Александр Калинин стал одним из 25 лучших руководителей второй раз (2008, 2010). В этом году по всем шести критериям — «Позиции компании на рынке», «Личный вклад в достижения компании», «Лидерские качества», «Репутация на рынке», «Деловая интуиция», «Антикризисный менеджмент» — он вошел в топ-10 нашего рейтинга.
«Его чутье часто помогает бизнесу, — говорит Леонид Гольденберг, президент группы компаний „Систематика“. — Весной 1998 г. он всем рассказал о возможности дефолта. Кто прислушался, тот вышел с некритичными потерями из того кризиса. И сейчас он смог найти для „Аквариуса“ отличную нишу, которая помогла компании показать отличные результаты. Мне нравится в нем умение предвидеть развитие ситуации, просчитать поведение, найти правильное решение». А Алексей Ремизов, председатель совета директоров „Ай-Теко“, уверен, «что благодаря послужному списку, профессиональным и личным качествам Александр вполне мог бы стать отличным руководителем Федерального агентства по информационным технологиям...»
Компания «Аквариус», которую возглавляет Александр Калинин, по итогам 2008 г. стала одним из победителей рейтинга CRN/RE «Чемпионы российского ИТ-канала» в номинациях «Настольные ПК» и «Серверы на платформе х86».
Александр Калинин ответил на вопросы CRN/RE.
CRN/RE: Что стимулирует вас заниматься бизнесом?
Александр Калинин: По-латыни слово «stimulus» когда-то означало остроконечную палку, которой кололи на арене зверей и гладиаторов, чтобы не ленились и лучше дрались. Так что исторически стимул — синоним принуждения. Сейчас оперируют иными понятиями стимула — материальные, что понятно, и идеальные, направленные на удовлетворение социальных, духовных, потребностей человека, в том числе потребностей самореализации и самовыражения. Для меня бизнес — это элемент самореализации, возможность менять мир вокруг себя, в своей стране. Бизнес позволяет видеть результат своих усилий и придает осмысленность жизни.
CRN/RE: Как вы представляете себе компанию без вашего управления?
А. К.: Хочу напомнить один достаточно известный бизнес-кейс. Топ-менеджеры региональных отделений крупной корпорации собираются на бизнес-тренинг без какой-либо обратной связи с подчиненными. Через месяц проводится анализ работы их компаний за прошедший период. Часть региональных офисов улучшила свои показатели, часть ухудшила и еще у какой-то не самой большой части показатели остались неизменными. Так вот, лучшими были признаны руководители именно этой небольшой группы региональных компаний: они смогли так подобрать менеджеров на ключевые позиции и отладить бизнес-процессы, что и без их непосредственного участия их бизнес-структуры продолжали работать как хорошо отлаженный механизм. Главную задачу я вижу в построении компании и формировании команды единомышленников, которая «на автопилоте» работает так же, как и в режиме «ручного управления», способна самостоятельно решать тактические и стратегические задачи.
CRN/RE: Какие угрозы вы считаете более существенными для вашей компании: внешние или внутренние?
А. К.: Так как все компании холдинга НКК находятся в стадии зрелости, наиболее значимыми скорее являются внешние угрозы, такие как изменение таможенной политики и существующих ставок таможенных пошлин, ведь ИТ-бизнес имеет высокую ценовую эластичность. Другая возможная угроза — это повышение учетных ставок, которое моментально приводит к удорожанию заемных средств. Происходящие на рынке сделки M&A также могут оказывать давление на других игроков рынка.
CRN/RE: Какие качества руководителя, с вашей точки зрения, были наиболее важными для успешного управления компанией в период кризиса? Почему?
А. К.: Известно различие между умным и мудрым человеком: умный человек, попав в полосу трудностей, находит выход из них; мудрый человек ведет дела так, чтобы не попасть в эти трудности. Так и в случае кризиса: к кризису надо готовиться, кризис надо ожидать, так что одно из важнейших качеств руководителя — это предвидение.
Каждый риск можно разложить на составляющие, заранее продумать меры по предотвращению сильных негативных последствий. Причем анализ рисков должен проводиться проактивно. Поэтому второе важное качество — это аналитические способности.
В период кризиса наиболее ликвидное качество руководителя — консервативная амбициозность и стратегическое видение, которые позволяют правильно распределить ресурсы и поддержать перспективные направления. Так, благодаря своевременному выводу на рынок решений в области ИБ и принципиально новой услуги — промышленного производства программно-технических комплексов — бизнес ГК «Аквариус» в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился практически на треть.
CRN/RE: Какие качества руководителя, на ваш взгляд, будут особенно ценными для успешного управления компанией на этапе восстановления рынка? Почему?
А. К.: Одним из главных факторов успеха ИТ-компаний становятся способность чувствовать рынок и своевременно изменять траекторию движения в свете последних рыночных трендов. Здесь важны как лидерские качества руководителя, умение ставить амбициозные цели сотрудникам и правильно их стимулировать, так и интуиция, гибкость, мобильность. Обязательным условием становится доверие к своей команде. На этапе роста самый ценный актив — это люди, которые умеют брать на себя риски и ответственность. Можно провести параллель с главным правилом инвестора: высокий риск — высокая доходность.
Справка о компании
НКК основана в 2003 г. (старейшая компания холдинга — «Аквариус» — в 1989 г.)
Количество сотрудников НКК — около 3 тыс., ГК «Аквариус» — 404.
Оборот НКК в 2009 г. — 54,4 млрд. руб.
Офисы НКК открыты в 23 городах (см. справку о компании OCS, с. 54).
Основные клиенты: Федеральное казначейство, ФСС, МВД, ФСБ, ФСО, ЦИК (ГАС «Выборы»), МТС, Росгосстрах, ФСК ЕЭС, «Синтерра», BBDO Russia, «Юнитайл», «Грейн Холдинг», «Морской порт Санкт-Петербург», «Ситроникс», «Новосибирскэнерго», ФИНАМ, Kelly Services, финансовая корпорация «ОТКРЫТИЕ», «Телебалт», Альфа-Банк, Внешэкономбанк, ВТБ и др.
Награды от вендоров, полученные в 2009 г.
По OCS — см. справку о компании (с. 54).
«АНД Проджект» — победитель конкурса «2010 Microsoft Partner Awards» в Центральной и Восточной Европе.
Landata — «Платиновый дистрибьютор IBM».
По итогам 2009 г. специалисты НТЦ «Аквариус» получили признание Microsoft как «R&D команда года».
Самое большое достижение в 2008–2009 гг. — холдинг вышел из кризиса с минимальным падением объема бизнеса (–2%), а компания «Аквариус» показала рост на 31%.
«Аквариус» планирует расширять линейку отраслевых, инфраструктурных и специализированных решений, в том числе в области ИБ, расширять спектр предлагаемых услуг, развивать новые направления, например производство узлов современной электронной аппаратуры методом поверхностного монтажа.