Алексей Ананьин стал одним из победителей рейтинга «25 лучших управляющих российских ИТ-компаний» второй раз (2008, 2010).
Два года назад эксперты, проголосовавшие за Алексея Ананьина, отмечали, что слияние IBS и Borlas стало «событием 2007 г.» на ИТ-рынке. Сейчас они* утверждают, что Алексей в качестве руководителя IBS не менее эффективен, чем во главе Borlas. «IBS была и остается одним из бесспорных лидеров среди системных интеграторов, — считает один из наших экспертов. — И сейчас это во многом уже заслуги Алексея». «Одно из самых значительных достижений Алексея Ананьина заключается в том, что слияние таких гигантов, как IBS и Borlas, прошло успешно, — отмечает другой эксперт. — Спустя три года об этом можно говорить с полной уверенностью».
В нашем рейтинге Алексей Ананьин вошел в топ-10 по критериям «Позиции компании на рынке», «Репутация на рынке» и «Деловая интуиция».
Алексей Ананьин отвечает на вопросы CRN/RE.
CRN/RE: Что стимулирует вас заниматься бизнесом?
Алексей Ананьин: То, чем я занимаюсь уже на протяжении почти 20 лет, стало больше, чем работой. Это, если хотите, образ жизни. Мне это нравится. И нужен какой-то очень серьезный стимул, чтобы я перестал этим заниматься!
CRN/RE: Как вы представляете себе компанию без вашего управления?
А. А.: Это будет другая компания. Возможно, не менее успешная, но другая. А какая именно, зависит от того, кто будет ею управлять.
CRN/RE: Какие угрозы вы считаете более существенными для вашей компании: внешние или внутренние?
А. А.: Наши результаты в кризисные годы еще раз подтвердили, что компания достаточно устойчива, мобильна, несмотря на размер, а команда менеджеров достаточно профессиональна. Поэтому серьезных внутренних угроз я не вижу.
CRN/RE: Какие качества руководителя, с вашей точки зрения, были наиболее важными для успешного управления компанией в период кризиса? Почему? Какие будут особенно ценными на этапе восстановления рынка? Почему?
А. А.: Два года назад был задан похожий вопрос. Мое мнение не изменилось. И в кризис, и после важными чертами, к каким стремлюсь сам и какие всегда с восхищением отмечаю в коллегах, считаю: принципиальность и требовательность в равной степени к себе и сотрудникам, умение слушать и, главное, слышать; приоритет нравственности при необходимости быть расчетливым. Очень ценю сдержанность, спокойствие и самообладание.
CRN/RE: Назовите самое большое достижение компании в 2008–2009 гг.
А. А.: Удалось сохранить ключевых заказчиков, свою уникальную продуктовую линейку и отраслевой охват, масштаб бизнеса, эффективную систему управления.
CRN/RE: Что из намеченного на 2008–2009 гг. не удалось выполнить?
А. А.: На наш взгляд, главная неудача в ходе кризиса, связанная с ИТ-рынком, состоит в том, что все мы (как ИТ-компании, так и наши заказчики) не реализовали шанс поднять на новый уровень качество использования ИТ. Мы предполагали, что в кризис — когда лишних денег у заказчиков не стало и появился резон тратить их более грамотно — должен измениться и уровень требований к внедряемым технологиям. Можно было ожидать, что многие заказчики начнут искать свои «зоны неэффективности» и инвестировать в улучшение таких бизнес-процессов. И соответственно возникнет спрос на наиболее «продвинутые», интеллектуально емкие сервисы и решения. В действительности все оказалось не совсем так. Например, многие активно занимались совершенствованием процессов продаж, возник спрос на системы CRM и т. п. Однако очевидно, что падение сбыта практически у всех компаний произошло не из-за того, что менеджеры по продажам оказались плохими, а из-за того, что сократился рынок в целом.
При этом мы уверены, что снижение издержек, улучшение качества и повышение производительности труда выглядят гораздо более перспективными направлениями. Здесь непаханое поле для внедрения новых концепций управления, модернизации процессов, применения автоматизированных систем. Но кропотливой работе по совершенствованию самих себя мы все еще предпочитаем чудодейственную таблетку, пусть даже очень дорогую, например внедрение той же CRM.
CRN/RE: Каковы основные планы развития IBS?
А. А.: По поводу темпов грядущего восстановления рынка есть различные оценки, от консервативной — рост около 20% ежегодно в 2011–2012 гг., до оптимистичной — до 50% в год. В любом случае, если не случится каких-то невероятных катаклизмов, ожидается бурный рост ИТ-рынка, что станет столь же серьезным вызовом для всех, сколь и кризис. Теперь нам нужно подготовиться к новому этапу — фазе восстановления и бурного роста рынка.
Это тем более важно, что возможно и повторение эффекта 1998 г., когда по итогам кризиса люди бизнеса поняли, что нужно точно видеть, сколько у тебя денег, сколько товара, кому и сколько ты должен. Было понятно, что без серьезной ИТ-поддержки эти вопросы решать невозможно, и возникла волна спроса на ERP-системы. Сейчас кризис ставит перед руководителями новые вопросы, например, из чего состоит твоя себестоимость, насколько оптимально организовано производство. Новые вопросы должны генерировать спрос на новые решения, поэтому нам, в частности, следует быть готовыми к удовлетворению спроса на системы управления основными фондами и производством.
* Некоторые эксперты попросили опубликовать их мнения о победителях без указания имен.
Справка о компании
Год основания — 1992.
Количество сотрудников — около 3 тыс.
Структура оборота в 2009 г.:
- системная интеграция — 55%,
- корпоративные поставки «железа» — 45%.
Состояние бизнеса по итогам 2009 г. Выручка в 2009 ф. г. (закончился 31 марта 2010 г.) 310 млн. долл. (падение на 34% по сравнению с 2008 ф. г.).
Филиалы. Екатеринбург, Казань, Пермь, Санкт-Петербург.
Основные клиенты IBS (для направления системной интеграции): «Газпром», «Газпром добыча Надым», «Газпром трансгаз Югорск», «Газпром добыча Ямбург», «Нарьянмарнефтегаз», ЛУКОЙЛ, ГидроОГК, «Интер РАО», «Мосводоканал», ОГК-1, ОГК-6, РАО ЕЭС, СУЭК, АЛРО, «Гражданские самолеты Сухого», «Металлоинвест», Магнитогорский металлургический комбинат, «Монди Сыктывкарский ЛПК», ОМЗ, «Северсталь», ОКБ Сухого, «Уралкалий», «ФосАгро», ГКНПЦ имени Хруничева, «Электросталь», Центральный банк РФ, Национальный банк ТРАСТ, Сбербанк, УРАЛСИБ, BANANA-MAMA, BAT, S7, «Глория Джинс», «Омский Бекон», «Сладко», «Спортмастер», Ванинский морской торговый порт.
Новые направления бизнеса, открытые в 2008–2009 гг.: в 2009 г. в IBS был создан Департамент по работе со сферой образования, в котором консолидированы ресурсы и отраслевая экспертиза IBS, а в рамках направления управленческого консалтинга открыто направление — развитие корпоративных университетов.