемерово, Сыктывкар, Оренбург, Воронеж, Томск, Ульяновск, Набережные Челны, Ярославль, Сургут, Пенза, Ставрополь), Украине, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане, Азербайджане, Туркменистане, Армении, Монголии, Грузии, Турции, Венесуэле, Вьетнаме, Иране, Египте.
Розничное направление представлено интернет-магазином Allsoft.ru, который был открыт в 2004 г. В его ассортименте более 11 тыс. программ и компьютерных игр 1,5 тыс. производителей.
Для усиления позиций компании в секторе услуг и системной интеграции российского ИТ-рынка большинство сервисных подразделений были объединены в единый департамент под брендом Softline Services.
С 2009 г. работает первый российский интернет-телеканал SLTV (Softline TV, www.sltv.ru), освещающий и анализирующий последние события и новости в мире ПО и ИТ. Открыто структурное подразделение Softline Linux Solutions, специализирующееся на поставке, внедрении и обслуживании комплексных решений и услуг на базе свободного ПО. Направление по системам защиты данных от утечек выделено в отдельный Центр компетенций по DLP-системам. Начали работу проекты Softline Cloud Services (предоставляет клиентам большой выбор SaaS-решений) и Softcloud (SaaS-платформа).
По мнению Игоря Боровикова, наиболее значительным достижением в 2008–2009 гг. стало успешное преодоление кризиса и увеличение доли на рынке.
«Однако в этот же период мы выполняли большое количество проектов, и многие из них нам пришлось видоизменять и оптимизировать, — говорит Боровиков. — Пожалуй, это было самой большой проблемой компании. Кроме того, мы рассчитывали достичь оборота в 500 млн. долл., но сейчас вынуждены сдвинуть эти планы на 2 года».