Евгений Касперский второй раз становится победителем нашего рейтинга (первый — в 2008 г.). В этом году он вошел в топ-10 по критериям «Личный вклад в достижения компании», «Репутация на рынке», «Деловая интуиция». По критерию «Позиции компании на рынке» разделил первое место с Дмитрием Алексеевым из ДНС.
«Я с глубоким уважением отношусь к Евгению Касперскому, — заявил Георгий Генс, президент ГК ЛАНИТ. — Практически лично с ним не знаком, сужу о нем по успехам компании и материалам прессы. Очевидно, что он один из ведущих игроков ИТ-рынка, его значимость ни у кого не вызывает сомнения».
«Удивительно, что к 2010 г. Евгений, пожалуй, самый известный „лаборант“, покорив столько вершин в жизни и бизнесе, еще не добрался до вершин рейтинга лучших руководителей — до статуса эксперта, — говорит Алексей Ремизов, председатель совета директоров компании „Ай-Теко“. — Хотя еще в 1994 г. в справочнике „Кто есть кто. 100 наиболее влиятельных личностей компьютерного бизнеса России“ его имя уже фигурировало! Это камень исключительно в огород CRN/RE. А если серьезно, то кому же еще и побеждать во всевозможных рейтингах, как не самым лучшим и достойнейшим?!» По словам Тагира Яппарова, генерального директора компании «АйТи», «Лаборатория Касперского» лидирует в своей нише благодаря глубокой экспертизе и инвестициям в создание собственного продукта. Как отмечает Сергей Пивнев, исполнительный директор НКО «ПАПИТ», Евгений Касперский — один из немногих представителей нашего интеллектуального бизнеса, который наполняет бюджет России за счет ума, а не за счет прокачки нефти и газа за кордон.
Напомним, что «Лаборатория Касперского» заняла первое место в рейтинге CRN/RE «Чемпионы российского ИТ-канала 2008» в номинации «Антивирусное ПО».
Евгений Касперский отвечает на вопросы CRN/RE.
CRN/RE: Что стимулирует вас заниматься бизнесом?
Евгений Касперский: Я бы ответил на этот непростой вопрос словами Михаила Веллера. В одном из своих произведений он определил человека как существо, которое старается совершить максимальное действие. Это мой случай — мне доставляет удовольствие совершать значимые поступки, которыми потом можно было бы гордиться. Деньги, известность — все это не основные стимулы. Мне хочется совершить нечто глобальное и правильное. Именно поэтому цель компании — спасение мира от компьютерного зловредства.
CRN/RE: Как вы представляете себе компанию без вашего управления?
Е. К.: Я понимаю, что рано или поздно компания будет развиваться без меня, поэтому постепенно готовлю почву. Мой стиль управления сильно отличается от традиционного: я не провожу ежедневные встречи с менеджерами, не занимаюсь оперативной деятельностью, не лезу в детали. Вместо этого я собираю команду правильных людей, постоянно ее усиливаю и даю всем полную свободу. Кстати, такой метод управления в чем-то совпадает со стилем работы Ричарда Брэнсона.
CRN/RE: Какие угрозы вы считаете более существенными для вашей компании: внешние или внутренние?
Е. К.: «Лаборатория» работает на рынке информационной безопасности, который в наименьшей степени зависит от всевозможных кризисов: наши решения традиционно востребованы. Поэтому к «внешним» угрозам я бы в первую очередь отнес угрозы со стороны конкурентов, ведь мы ведем настоящую борьбу за рынок. Сюда же можно отнести патентные претензии к компании на территории США: их появление объясняется тем, что во всем мире ПО защищается такими же авторскими правами, как, например, литературное произведение. В Штатах же действует патентное законодательство, защищающее саму идею. Поэтому приходится содержать большой отдел, который не просто патентует все, что возможно запатентовать, но и «отбивает» удары «патентных троллей». К внутренним угрозам я бы отнес стремительный рост штата компании.
CRN/RE: Какие качества руководителя, с вашей точки зрения, были наиболее важными для успешного управления компанией в период кризиса? Почему?
Е. К.: Если говорить в целом, без привязки к нашей компании, то в период кризиса важно обладать стратегическим видением — необходимо в каждом повороте событий видеть для себя и своей компании возможность развиться.
CRN/RE: Какие качества руководителя, на ваш взгляд, будут особенно ценными для успешного управления компанией на этапе восстановления рынка? Почему?
Е. К.: Как я уже говорил, важны стратегическое видение и умение правильно подбирать команду. Причем эти качества необходимы руководителю в любом случае, независимо от того, кризис на дворе или нет.
Справка о компании
Год основания — 1997.
Количество сотрудников — более 2 тыс.
В 2009 г. выручка составила 391 млн. долл. (неаудированные данные), что на 42% больше, чем в 2008 г.
Региональные офисы открыты в Австрии, Франции, Германии, Италии, Польше, Португалии, Испании, Швейцарии, Швеции, Великобритании, Казахстане, Румынии, ЮАР, Турции, Украине, ОАЭ, Канаде, США, Австралии, Китае, Индии, Корее, Малайзии, Гонконге, Японии.
Партнерская сеть в мире — свыше 700 партнеров первого уровня более чем в ста странах.
В 2008 г. был образован департамент корпоративного бизнеса.
Самым большим достижением в 2009 г., считает Евгений Касперский, стало то, что «Лаборатория», по данным IDC, вошла в четверку мировых лидеров производителей ПО в сфере безопасности. В то же время компания заняла второе место в американской рознице (оценка NPD Group).
«Компания растет очень быстро, мы постоянно пополняем штат, и есть риск, что произойдет эрозия корпоративной культуры», — отмечает Касперский. Он считает, что быстрый рост — самая значительная проблема, с которой пришлось столкнуться в прошлом году. «Это может привести к тому, что „Лаборатория“ перестанет быть веселой, энергичной и правильной. Поэтому на данном этапе сохранение нашей уникальной корпоративной культуры — очень важная задача», — подчеркнул Евгений.
Планы развития «Лаборатории Касперского» на ближайшие годы весьма обширны. Компания рассчитывает укрепить свои позиции на технологическом фронте. С этой целью будут создаваться новые методы борьбы с вредоносными программами, а также совершенствоваться уже существующие решения, чтобы остаться в категории hi-end-продуктов как в потребительском, так и в корпоративном сегменте.
Второе направление работы можно условно назвать «территориальным». «Лаборатория» закрепилась во всем мире, теперь осталось добиться, чтобы на скелете наросли крепкие мускулы. В первую очередь это касается рынков Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. С Европой и США, как считает Касперский, у компании уже сейчас полный порядок.
Третье направление — бренд. «Я мечтаю, чтобы „Лаборатория“ года через три вошла в сотню наиболее узнаваемых брендов мира, — говорит Евгений. — А в ближайшем году постараемся войти в тройку лидеров среди решений по ИБ в категории endpoint».