VAR’ы и поставщики отмечают, что корпоративные заказчики все чаще приобретают блокнотные компьютеры, чтобы использовать их вместо настольных систем.

Снижение цен и рост возможностей ноутбуков способствуют развитию этой тенденции.

Наблюдатели в отрасли говорят, что раньше портативные ПК отличались меньшим быстродействием и ограниченным объемом жесткого диска по сравнению с настольными системами, но теперь положение изменилось.

Выпустив в апреле 1998 г. специальный вариант процессора Pentium II для мобильных систем, корпорация Intel значительно сократила разницу в быстродействии между блокнотными и настольными системами. Выпуск же ею в начале 1999 г. процессора Celeron для мобильных систем и появление менее дорогих процессоров других компаний, например Advanced Micro Devices, приведет к уменьшению разницы в ценах.

«Возможности ноутбуков теперь сравнялись с возможностями настольных систем, — сказал Джерри Парди, президент и главный управляющий исследовательской компании Mobile Insights. — Это позволяет корпоративным пользователем воспринимать портативные ПК так же, как настольные».

По словам Парди, почти 70% покупателей ноутбуков намерены использовать их в качестве основных систем. Год назад это собирались сделать только 35% покупателей.

Поставщики и VAR’ы тоже отмечают увеличение сбыта блокнотных компьютеров.

«Три-четыре года назад основное значение придавалось компактности и легкости, сегодня же корпоративные заказчики хотят обладать самыми передовыми технологиями», — подчеркнул Стив Андлер, вице-президент Fujitsu PC по маркетингу. Он добавил, что примерно 60—70% портативных ПК Fujitsu приобретаются для замены настольных систем.

Эрик Бреннан, директор корпорации Compaq Computer по маркетингу мобильных систем в Северной Америке, считает, что 40% производимых компанией ноутбуков идет на замену настольных систем.

«В категории блокнотных компьютеров, эквивалентных по возможностям настольным системам, наши дела идут очень хорошо», — заявил он. — По объему продаж портативные ПК серии Armada 7000 идут на втором месте после высококачественных недорогих моделей Armada 1700.

Как сообщил Тим Питерс, генеральный директор корпорации Dell Computer по ноутбукам Latitude CPi, примерно 80% этих компьютеров продаются в качестве замены настольных систем.

По мнению VAR’ов, компании, использующие блокнотные ПК в качестве основных, вместо настольных и в разъездах, в сущности, получают возможности двух типов систем по цене одной.

«Портативные компьютеры начального уровня, оснащенные 12,1-дюйм дисплеем, стоят меньше 2000 долл. Добавьте еще 300 долл. на монитор и 300 долл. на док-станцию, и за 2600—2700 долл. вы получаете две машины», — говорит Эрик Фелдман, директор компании ComputerLand по маркетингу и работе с предприятиями. Сейчас, как сообщил Фелдман, от 30 до 40% ноутбуков ComputerLand продает в качестве основных систем. Год назад соответствующая цифра составляла от 10 до 15%.

«Заказчикам теперь можно покупать вместо двух систем один блокнотный компьютер», — отметил вице-президент PWR Systems Винни ДиСпиньо. В качестве основных систем PWR продает почти 75% портативных ПК с операционной системой Windows. Ноутбуки Macintosh компании Apple Computer покупаются с такой целью в 50% случаев.

Как пояснил ДиСпиньо, блокнотные ПК под Windows используются в основном для офисных приложений, большинство пользователей систем Macintosh занимаются сложной графикой, применяя для этого рабочие станции с несколькими внешними устройствами, в том числе SCSI-накопителями. Такие системы и устройства часто используются несколькими работниками, поэтому выносить их из здания нецелесообразно.

По мнению некоторых наблюдателей в отрасли, в ближайшие годы не стоит ожидать сохранения тенденции к замене настольных систем портативными компьютерами.

Хотя компания Technology Partners и продает сейчас 50% ноутбуков в качестве основных систем, ее директор по материально-техническому снабжению Тони Одас объявил, что темп сбыта этих систем остался на уровне прошлого года. Он пояснил, что в основном компании оснащают такими ПК сотрудников, занимающихся продажами и маркетингом.

