Традиционный дилерский семинар CPS этого года можно, пожалуй, назвать не только более реалистичным, чем предыдущие, но даже суровым и резким. Хотя вместо двух секций («Деловое ПО» и «ПО для дома») работала всего одна, некоторые тенденции на рынке ПО проявились довольно четко. Главная обозначилась сразу: рынок мультимедиа замер, основная возможность заработка для дилеров — заказы госструктур и уцелевших компаний, у розницы перспектив в регионах сегодня практически нет.
«Разработчиком движет жадность». Эта мысль сквозила в репликах дилеров CPS во время выступлений представителей немногочисленных российских компаний-участников семинара — NMG, «Промт», ABBYY, «Лаборатория Касперского». Но речь шла вовсе не о неправильной антикризисной политике. Напротив, многие торговые партнеры благодарны отечественным поставщикам, установившим фиксированный курс доллара и всячески поддерживавшим их в тяжелый период. Упреки в жадности стали «криком души» регионов, когда разговор зашел о мультимедиа и антивирусных программах. В частности о продукции «Лаборатории Касперского», а начал его Вадим Заборский, представитель Symantec. Из его выступления следовало, что вместо того, чтобы предлагать дешевые и хорошие продукты на российском рынке, компания старается выйти на европейский, но предлагаемое ПО оставляет желать лучшего, поскольку средств для серьезного тестирования нет, да и вряд ли они когда-нибудь будут.
У Натальи Гончаровой, менеджера по продажам AVP «Лаборатории Касперского», свои резоны: «Мы начали позже, сейчас догоняем и стараемся поддержать наших партнеров. Средства не позволяют нам работать только на рынке конечных пользователей, и многие разработки ориентированы на корпоративный рынок. А на мировом рынке мы начали активно действовать лишь полгода назад. Сейчас мы развиваем дистрибьюторскую сеть не только в СНГ, но и на Западе». Может быть, и не стоило упоминать все эти рассуждения о жадности, если бы не обострение двух застарелых проблем отечественного рынка ПО, ставших темой «круглых столов»: «Софтверный бизнес в посткризисный период» и «Проблемы борьбы с пиратством».
По оценкам многих участников семинара, продажи на российском рынке ПО упали на 50% по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом корпоративный рынок сохранился, хотя на нем и прошло некоторое перераспределение, а вот рынков домашнего пользователя и мультимедиа, к глубокому сожалению многих, уже практически нет.
Дистрибьюторы и дилеры отмечали и еще одну опасность — прямые продажи через Интернет, но опытные люди не советовали волноваться, так как не только коммуникации, но и законодательство в России к подобному типу продаж не готово. Среди вероятных направлений работы дилеров называли переход от автоматизации банков к автоматизации производства и обслуживание уже существующих АСУ предприятий.
Алексей Щербаков, президент Ассоциации по борьбе с компьютерным пиратством, сообщил, что уже активно работает программа по борьбе с пиратством. Кроме того, недавно после вмешательства крупнейших западных компаний, были направлены соответствующие письма премьер-министру и Президенту. Принято решение о создании отдела интеллектуальной собственности при МВД России.
Юрий Злобин, возглавляющий «Русский щит», рассказал, что компания активно сотрудничает с управлениями МВД по экономическим и уголовным преступлениям, но, по его мнению: «Пиратство было, есть и будет. Нужно лишь свести его в определенные рамки». Юрий Злобин считает, что, для того чтобы бороться с пиратством, необходим сбалансированный комплекс мер, одной юридической работы или отдельных силовых акций недостаточно. А вот в регионах считают, что тягаться с пиратами просто невозможно и поэтому стоит бороться не с теми, кто продает, а с теми, кто покупает, причем не с частниками, а с крупными организациями, которые беспокоятся о своем имидже.