«Мы хотели бы обратить внимание на деловой конструктивный подход Вадима Латы во всех сферах сотрудничества, — говорит Ямамото Кайзуоши, глава московского представительства Epson Europe B.V. — Умение профессионально и аргументированно донести свою позицию. Открытость, доброжелательность и прозрачность отношений в обсуждении различного рода вопросов. Профессионализм специалистов компании и любовь к своей профессии. Вадим — это, безусловно, человек-лидер, ведущий за собой команду! А еще женская половина Epson отмечает, что Вадим всегда очень галантен и внимателен!» Другой* эксперт рейтинга проголосовал за Вадима Лату потому, что он, «придя к руководству компанией в сложнейший период, осенью 2008 г., продемонстрировал свои таланты управленца».
Вадим Лата ответил на вопросы редакции CRN/RE.
CRN/RE: Что стимулирует вас заниматься бизнесом?
Вадим Лата: Во-первых, интерес к тому, чем я занимаюсь. Поэтому я поработал и в российских, и в зарубежных компаниях, занимая различные позиции. Так более целостно понимаешь бизнес.
Во-вторых, личные здоровые амбиции, которые основаны на собственных целях и задачах в жизни и, конечно, на восприятии меня моей семьей. Родители и жена должны мной гордиться, а для детей я должен быть примером.
Ну и, конечно, материальная составляющая имеет не последнее значение. Это в-третьих.
CRN/RE: Как вы представляете себе компанию без вашего управления?
В. Л.: Руководитель безусловно важен — это лицо компании. Главное, чтобы не оказался гримасой :-). По нему оценивают компанию, оказывают ей ту или иную степень доверия. У каждого руководителя есть свой стиль управления. Есть он и у меня. Я за коллегиальный, а не авторитарный принцип руководства. Важные и стратегические вопросы решаем сообща, советом директоров. Когда работает команда единомышленников, то компания обладает большей устойчивостью. Будет другой управленец — может быть другой стиль руководства. Но в целом та компания, в которой я сейчас работаю, безусловно, сохранит свои лидирующие позиции на рынке.
CRN/RE: Какие угрозы вы считаете более существенными для вашей компании: внешние или внутренние?
В. Л.: В общем и целом мы более-менее успешно умеем справляться и с теми, и с другими. Если же говорить в частности, то думаю, что для любой компании наиболее опасны внешние. С внутренними несколько проще, чем с внешними, так как все внутренние тенденции, бизнес-процессы и пр., в принципе, подконтрольны. Поэтому можно достаточно быстро выявлять, когда что-то где-то становится не так, и надо что-то поправить. И здесь ты сам можешь управлять ситуацией. Внешние же угрозы, как правило, неподвластны такому контролю. И здесь главное — своевременная и правильная оценка ситуации и оперативное и грамотное принятие решения.
CRN/RE: Какие качества руководителя, с вашей точки зрения, были наиболее важными для успешного управления компанией в период кризиса? Почему?
В. Л.: Трезвый рассудок, понимание общей ситуации, своевременность и твердость в принятии решений. Почему? Риторический вопрос.
CRN/RE: Какие качества руководителя, на ваш взгляд, будут особенно ценными для успешного управления компанией на этапе восстановления рынка? Почему?
В. Л.: Знание рынка и понимание его тенденций, умение предвидеть и смелость разумного новаторства.
Вообще без понимания рыночной ситуации нельзя успешно работать в любых условиях. При восстановлении рынка не надо бояться делать что-то новое и прогрессивное, создавая дополнительные конкурентные преимущества для успешного и более быстрого развития бизнеса компании при восстановлении рынка. Мы многие проекты начали или продолжили развивать еще в период кризиса, как только ситуация начала стабилизироваться. Например льготную доставку в регионы, частично модернизировали корпоративный отдел, вводили новые товарные позиции. Сейчас это уже приносит свои плоды.
* Некоторые эксперты попросили опубликовать их мнения о победителях без указания имен.
Справка о компании
Год основания — 1992.
Количество сотрудников — 450.
Структура оборота в 2009 г.:
- розница (интернет-торговля ) — 2,3%,
- корпоративные поставки «железа» и софта — 4,4%,
- субдистрибуция — 93,3%,
- сборка компьютеров под собственной маркой — 1,5%.
Оборот компании упал в 2009 г. по сравнению с 2008 г. почти на 30%.
Дополнительные офисы продаж: Курский — 2005, Калужский — 2007, Кожуховский — 2008.
Интернет-магазины www.computermarket.ru, www.almart.ru, Москва (открыты в 2000 г.).
В холдинге есть корпоративное подразделение Norbel. Основные клиенты Norbel — небольшие корпоративные заказчики, имеющие от 25 до 250 компьютеризированных рабочих мест.
Имеется сборка компьютеров (системных блоков) под марками NL и NORBEL, производственная мощность 3,5 тыс. компьютеров в квартал.
Общее количество постоянных клиентов — порядка 2 тыс. Несмотря на кризис, партнерская сеть выросла: Москва и МО — на 8%, Приволжский и Южный ФО — на 29,5%, Северо-Запад, Сибирь, Дальний Восток и Урал — на 16,4%, Центральный ФО — на 14%.
У компании есть сервисный центр в Москве.
В 2008–2009 гг. компания провела ребрендинг и стала более активно развивать розничное направление, а именно интернет-магазин computermarket.ru.
Награды и статусы от вендоров, полученные в 2009 г.: 3Com — авторизованный дистрибьютор, D-Link — субдистрибьютор, Seagate — авторизованный субдистрибьютор, Epson — авторизованный дилер по МФУ и сканерам, Fujitsu — SELECT Partner, Microsoft — Associate Distributor, Certificate of Competency Achievement 2009–2010, HP — HP Gold Preferred Partner, Netgear — Advance-партнер, Toshiba — авторизованный реселлер 09, Seagate — авторизованный субдистрибьютор, Synology Incorporated — Synology Preferred Channel Partner 2009, ViewSonic — официальный дилер по мониторам, Fellowes — официальный дистрибьютор на 2010 г., Samsung — премиум-партнер по печатающей технике и расходным материалам на 2010 г., BenQ — по итогам 2009 г. «Лучший московский партнер по проекторам», Autorised Golden Partner, ZyXEL — Gold Resale Partner, Intel — Platinum Provider 09.
В 2009 г. компания прекратила сотрудничество с TP-Link, Microtech, Speeze, Pentax, Globalsat.
В 2009 г. появились новые поставщики: Jet.A, i-Store, Cuber Power, AcmePower, Krusell, LBook, ASPLinux.
Самым большим достижением в компании считают не только то, что она сумела выстоять в непростое время, но и продолжить развитие, сохранился кадровый костяк компании.
Основные планы развития:
- увеличить ассортимент предлагаемой продукции (бытовая техника);
- активно работать с вендорами, что в перспективе даст возможность прямой работы с ними;
- расширить географию продаж интернет-магазина;
- увеличить продажи ПК собственной сборки;
- наращивать базу конечных клиентов в корпоративном сегменте рынка.