«Исторически поставщики блокнотных компьютеров начали с продажи их предприятиям, поэтому сейчас корпоративный рынок охвачен очень широко», — комментирует Адалио Санчес, генеральный директор подразделения IBM по мобильным системам.

Санчес считает, что, поскольку у многих корпоративных заказчиков переход с настольных систем на ноутбуки уже завершен, новых заказчиков нужно искать среди малых и средних предприятий. «Тенденция к замене систем сохранится, но не будет столь сильной, как раньше», — сказал он.

Санчес сообщил, что на замену настольных систем пошло 65% проданных в 1998 г. портативных ПК у компании IBM. В 1997 г. эта цифра составляла 50%.

Некоторые аналитики полагают, однако, что тенденция к замене настольных систем сходит на нет. Аналитик компании Technology Business Research Джо Ферлаццо говорит об озабоченности тем, насколько сохраняется безопасность важных корпоративных данных при переносе на блокнотные компьютеры.

Ферлаццо считает, что по этой причине ноутбуки покупаются в качестве замены настольных ПК в основном для торговых агентов и для верхнего звена управления, но не для высших руководителей. «Тенденция к замене уменьшается. Никто не хочет, чтобы «сокровища короны» покидали здание каждый раз, когда его покидает старший вице-президент», — заключил он.

Редакция CRN/RE обратилась к менеджерам российских представительств компаний-поставщиков портативных ПК и руководителям концерна «Белый Ветер—ДВМ» с просьбой ответить на следующие вопросы:

1. Существует ли подобная тенденция в России?

2. Если да, то когда она может измениться?

3. Какова типичная компания, приобретающая портативный компьютер в качестве настольной рабочей станции?

«Белый Ветер — ДВМ»

Федор Волков, заместитель директора по развитию (дистрибьюторское подразделение):

«На российском рынке заметна тенденция использования корпоративными клиентами портативных компьютеров в качестве офисных рабочих станций. Но нельзя сказать, что она носит массовый характер.

Сейчас корпоративные сети оснащаются большим количеством рабочих станций. В первую очередь это связано с низкой покупательной способностью многих компаний, и я не думаю, что в ближайшее время ситуация изменится.

Чаще портативный компьютер в качестве рабочей станции используют компании с обширной филиальной сетью и унифицированной сетевой инфраструктурой: портативный компьютер позволяет сотруднику работать в любом офисе, как на своем рабочем месте. Но таких компаний мало».

IBM

Валентин Иванов, менеджер по настольным и мобильным системам:

«Сейчас мы наблюдаем эту тенденцию в России. Она стала особенно заметна с началом поставок 570-й модели, имеющей оптимальное соотношение цена/качество. Ее продажи идут достаточно успешно.

Росту рынка портативных компьютеров способствует развитие малого и среднего бизнеса. Сейчас такой ПК окупается за 6—12 мес, поэтому существенных изменений в худшую сторону на этом рынке в ближайшее время мы не ожидаем. Напротив, можно говорить о том, что спрос на портативные компьютеры, по сравнению с настольными, вырос».

Dell

Дмитрий Лебединский, директор по маркетингу:

«Компьютерный рынок России тесно связан с мировым. Поэтому, естественно, описанная тенденция заметна и в нашей стране. И как во всем мире, она связана со снижением цен и увеличением функциональных возможностей портативных компьютеров.

В этом секторе рынка не стоит ожидать спада: в ближайшее время все больше компаний будут приобретать портативные компьютеры. Это схоже с мобильным телефоном: попробовав один раз и оценив удобство, очень сложно от него отказаться.

Портативный компьютер вместо настольного покупают в основном представительства инофирм, торговые и финансовые компании».

Hewllet-Packard

Елена Свечникова, менеджер по продукции (мобильные компьютеры):

«В России много «мобильных» компаний, сотрудники которых часто

ездят в командировки по стране и миру. Поэтому, естественно, эта тенденция актуальна и для России.

Спрос на ПК у нас вряд ли угаснет в ближайшее время.

На портативные системы переходят в основном компании, работающие в области торговли, туризма или государственные организации».

Compaq

Святослав Сорокин, руководитель отдела маркетинга:

«Эта тенденция затронула и Россию, но в основном международных клиентов. Говорить о переменах можно будет только после изменения экономического положения в стране. Российские компании предпочитают (из-за цен) модели, уже снятые с производства».