Web-сервер — это нечто большее, чем просто операционная среда для Web-деятельности компании. Это крайне важный рубеж между свободной стихией Интернета и всем комплексом систем современного предприятия. И конечно же, эта самая прозрачная сетевая технология — поле битвы между давними соперниками, компаниями Microsoft и Netscape Communications.
Хотя в заголовках доминирует эта борьба, главные действия развиваются на забытых всеми флангах. Здесь совершенно бесплатный Web-сервер Apache, который работает на различных операционных системах, обеспечивает существование более половины Web-серверов во всем мире.
По данным аналитической фирмы Netcraft из Великобритании, утверждающей, что ее исследованием было охвачено свыше 4,3 млн. узлов Web, почти 55% из них используют Apache; следом идет компания Microsoft с 24% и совсем уж далеко позади — Netscape, получившая примерно 4%, и O’Reilly & Associates, у которой менее 2%.
Лидерство Apache, вообще говоря, спорно и зависит от методики исследования. Опрос реселлеров, проведенный в декабре 1998 г. CRN совместно с фирмой Ruzinsky Research, позволил выявить, что самый ходовый продукт — это Web-сервер Microsoft (47%); следом за ним шел пакет Netscape (24%).
А исследование фирмы Gartner Group показывает, что Microsoft и Netscape имеют примерно одинаковую установочную базу, порядка 500 тыс. серверов каждая, тогда как на долю Apache приходится приблизительно 320 тыс. серверов.
Вывод такой, что программное обеспечение с открытым кодом вполне жизнеспособно, даже если некоторые реселлеры, и среди них Джонатан Швам, вице-президент по обслуживанию компании Sandwire, привержены Web-серверам на базе Windows NT.
«Linux и Apache — прекрасные инвестиции. Единственные затраты тут — время, — говорит Швам. — С другой стороны, это время — довольно значительно, и появляется вопрос: если ты не гуру в этих программах, то зачем тебе заниматься их размещением?»
Интересно, что ни один поставщик коммерческих Web-серверов не испытывает сколь-нибудь серьезных опасений относительно Apache, а просто стремится расширять свою долю на рынке и развивать программы работы с каналами. По мнению исследовательской фирмы Forrester Research, крупные, ориентированные на потребительский рынок узлы переходят на коммерческие решения, чтобы обеспечить лучшую поддержку, возможность совершения транзакций, безопасность и, что еще важнее, более удобное управление.
«Можно, конечно, приобретать байты бесплатно, но в дальней перспективе дешевле будет, вероятно, купить для поддержки пакет Netscape. В этом мире ничего не получишь задаром», — считает Джон Пирсон, директор по работе с каналами компании Netscape.
Представители фирмы O’Reilly, которые отнеслись скептически к данным о распространенности продукта Apache, сообщили, что они редко с ним сталкиваются, поскольку основной его рынок составляют небольшие и начинающие компании. А главные вертикали O’Reilly — сфера образования и некоммерческие организации, и компания предлагает здесь специальные скидки.
Как и в случае с большинством программ для Интернета, основные деньги дает не сама продажа, а обслуживание. Средняя реселлерская маржа на Web-серверы варьируется от отрицательной величины, как в случае пакета Microsoft, до почти 40% на решение O’Reilly, в последнюю входит и доход от обслуживания. Netscape отказалась сообщить среднюю маржу на свой продукт; VAR’ы могут ожидать ее на уровне 10%.
Ни один из поставщиков не требует сертификации на продажу или обслуживание, хотя такая возможность имеется. Программы работы с каналами Microsoft, бесспорно, самые исчерпывающие и нацелены как на VAR’ов, зарабатывающих консалтингом, так и на системных интеграторов.
Большая часть Web-серверов продается в составе общего решения и редко в качестве отдельного продукта, поэтому неудивительно, что подбором заказчиков никто из поставщиков специально не занимается. Если Microsoft полагается на маркетинговую мощь, стоящую за Windows NT 4.0 (Internet Information Server входит в ее поставку), то Netscape и O’Reilly делают ставку на бесплатную загрузку, стремясь таким образом заполучить новых потенциальных клиентов.
В конечном счете, как отмечает Пирсон, с помощью Web-серверов реселлеры могут делать гораздо больше, нежели просто сопровождать Web-страницы. «Что замечательно в работе с Интернетом, так это возможность существования самых разных реселлеров и услуг: сетевая интеграция, традиционные базы данных, прикладные программы, интеграция баз данных. Это целая новая отрасль, позволяющая реселлерам строить бизнес-планы в соответствии со своими силами», — сказал он.